4 мин.

Клубы +/- болельщики

Давайте ка разберемся – при каких условиях клубы и болельщики смогут жить в мире и согласии. Тема фундаментальная и не на один день...

Всем привет

Начинаем разговор об очевидной, актуальной, фундаментальной, но так и никак не разрешаемой проблемы – взаимоотношения российских клубов и болельщиков. Начнем с базовых вещей, а потом, поговорим подробнее о деталях – есть наработки + надеюсь на мысли/идеи в комментариях.

Сформулируем проблему – не смотря на красивые лозунги, сейчас в российском клубном футболе 99% клубов живет обособленной жизнью от своих болельщиков, равно как и болельщики живут в своих мирах, оторванных от поддерживаемых футбольных клубов.

На практике это означает, что все контакты футбольных клубов с болельщиками, как правило, сводятся к 1) контакту на домашних матчах клуба (команда на поле, болельщики на трибунах) 2) раскрытию информации на сайтах клубов (клуб пишет, болельщики читают).

С болельщиками ситуация еще сложнее. В настоящее время в российской практике нет механизмов, использование которых позволяло бы болельщикам выражать единую согласованную позицию по отношению к клубу по различным вопросам (при этом еще и на регулярной основе), и, как следствие, влияя на процесс управления клубом.

Пример – текущий конфликт Фратрии с руководством «Спартака». Редкий на самом деле случай в российской практике, когда болельщики клуба выражают свою единую согласованную позицию. НО – от лица всех ли болельщиков выражена позиция? Очевидно что нет, что 100% голосов не будет ни у кого ни на одних выборах. Вместе с тем, вполне вероятно, что все-таки квалифицированное большинство болельщиков поддерживают требования к клубу. Но сколько все-таки болельщиков у клуба не знает ни сам клуб, ни сами болельщики. Все. Логический тупик – одни требуют, не зная сколько их, ответ других – болельщиков клуба миллионы, а вас – по пальцам перечесть. Цивилизованных прямых способов решения конфликта нет, остаются косвенные – бойкоты, заряды, протесты и прочие акции, которые мы все можем наблюдать.

В случае со «Спартаком» имеем, что есть клуб, а есть консолидированная масса болельщиков, которая заявляет, что они самая большая группа спартаковских болельщиков (при этом с ними никто и не спорит, кроме руководства клуба, наверное). Вместе с тем, даже в такой ситуации, в которой болельщики выступают единым фронтом, данных для решения уравнения не достаточно. А уравнение ведь надо решать, ну, если клуб конечно хочет развиваться, а не топтаться вокруг да около, что мы наблюдаем в последние годы.

А теперь рассмотрим остальные 95% (примерно так) российских клубов, которые в силу своей меньшей популярности чем «Спартак», еще не прошли тот эволюционный путь консолидации движения болельщиков. Мое мнение, что у большинства клубов отсутствует организация, которая могла бы заявить, что представляет мнение/позицию подавляющего большинства болельщиков клуба. Ну а если такая организация и есть, то см. ситуация «Спартак»-Фратрия, примерно те же проблемы, тот же тупик, но только в меньших масштабах конечно же.

К чему ведет такая ситуация? К тому, что у большинства клубов практически нулевой уровень лояльности болельщиков. Если у клуба нет славной истории и традиций (исключения – «Торпедо», «Динамо», «Спартак», ЦСКА, «Локомотив», «Зенит» и немногие другие клубы), то уровень интереса к клубу практически на 100% определяется его спортивными результатами. Играет клуб хорошо, люди идут на трибуны, поддерживают команду; играет команда плохо, вылетела команда лигой ниже – получите 100-200 зрителей на трибунах. Будет еще хуже – тогда команду распустят и уже оставшиеся 50 болельщиков напишут открытое письмо президенту России и на этом история команды закончится. Вот такой расклад. Немного мрачновато, может практика она и попозитивней, но только чуть-чуть. Сути это не меняет.

Как сделать так, чтобы обозначенный выше сценарий все-таки не являлся доминирующим? Правильно – необходимо повышение лояльности аудитории болельщиков за счет интеграции клуба и этих самых болельщиков, за счет создания новых ценностей для болельщиков, ценностей, получаемых за счет участия в жизни клуба.

И тут мы возвращаемся на исходную – все понимают, что футбол для болельщиков, что клубы и болельщики должны жить мирно и дружно, но никто не знает, что надо делать, или – знает, но не делает.

Как с этим бороться? Как двигать наш клубной футбол с мертвой точки?

Раз проблема не решается, тогда надо выявить причины проблемы, и работать над устранением причин.

Давайте пока выделим три базовых проблемы (может их и больше – давайте покумекаем):

Причина №1 – арифметическая - ни один клуб не знает точного количества своих болельщиков, равно как не знаю этого и болельщики и регуляторы.

Причина №2 – юридическая - ни один клуб не дает четкого определения кто такой «болельщик» клуба.

Причина №3 – психологическая – болельщики большинства клубов уже свыклись с ролью болельщиков-наблюдателей, как следствие – их пассивная жизненная позиция в отношении вопросов жизни клуба, своего участия в жизни клуба.

На этом пока ставлю на паузу, чтобы самому поразмыслить над сказанным %), ознакомиться с тем, что скажут по прочтению умные люди (про проблему, актуальность, причины, варианты спасения) и затем продолжить спасать наш футбол с новыми силами.

To be contibued

P.S. Кстати. Кто хочет пообщаться на данную тему – звоните +7-913-014-96-88. Отвечать в каментах всем не смогу. Телефон активируется с 18-го августа)