Клубы +/- болельщики
Давайте ка разберемся – при каких условиях клубы и болельщики смогут жить в мире и согласии. Тема фундаментальная и не на один день...
Всем привет
Начинаем разговор об очевидной, актуальной, фундаментальной, но так и никак не разрешаемой проблемы – взаимоотношения российских клубов и болельщиков. Начнем с базовых вещей, а потом, поговорим подробнее о деталях – есть наработки + надеюсь на мысли/идеи в комментариях.
Сформулируем проблему – не смотря на красивые лозунги, сейчас в российском клубном футболе 99% клубов живет обособленной жизнью от своих болельщиков, равно как и болельщики живут в своих мирах, оторванных от поддерживаемых футбольных клубов.
На практике это означает, что все контакты футбольных клубов с болельщиками, как правило, сводятся к 1) контакту на домашних матчах клуба (команда на поле, болельщики на трибунах) 2) раскрытию информации на сайтах клубов (клуб пишет, болельщики читают).
С болельщиками ситуация еще сложнее. В настоящее время в российской практике нет механизмов, использование которых позволяло бы болельщикам выражать единую согласованную позицию по отношению к клубу по различным вопросам (при этом еще и на регулярной основе), и, как следствие, влияя на процесс управления клубом.
Пример – текущий конфликт Фратрии с руководством «Спартака». Редкий на самом деле случай в российской практике, когда болельщики клуба выражают свою единую согласованную позицию. НО – от лица всех ли болельщиков выражена позиция? Очевидно что нет, что 100% голосов не будет ни у кого ни на одних выборах. Вместе с тем, вполне вероятно, что все-таки квалифицированное большинство болельщиков поддерживают требования к клубу. Но сколько все-таки болельщиков у клуба не знает ни сам клуб, ни сами болельщики. Все. Логический тупик – одни требуют, не зная сколько их, ответ других – болельщиков клуба миллионы, а вас – по пальцам перечесть. Цивилизованных прямых способов решения конфликта нет, остаются косвенные – бойкоты, заряды, протесты и прочие акции, которые мы все можем наблюдать.
В случае со «Спартаком» имеем, что есть клуб, а есть консолидированная масса болельщиков, которая заявляет, что они самая большая группа спартаковских болельщиков (при этом с ними никто и не спорит, кроме руководства клуба, наверное). Вместе с тем, даже в такой ситуации, в которой болельщики выступают единым фронтом, данных для решения уравнения не достаточно. А уравнение ведь надо решать, ну, если клуб конечно хочет развиваться, а не топтаться вокруг да около, что мы наблюдаем в последние годы.
А теперь рассмотрим остальные 95% (примерно так) российских клубов, которые в силу своей меньшей популярности чем «Спартак», еще не прошли тот эволюционный путь консолидации движения болельщиков. Мое мнение, что у большинства клубов отсутствует организация, которая могла бы заявить, что представляет мнение/позицию подавляющего большинства болельщиков клуба. Ну а если такая организация и есть, то см. ситуация «Спартак»-Фратрия, примерно те же проблемы, тот же тупик, но только в меньших масштабах конечно же.
К чему ведет такая ситуация? К тому, что у большинства клубов практически нулевой уровень лояльности болельщиков. Если у клуба нет славной истории и традиций (исключения – «Торпедо», «Динамо», «Спартак», ЦСКА, «Локомотив», «Зенит» и немногие другие клубы), то уровень интереса к клубу практически на 100% определяется его спортивными результатами. Играет клуб хорошо, люди идут на трибуны, поддерживают команду; играет команда плохо, вылетела команда лигой ниже – получите 100-200 зрителей на трибунах. Будет еще хуже – тогда команду распустят и уже оставшиеся 50 болельщиков напишут открытое письмо президенту России и на этом история команды закончится. Вот такой расклад. Немного мрачновато, может практика она и попозитивней, но только чуть-чуть. Сути это не меняет.
