5 мин.

Сборная России (92/93 гг.) - Трудный Путь Вперёд ... Или Поиски Утраченного Времени

                                                                                                                                                                   

1992 год. Москва. Сборная России перед своим первым отборочным матчем, против Исландии (1:0). Справа налево: В.КУЛЬКОВ-И.ДОБРОВОЛЬСКИЙ-С.ЮРАН-В.КАРПИН-С.КОЛОТОВКИН-С.КИРЬЯКОВ-И.ЛЕДЯХОВ-Д.ХЛЕСТОВ-В.ОНОПКО-С.ЧЕРЧЕСОВ-И.ШАЛИМОВ.

 

 

СБОРНАЯ РОССИИ (92/93 гг.) - ТРУДНЫЙ ПУТЬ ВПЕРЁД ... ИЛИ ПОИСКИ УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ ...

 

 

1992 год. Москва. Сборная России перед своим первым отборочным матчем, против Исландии (1:0). Справа налево: В.КУЛЬКОВ-И.ДОБРОВОЛЬСКИЙ-С.ЮРАН-В.КАРПИН-С.КОЛОТОВКИН-С.КИРЬЯКОВ-И.ЛЕДЯХОВ-Д.ХЛЕСТОВ-В.ОНОПКО-С.ЧЕРЧЕСОВ-И.ШАЛИМОВ. Очень хотелось тогда верить, что этому составу очень многое окажется под силу, и пусть даже не столько в плане результата и достижения цели, сколько в плане обретения какой-то своей особенной, присущей только русскому и российскому футболу, игровой харизмы или, проще говоря, ИГРОВОЙ ИДЕИ ...

 

И здесь, конечно, видимо, надо отдать должное и В.И.Колоскову (тогдашнему главе нашей футбольной федерации), который, даже несмотря на довольно внушительные результаты предыдущего нашего тренера (последнего тренера в истории сборных СССР/СНГ!) А.Ф.Бышовца, под руководством которого нашу последнюю, общесоюзную, сборную не сумели одолеть, в четырёх матчах подряд!, даже сразу три, сильнейшие на тот момент, сборные мира: Италии, Германии и Голландии; решил, видимо, что куда важнее даже столь солидного и внушительного баланса в матчах против сильных мира сего, сама ИГРА, а точнее, что-то даже более важное, чем конечный результат - а именно, поиск какого-то своего, самобытного и неповторимого Русского Футбольного Игрового Мировоззрения!..

 

И вот, с благословения В.И.Колоскова, во главе нашей сборной (впервые выступавшей под названием России), перед стартом нового отборочного турнира, стал в каком-то смысле футбольный романтик и апологет исконно Русского, комбинационного, открытого и ярко-выраженно атакующего стиля П.Ф.Садырин ... Конечно, здесь всё было и вновь, и во многом поучительно, и к огромному сожалению, не прошедшее пресловутое испытание Временем.

 

Да, и один из главных, поучительных, и вместе с тем, и печальных выводов заключался и в том, что ельцинское время (а точнее - БЕЗВРЕМЕНЬЕ!) не оставляло никаких шансов на выживание никаким более не менее значимым процессам жизни тогдашнего русского и российского общества, включая и такой стратегический и во многом социально-значимый организм, как национальная футбольная сборная ...

 

А потому то внутренне крушение осени 1993 было, в какой-то степени, заранее запрограммировано и предрешено, как, наверное, и то, что, столь же заранее, было и роковое ощущение того, что нашей новой сборной, так или иначе, новые закулисные "Хозяева Нового Мирового Порядка" добиться всё равно ничего не позволят ... Поэтому, думаю, будет правильным провести анализ выступления (и его творческой составляющей) той команды П.Садырина не через призму конечного результата, а скорее, если можно так выразиться, через призму новых творческо игровых "завоеваний" и творческо-концептуальных продвижений ...

 

Конечно, надо сразу сказать, что соперники по отборочной группе в 1992-93 гг. у нас были для подобных наблюдений далеко не самые оптимальные (Греция, Венгрия, Исландия), и тем не менее, и они к тому времени уже представляли собой определённые (пусть и далеко не первые) величины ... Так какова же была игра нашей сборной в том первом для неё отборочном цикле?.. - На мой взгляд, внешне довольно-таки невнятной, и пожалуй, за исключением довольно яркой домашней победы над Венгрией(3:0), всё тогда (опять-таки повторю, внешне!) оставляло довольно будничное и заурядно усреднённое впечатление.

