5 мин.

Мэйбел Фэрбенкс: опровергшая пословицу «один в поле не воин»

Сто лет назад, 14 ноября 1915 года, в местечке Флорида Эверглэйдс (США) родилась Мэйбел Фэрбенкс, чья жизнь является удивительным примером несгибаемой воли, мужества и веры в свою путеводную звезду.

Мэйбел

Она происходила из бедной семьи афроамериканцев с примесью индейской крови племени семинолов. Девочка, у которой были еще старший брат и младшая сестра,  никогда не знала своего отца – мать воспитывала детей одна и умерла, когда Мэйбел было 8 лет.

Некоторое время она жила у своей школьной учительницы, которая держала ее в доме за служанку, а потом отправилась в Нью-Йорк, где в то время жил ее брат, но его жена отказалась принять девочку. В один из дней ее бродяжничества Мэйбел, уснувшую на скамейке в нью-йоркском Центральном парке, заметила проходившая мимо богатая белая леди. Она пожалела ее и взяла в свой дом, где девочка стала работать няней у ее ребенка.

Что случилось в период между ее уходом из дома брата и встречей с той женщиной, невольно определившей ее судьбу, Фэрбенкс никогда и нигде не упоминала. А из окна дома, где она поселилась, ей были виден каток и  катающиеся на нем фигуристы.

Вскоре девочка купила за 1 $ пару подержанных коньков с ботинками, которые были на два размера больше, чем требовалось. Чтобы не выпадать из них, Мэйбел набивала их хлопчатобумажными тряпками и училась кататься. Однако сделать это было совсем не просто: ведь из-за цвета кожи ее не пускали на каток в Центральном парке, когда там занимались фигуристы, и она каталась на замерзшем пруду Гарлема.

Правда, ее настойчивое желание заниматься фигурным катанием все-таки возымело свое действие, и управляющий катка в Центральном парке разрешил Фэрбенкс тренироваться там по ночам. А еще ее дядя, которого к тому времени разыскала Мэйбел, видя желание племянницы преуспеть в любимом виде спорта, соорудил ей дома подобие катка размером 6х6 с сухим льдом.

Когда же в 30-х гг. Фэрбенкс увидела в кино пируэты знаменитой Сони Хени, фигурное катание стало для нее настоящей страстью. Эту ее одержимость заметила однажды тренер Мэрибел Винсон-Оуэн и стала тайком, по ночам, давать ей бесплатные уроки фигурного катания. Затем к ней присоединился еще один  прославленный тренер - Говард Николсон, работавший когда-то с Соней Хени. А еще девушка издали наблюдала за тем, как тренируются в платных группах фигуристы, и жадно впитывала в себя советы мастеров, которые те давали своим ученикам, повторяя затем подсмотренные на льду элементы.

Мастерство Мэйбел росло, и она успешно выполнила все тесты, необходимые для участия в соревнованиях. Но к соревнованиям ее ни разу не допустили, так как в те годы темнокожим фигуристам путь в большой спорт был закрыт.

Тогда Фэрбенкс решила выступать в ледовых шоу. B 1940-х гг. она приехала в Лос-Анджелес, где выступала в ночных клубах типа Cyro's. Затем ее пригласили участвовать в шоу Rhapsody on Ice и дали роль в телеверсии шоу Frosty Follies.

Однако известные ледовые ревю не спешили заключать контракт с «цветной» фигуристкой, пусть даже блистательно исполняющей свои партии, и Мэйбел нашла выход из положения: она организовала свое ледовое шоу, с которым сначала выступила в the Gay Blades Ice Arena в Манхэттене, где публика была смешанной, но преобладали афроамериканцы. В 1940-е гг. с этим шоу она объездила многие страны.

Мэйбел

Мэйбел Фэрбенкс и Маэ Эдвардс в ТВ-шоу Frosty Frolics. Начало 1950-х гг.

Яркую, темпераментную Мэйбел, обладающую к тому же отменной техникой прыжков и вращений, наконец, заметили и боссы знаменитых ревю: сначала ее пригласили выступать в Ice Capades, а затем и в Ice Follies.

В 1950-е гг. началась ее тренерская карьера. Фэрбенкс обладала особым чутьем на талантливых детей и учила их с огромным энтузиазмом. Памятуя свой нелегкий путь и несостоявшуюся спортивную карьеру, она привлекала к занятиям фигурным катанием,  в том числе, и темнокожих детей, многие из которых стали впоследствии знаменитыми фигуристами. Среди них были Этой Уилсон, первый афроамериканец, выигравший чемпионат США среди новисов, повторившие его успех Ричард Эвелл и Мишель Мак-Клэди, затем - Тай Бабилония и Рэнди Гарднер, которых именно она поставила в пару, Скотт Хэмилтон, Кристи Ямагучи, Руди Галиндо, Тиффани Чин, Лесли Робинсон и многие другие.

Мэйбел

Мэйбел Фэрбенкс на тренировке с Тай Бабилонией. Вторая половина 1960-х гг.

«Все, кто у нее занимался, знали, что она тренирует своих учеников не только для того, чтобы они стали знаменитыми фигуристами, но и чтобы они стали замечательными людьми, - говорит о своем тренере Этой Уилсон. -  Многие ее ученики стали впоследствии адвокатами, врачами, учителями, писателями. Она тренировала их, чтобы они стояли на пьедестале почета, куда ей так ни разу и не удалось подняться самой».

Мэйбел

Однако именно Фэрбенкс совершила настоящий прорыв в американском фигурном катании, всей своей деятельностью поспособствовав тому, чтобы были отменены ненавистные правила сегрегации для фигуристов и "небелые" фигуристы могли наравне со всеми участвовать в соревнованиях и выигрывать их.

Не создав своей семьи, Мэйбел до 79 лет работала на катках Culver City и Hollywood Polar Palace, отдавая всю свою душу ученикам. В 1997 г. она стала первой афроамериканкой, введенной в Зал Славы ФК США.

Мэйбел

В последние четыре года своей жизни она страдала тяжелым заболеванием - миастенией, ограничившей ее возможность двигаться. За несколько месяцев до смерти у нее диагностировали лейкемию.

Мэйбел Фэрбенкс скончалась 29 сентября 2001 года в Providence St.Joseph's Medical Center в Бербанке. Она похоронена на кладбище Hollywood Forever Cemetery в Голливуде. 15.10.2001 г. она посмертно была введена в Зал Славы женского спорта.

Мэйбел

Могила Мэйбел Фэрбенкс на кладбище Hollywood Forever Cemetery в Голливуде.