Как сделать так, чтобы обозначенный выше сценарий все-таки не являлся доминирующим? Правильно – необходимо повышение лояльности аудитории болельщиков за счет интеграции клуба и этих самых болельщиков, за счет создания новых ценностей для болельщиков, ценностей, получаемых за счет участия в жизни клуба.
И тут мы возвращаемся на исходную – все понимают, что футбол для болельщиков, что клубы и болельщики должны жить мирно и дружно, но никто не знает, что надо делать, или – знает, но не делает.
Как с этим бороться? Как двигать наш клубной футбол с мертвой точки?
Раз проблема не решается, тогда надо выявить причины проблемы, и работать над устранением причин.
Давайте пока выделим три базовых проблемы (может их и больше – давайте покумекаем):
Причина №1 – арифметическая - ни один клуб не знает точного количества своих болельщиков, равно как не знаю этого и болельщики и регуляторы.
Причина №2 – юридическая - ни один клуб не дает четкого определения кто такой «болельщик» клуба.
Причина №3 – психологическая – болельщики большинства клубов уже свыклись с ролью болельщиков-наблюдателей, как следствие – их пассивная жизненная позиция в отношении вопросов жизни клуба, своего участия в жизни клуба.
На этом пока ставлю на паузу, чтобы самому поразмыслить над сказанным %), ознакомиться с тем, что скажут по прочтению умные люди (про проблему, актуальность, причины, варианты спасения) и затем продолжить спасать наш футбол с новыми силами.
To be contibued
P.S. Кстати. Кто хочет пообщаться на данную тему – звоните +7-913-014-96-88. Отвечать в каментах всем не смогу. Телефон активируется с 18-го августа)
«Если у клуба нет славной истории и традиций («Торпедо», «Динамо», «Спартак», ЦСКА, «Локомотив», «Зенит»)».
У этих клубов нету истории и традиций?? Тогда у кого они вообще есть в России?
по пов - цска - приношу извинения. дело в том, что сперва пост разместил на своем блоге на Фратрии, а там «цска» - автоматом заменяется на данное сочетание букв (после пост скопировал на спортс.ру). такая вот забава у спартаковских болел. к коим я отношусь, но подобное коверкание на системной основе - не разделяю.
так что еще раз - приношу извинения.
2Shergar
некорректно сформулировал. исправляю. перечисленные клубы наоборот - примеры носителей традиций
«Если у клуба нет славной истории и традиций (исключения - «Торпедо», «Динамо», «Спартак», ЦСКА, «Локомотив», «Зенит» и немногие другие)».
http://www.amkar.ru/fanclub/ustav.rtf
http://www.amkar.ru/fanclub/protokol3.doc
http://www.amkar.ru/fanclub/svidetelstvo.jpg
А, собственно, для чего это клубам надо? Смысл? Зачем ему нужны болельщики? Конечно, приятно, когда их на стадион 20 тысяч из 20 тысяч возможных. Но это знаете как: приятно, конечно, когда жена минет сделала, но можно и без него, если просто хорошо потрахались.
Тоже и с болельщиками. Приятно, когда их биток на стадике, но если просто обыграли соперника - можно даже и без болельщиков. Я и уверен, что это именно так. Клубам болельщики не нужны. По-настоящем, как воздух рыбе - НЕ НУЖНЫ.
Посмотрите на сайты клубов. Контент - через пень колоду. Посмотрите на работу пресс-атташе клуба, а ведь это самый главный показатель работы клуба. И пресс-атташе есть в каждом российском клубе. И если в премьер-лиге еще можно найти примеры нормальной работы, то в пердиве или во второй лиге - бесполезно. Потомчто клубу это НЕ НАДО.
И теперь главный вопрос - а почему не надо-то? Да потому что ФК это не бизнес, а болельщики не актив. Вот и все.
До тех пор пока владельцы клубов не будут смотреть на них как на бизнес, все то о чем вы говорите Дмитрий - несбыточно.