 

Но я здесь всё же рискну высказать мысль, что будь в нашей группе, скажем, незадолго до этого дисквалифицированная Югославия или какой-либо сопоставимый с ней по классу соперник, то и наша команда П.Ф.Садырина, что называется, действовала бы уже на иных высотах и, образно выражаясь, на более важных и высоких направлениях ...

 

И всё же рискну утверждать, что какую-то невидимую или, условно говоря, виртуальную свою миссию (возможно, даже на дальнюю перспективу и годы вперёд ...), та наша сборная и её главный тренер всё же выполнили: Прежде всего, Павлу Фёдоровичу, даже несмотря на довольно блеклое в целом содержание игры нашей сборной образца 1993 года, удалось-таки стратегически обрисовать будущие контуры Концептуальных направлений.

 

Я здесь имею ввиду, прежде всего, тот ПОДЧЁРКНУТО-СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ, если не сказать, ТОТАЛЬНО-ОТКРЫТЫЙ и ТВОРЧЕСКИ-ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ Вариант Состава, который идейно культивировал тогда в своей Сборной Павел Фёдорович. Думаю, не лишним будет его вновь вспомнить: Прежде всего, конечно, наиболее показательной была тогда Средняя Линия нашей команды: в центре полузащиты: И.ШАЛИМОВ и И.ДОБРОВОЛЬСКИЙ - подчёркивающие едва ли не изысканно-оптимальный эстетический Вкус нашего главного тренера!

 

Но а ближе к флангам их поддерживали И.КОЛЫВАНОВ (мастер вдохновенно-порывистого дриблинга) и А.КАНЧЕЛЬСКИС (пожалуй, классический фланговый всадник). При этом, Павел Фёдорович, как бы подчёркивая свои изысканно-эстетические предпочтения, наряду с Шалимовым и Добровольским, постоянно поддерживал вблизи ключевой обоймы центральных полузащитников, и таких ярко-выраженных импровизаторов и вольных художников, как А.Мостовой, И.Корнеев, В.Татарчук (И.Ледяхов), к которым ближе, к концу цикла добавился и ещё один такой классик жанра,как А.ПЯТНИЦКИЙ!..

 

Что и говорить, это ли было не свидетельство постоянного и утончённо-проницательного Творческого Поиска Павла САДЫРИНА, всем своим выбором и постоянным поиском оптимального Сочетания Состава в Средней Линии, как бы показывающего, что для него, даже куда важнее будущего турнирного результата, является НАХОЖДЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО самого ЗВЁЗДНОГО и ТАЛАНТЛИВОГО Сочетания Полузащитников! (и мне почему-то в этой связи вспоминаются слова легендарного французского тренера (времён Платини, Тиганы и Жиресса) М.Идальго, как-то изрёкшего: "Для меня главный Критерий (в определении состава) - это ТАЛАНТ"...

 

Думаю, столь же прометеевскую (в плане отстаивания в Футболе элемента Искусства!) фразу, мог тогда, в 1993 году, произнести и П.Ф.Садырин!.. Но а заканчивая краткий экскурс в тот состав нашей сборной 1993 года, могу только добавить, что и сочетание (или правильней сказать,Тандем) Форвардов, было подобрано Садыриным не менее эстетично и оптимально-творчески, упуская во многом даже свои личные тренерские и клубные привязанности ... перед Зовом его Величества Футбольного Искусства и Эстетизма(!): С.КИРЬЯКОВ (король изысканно-неукротимого и всепоглощающего Дриблинга!) и С.ЮРАН (какое-то новое воплощение таранной мощи и стрельцовской изящности и глубинного понимания тонкости эпизода!..)

 

Кто знает, как бы сложилась турнирная Судьба ТОЙ нашей сборной на ЧМ-1994 года, и пусть я даже соглашусь со скептиками, а точнее, просто заключу, что ничего серьёзного выиграть нам там бы просто не дали, но, уверен, едва ли не главным (и прежде всего, творческим!) достижением всего нашего Отечественного Российского Футбола ... могло стать уже просто одно выступление на финальном турнире, тем, едва ли не самым оптимальным, с точки зрения Созидательного и Творческого начала, составом!..

 

И пусть это так тогда и не удалось, но, думаю, всё же, та наша, самая первая, Сборная России образца 1992/1993 гг. и сегодня оставляет Надежду будущим поколениям своих наследниц на какой-то схожий пример в эталонном и изысканно-творческом подборе будущих составов, будущих поколений российских сборных! И, возможно, в этом и заключалась та главная миссия той, первой, нашей сборной ...