7 мин.

Хана Машкова: свет далекой звезды. Часть I. Детство. Дебют на международной арене

Хана Машкова появилась на свет 26 сентября 1949 года в скромной семье, весьма далекой от  спорта: ее мать работала поваром в детском саду, а отец был метрдотелем в одном из пражских отелей.

Хана

1952 (?) год

Хана родилась во втором браке пани Марии, которой в первом браке пришлось пережить страшную трагедию: в 1946 году ее первый муж, Ян Кубата, в приступе сумасшествия забил молотком до смерти двоих их малолетних детей – шестилетнюю Марушку и полуторамесячного Гонзика, после чего покончил с собой. Поэтому, когда у Марии и Йозефа Машковых родилась Хана, она стала для родителей, особенно для матери, настоящим светом в окошке и предметом неустанных забот и безграничной любви, которая, когда Хана повзрослела, не всегда наилучшим образом сказывалась на ее спортивной подготовке и личной жизни. Но об этом позже.

На коньки Хана встала в 5 лет на стадионе «Штванице» и так полюбила кататься, что была готова проводить на катке целые дни. Однажды в куче копошившейся на льду детворы ее заметил известный тренер Карел Глогар, у которого был наметанный глаз на способных детей:  в свое время он был первым наставником двух замечательных фигуристок – Айи Врзаньовой, ставшей первой чехословацкой чемпионкой мира (1949-50 гг.), и двукратной победительницы Всемирных универсиад (1949 и 1951 гг.) Дагмар Лерховой.  Глогар быстро распознал редкий талант этой девочки и пестовал ее в течение нескольких лет до того, как передать в чуткие руки Милы Новаковой.

Хана

1956 (?) год

С 8 лет Хана стала участвовать в соревнованиях, а в 10 лет праздновала свою первую победу. Заслугой Глогара, как говорила впоследствии Мила Новакова, было то, что он сумел развить феноменальный толчок, данный Хане природой: она всегда прыгала не только высоко, но и совершала при этом длинный пролет.

Хана

1963 год

Попасть в школу Милы Новаковой, подготовившей первых чехословацких чемпионов мира в танцах на льду Еву и Павла Романовых, было большой удачей, и вскоре работа с этим тренером принесла свои плоды: в 1963 году Хану посылают на ЧЕ в Будапешт. При этом она еще ни разу не была не только чемпионкой страны, но даже не поднималась на пьедестал почета первенства ЧССР: на ЧЕ ее послали в порядке исключения.

Вот что вспоминал о европейском дебюте Машковой журналист Пршемысл Грубы в статье «Девушка, ставшая мелодией» опубликованной в журнале "Власта" в 1972 г. (перевод с чешского мой): "«Помню, как несколько лет назад я сидел на пльзеньском Зимнем стадионе и с сожалением вынужден был констатировать низкий уровень произвольного катания фигуристок. Двойные прыжки были, но много было и падений. Самым большим камнем преткновения для девушек был двойной лутц. Рядом со мной сидел тренер Ярослав Садилек и усмехался в усы: «Погоди, в следующем году среди них появится Хана Машкова. Она в совершенстве прыгает все двойные прыжки, а как увидишь ее высоченный аксель, так снимешь шляпу».

Х

1963 год

Садилек не преувеличивал: Хане не было еще и 12 лет, когда она начала меряться силами с нашими лучшими фигуристками. Ее произвольное катание сразу же вызвало изумление специалистов и восхищение зрителей. Стройная девчушка, высоко взлетающая надо льдом при исполнении своих головокружительных прыжков, казалось, не ведала страха.

Хана

1963 год

Шел 1963 год. В городе на Дунае, Будапеште, проходил чемпионат Европы. Самой младшей участницей среди женщин была 13-летняя Машкова. После исполнения «школы» никто, за исключением наших фигуристов и журналистов, не принимал ее во внимание. Но вот наступил субботний вечер, а с ним и соревнования женщин в произвольной программе. Они всегда приносят с собой оживление в зале. Так произошло и на открытом стадионе Будапешта, несмотря на мороз и ветер.

От сильного холода перехватывало дыхание, скольжение на промерзлом льду сильно отличалось от скольжения на крытом катке. Только на все это девочка в красном платьице не обращала внимания. Она буквально порхала надо льдом. В бодром темпе она справилась со всеми прыжками, а во время дорожек восхищенные зрители стали аплодировать ей в такт. Вихревым пируэтом в центре катка Хана закончила четырехминутную программу – программу, которая в морозный субботний вечер согрела зрителей.

Хана

1964 год

Долго-долго не смолкали аплодисменты. Судьи вытащили из своих планшетов высокие оценки, и с 20-го места Хана поднялась на 15-е. Она переживала свой успешный дебют на чемпионате Европы с неподдельной радостью своих тринадцати лет. По своему спортивному мастерству она была уже взрослой, большой фигуристкой, но по поведению – совершенным ребенком. Она еще играла в куклы, да и само фигурное катание было для нее большой игрой. Она сидела с нами в журналистской ложе и моему коллеге Бржезине предложила записывать все оценки, сказав при этом, что сможет таким образом потренироваться в счете. Годом позже на чемпионате ЧССР она заняла 4-е место и опять поразила всех своим произвольным катанием».  

Хана

1964 год

Хана отличалась редким трудолюбием, к тому же от природы она была наделена большим чувством ответственности. Для того чтобы успеть на первую тренировку на «Штванице», девочка вставала в 4 часа утра и первым трамваем ехала на стадион. Причем уже с 8 лет она привыкла ездить туда самостоятельно. В 1967 г. на чехословацком ТВ был снят документальный фильм о Хане с красноречивым названием «Mistrovství se rodi ve 4 ráno» («Мастерство рождается в 4 часа утра»).

Хана

1964 год

Можно только удивляться, как она все успевала: многочасовые ежедневные тренировки сменялись занятиями музыкой, танцами и немецким языком. При этом она очень хорошо училась в школе. В одном из интервью Ханы, данном журналисту «Советского спорта» она говорила: «У меня только две двойки, а остальные – единицы» (единица  была высшей отметкой в школах Чехословакии – Л.М.).

Хана

1964 год

В то время  60% успеха фигуристов составляла обязательная программа – «школа», и лишь 40% приходилось на произвольное катание. «Школу» Хана не любила и никогда не была в ней первой ученицей, но, скрепя сердце, по многу часов вырисовывала на льду все эти параграфы, крюки и выкрюки, без которых невозможно было добиться успеха. Однако любовь зрителей фигуристы завоевывали во время соревнований в произвольном катании, и здесь программы юной Машковой могли посоперничать с программами признанных мастеров. Хана была высокотехничной фигуристкой - журналисты окрестили ее "феноменальной прыгуньей", и при этом отличалась удивительной пластикой, лиризмом и музыкальностью.

Хана

Хана Машкова и Ондрей Непела на ОИ 1964 года

В 1964 году Хану  послали на Зимние Олимпийские игры в Инсбрук. Она заняла там 15-е место, в то время как чемпионка страны Яна Мразкова – лишь 25-е. В олимпийском городе близ Альп о юной пражанке говорили в превосходной степени. Внимание к себе привлек и наследник Карола Дивина Ондрей Непела. В зарубежной прессе писалось о том, что Чехословакия является «месторождением» талантов в фигурном катании. Практически всем стало ясно, что в новом олимпийском цикле и Хана, и Ондрей поднимутся на новую ступень своего мастерства и будут играть далеко не последние роли не только в европейском, но и в мировом фигурном катании.

Хана

1964 год

Продолжение следует.