И лично я считаю, что никогда владельцы не будут рассматривать свой клуб как бизнес. И всего лишь по одной причине - это не бизнес. Вот и все. Проще построить ТЦ и срубить бабок, чем валандаться с ФК. Нафига? Деньги надо делать легко и приятно, а не непонятно как.
ну собственно да - приведенные выше размышления для случае «когда клубу нужны болельщики» или, иначе говоря, когда у клуба есть четко выраженная цель - увеличения аудитории болельщиков
по поводу того что они не нужны - опять про цели, и откуда идут ноги, я написал в «модели футбольных клубов».
Рассуждения бизнес/не бизнес - скажем так, это разделение на очень грубые категории
Нет , конечно, в наших регионах, где финансовая судьба команды зачастую полностью в руках местных властей, можно себе плевать на болельщиков. Но тогда не стоит расстраиваться и ныть по всем СМИ, что пришел-де новый не интересующийся футболом губернатор, и команда тихонько загнулась.
Поднятый в статье вопрос очень важен и добавить к уже написанному мне, в общем-то, нечего.
Вместе с тем - в большинстве клубов ситуация именно «пофиг на болельщиков»
Другой вопрос - чем она обуславливается, именно «пофигистичностью», или «неумением и непониманием как с ними работать»? Я оптимистично верю что вторым. И как только в России начнет появляться практика нормальной/системной работой болельщиков, очень сильно надеюсь, что это создаст эффект снежного кома
К примеру - вот сейчас уже многие начинают говорить об «эффективности клубного менеджмента». Правда конкретики мало, но понимание уже приходит. Года два назад на эту тему была абсолютная тишина. Прогресс есть.
Также будет развиваться и ситуация с болельщиками.
У кого какие мысли на предмет методов решения обозначенных трех проблем?
А, по моему, никаких проблем тут нет. точнее есть, но они в другой плоскости лежат :)
Нет зависимости между отношением клуба к болельщикам и финансовым положением клуба. а посему болельщики для клуба - не более чем антураж при проведении матча. есть антураж - хорошо. нет - ну и ладно, переживем. обидно, конечно, но переживем.
На западе футбол это бизнес, который приносит деньги. у нас футбол это социальный проект, который приносит деньги для тех, кто у кормушки и некие политические дивиденты для тех, кто спонсирует.
Вот Спартак перестал приносить некие политические дивиденты - руководство задергалось, начались перемены.
Поэтому клубы и не ведут работу с болельщиками - на данный момент их и так все устраивает. Когда перестает устраивать, начинают, как в ситуации со Спартаком.
Теперь про вред нулевой лояльности со стороны болельщиков. Ну во первых, по моему, такая оценка некорректна. Лояльность, если посещаемость не нулевая, тоже не нулевая. И потом что плохого в том, что отсутствие спортивных результатов ведет к снижению посещаемости? А Вы покупаете продукты из лояльности к ним или исходя из своих вкусовых предпочтений?
Абсолютная лояльность это и есть фанаты. Но тогда ваш вопрос звучит - как сделать так, чтобы было больше фанатов?
Только ответ Вы сами же в тексте и предоставили «Если у клуба нет славной истории и традиций (исключения – «Торпедо», «Динамо», «Спартак», ЦСКА, «Локомотив», «Зенит» ....».
Славная история, традиции и т.д. - вот первый рецепт.
Второй рецепт - делать продукт в магазине вкусным. Вот в АПЛ собирают матчи середняков и аутсайдеров полные стадионы - потому что игра вкусная, плюс те же традиции.
Со стороны болельщика вообще все просто выглядит - вот я болельщик
играла моя Балтика сначала в первой лиге - собирался полный стадион. ну или почти полный
в высшей лиге - аншлаги на каждом матче
вылетела в первую лигу - треть стадиона на проходные и полстадиона - на лидеров
во вторую лигу - процентов десять собиралось
сейчас снова в первой, но опять по трети-полстадиона
а как иначе? ФК это религия не для болельщиков, а для фанатов. А их всегда будет меньше. Я - болельщик. и на вторую лигу не ходил. не интересно. а зачем мне это смотреть, если не интересно?
но кто то ведь ходил? правильно. есть те, кому интересно. просто их меньше.
То, что клубу важны болельщики или должны в идеале быть важны болельщики - это точно. Все же как ни крути клубам нужно стремиться к самоокупаемости. Грубо говоря, Газпром если что переживет потерю Зенита, а вот Зенит потерю Газпрома будет переживать крайне болезненно, если не будет зарабатывать билетами, ТВ-правами и атрибутикой и сувениркой.
По поводу лояльности. Классификация фанат-болельщик-неболельщик является крайне упрощенной. На самом деле категорий болельщиков можно выделить намного больше. Это лояльные клубу болельщики, которые ходят на стадион, лояльные, которые смотрят футбол по ТВ, любители футбола в целом, кто ходит на стадион, любители футбола, кто смотрит по ТВ, так называемые случайные болельщики, не имеющие любимой команды (Carefree casual fans) и т.п. Так вот лояльные болельщики, которые за клубом и в огонь и в воду, для клуба - основной источник дохода. Поэтому с точки зрения болельщика в том, что посещаемость напрямую коррелирует с соревновательными успехами, конечно, ничего страшного нет. А для клуба это «не есть хорошо» очевидным образом.
По поводу того, что же делать. Соглашусь, что одна из наиболее важных проблем - то, что клубы не знают ничего про своих болельщиков. Хотя составить худо-бедно базу данных болельщиков не запретительно сложно даже в России. Европейские клубы пользуются для этого своими сайтами. У них на сайтах есть регистрация с содержательной анкетой, это все интегрируется с данными, полученными при бронировании билетов, плюс туда же можно «приделать» анализы переходов по ссылкам с сайтов и т.п. И можно получить и профиль отдельного болельщика, и демографический портрет аудитории, и географический портрет, и сегментировать болельщиков и все на свете. И так намного проще понять, как же повышать лояльность.
Про то, как у нас обстоит дело с интернет-сайтами клубов вроде бы говорить не надо. Уже кто-то ниже высказался по этому поводу и я совершенно согласна.
И по поводу представительства. У крупных европейских клубов существуют официальные фан-клубы, членство в которых стоит денег, но члены при этом обеспечиваются набором преимуществ. Фаны Барселоны, например, среди прочего получают и представительство на ассамблеях, и возможность выбьирать президента клуба.
У нас этого не понимают. Ведь для создания нормальной работы с болельщиками необходимы средства. А какой-нить финдир, далекий от маркетинга и футбола, посмотрит на цифры и получится примерно такой диалог:
-А зачем?
-Ну мы должны заботиться о болельщиках, создавать для них дополнительный
Мне эта тема близка, пишу проект как раз по болельщикам, буду счастлив, если хотя бы что-то из этого
на самом деле, все можно сделать, было бы желание и понимание, что это необходимо. В европейских странах и США, болельщики - основной доход клуба. И они заботятся о них, знают очень много о них.
У нас этого не понимают. Ведь для создания нормальной работы с болельщиками необходимы средства. А какой-нить финдир, далекий от маркетинга и футбола, посмотрит на цифры и получится примерно такой диалог:
-А зачем?
-Ну мы должны заботиться о болельщиках, создавать для них дополнительный сервис, дополниетльную ценность, чтобы они были с нами, формировать их лояльность.
-А зачем? Они и так купят билеты, они дебилы, зачем носится за ними.
-Ну потом они еще купят, т.к. чувствуют, что они нужны клубу, о них заботятся.
-ну это потом, а сейчас они и так неплохо покупют билеты, атрибутику и т.д., поэтому не думаю, что есть смысл что-то создавать.
Мне эта тема близка, пишу проект как раз по болельщикам, буду счастлив, если хотя бы что-то из этого удастся внедрить. Ну и надо быть хитрее при разговоре с финдиром, что-то устроить все равно можно;)
2 Marsianka
можно поподробнее о Вашей профессиональной деятельности? лучше в мыло - wallace_00(at)mail.ru