10 мин.

К чемпионату мира-2011 по фигурному катанию. Чемпионат Европы 1970 года в Ленинграде

            Второй чемпионат Европы в СССР проходил пять лет спустя после фантастического по популярности турнира в Москве. 1970-й, Ленинград, свежепостроенный «Юбилейный». За пять лет фигурное катание изменилось не столь сильно, как изменились наши фигуристы. И наша страна. И если фигуристы наши изменились в лучшую сторону, то о стране я бы такого не сказал.

            В третий и последний раз в истории чемпионат Европы проходил в том же (еще) Ленинграде двадцать лет спустя, в 1990-м. А первый чемпионат мира – в 2005-м, в Москве. Так что сильнейшие фигуристы встречаются в нашей стране в пятый раз.  

            В Ленинграде впервые в истории наши спортсмены претендовали на два золота европейского чемпионата – в парном катании и танцах на льду. Да и в одиночном катании все ждали достойных результатов. 

            Начинали, как обычно, спортивные пары. Сборная СССР изменилась радикально. Безусловные лидеры, конечно же, Ирина Роднина и Алексей Уланов. Две другие пары – дебютанты: ленинградцы Людмила Смирнова и Андрей Сурайкин, москвичи Галина Карелина и Григорий Проскурин. Смирнова/Сурайкин еще не казались болельщикам достойными конкурентами чемпионам мира и Европы. У них была сложная программа и другой стиль катания – более лиричный, менее агрессивный и не столь впечатляющий. Но пока еще довольно неуверенное катание (по сравнению с лидерами, разумеется). Они мне сразу запомнились и всегда очень нравились. Григорий Проскурин дебютантом не был. Это был опытный фигурист, катавшийся еще в 1965-м с Татьяной Тарасовой, а после ее вынужденного ухода подыскивавший себе партнершу. Нашли Галина Карелину. Году, примерно, в 1968-м.

Галина Карелина и Григорий Проскурин

Их первые совместные «опыты» выглядели тяжко: Карелина была совсем молоденькой и мало что вообще умела. Но в 1970-м они стали третьей парой страны, а это фактически означало, что они – основные претенденты на звание третьей пары Европы.

Ирина Роднина и Алексей Уланов

           В Ленинграде Роднина/Уланов выиграли без проблем. Все девять судей отдали им первое место. Если память мне не изменяет, вторыми столь же единодушно стали Смирнова/Сурайкин. Ребята заметно нервничали, но откатались очень неплохо.

Людмила Смирнова/Андрей Сурайкин

            А вот в борьбе за бронзу Карелина/Проскурин проиграли опытной паре из ГДР Хайдемари Штайнер/Хайнц-Ульрих Вальтер.  

Хайдемари Штайнер/Хайнц-Ульрих Вальтер

             Пара Штайнер/Вальтер выигрывала бронзовые медали в 1967-1968 г.г., в 1969 –м была четвертой (весь пьедестал был у советских пар), и вот – возвращение в медали. Катались они очень неплохо. Вальтер был намного более опытным фигуристом, еще в 62-63 г.г. катался на Европе с другой партнершей, и уже с 1966 – с Хайдемари Штайнер. А Карелина/Проскурин в произвольной были неточны в прыжках, и опыта не хватало, да и характера тоже, что выяснилось через год.  В 1971-м Карелина/Проскурин выиграли на Европе бронзу, и претендовали на бронзу чемпионата мира. И у них сдали нервы в произвольной программе. А уже в 1973-м в сборную ребята не попали.

              Отметил бы выступление еще одной пары из ГДР – Мануэла Гросс/Кве Кагельман. Заняли они в Питере седьмое место, это был их второй чемпионат (год назад – тоже седьмые). Маленькая Мануэла и здоровенный Уве великолепно исполняли поддержки, но Гросс в силу детского возраста частенько падала в прыжках. Они всё же докатались до бронзы на ЧЕ-1972, но больших успехов всё же не было.

         У мужчин без каких-либо проблем победил Ондрей Непела. Девушки в Питере ходили за ним табуном, не подозревая, что все их старания напрасны. Катался Непела как всегда легко, артистично, и соперников у него не было.

Ондрей Непела

Серебро выиграл француз Патрик Пера.

Патрик Пера

         Конечно же, наши надежды были связаны с Сергеем Четверухиным. Год назад он впервые стал бронзовым призером чемпионата Европы, и наиболее шальные болельщики считали, что ему пора бороться за золото. На льду он выглядел таким… аристократом.

Сергей Четверухин

Впрочем, я о Четверухине уже много чего писал – исключительно в хвалебных тонах. Да и было за что хвалить. Но в Питере произвольная у него не получилась, и Сергей уступил бронзу 21-летнему Гюнтеру Цоллеру из ФРГ.

Гюнтер Цоллер

Четверухин проиграл Цоллеру в первый и последний раз в своей карьере. До того на чемпионатах Европы они встречались трижды, и всегда Сергей уверенно был впереди. И вот такой облом на домашнем льду.

          Пятое место занял Сергей Волков. Это был его третий чемпионат: в 1968-м он был двенадцатым, в 1969-м седьмым. До первой и единственной европейской медали (серебро Загреб-1974) оставалось еще четыре года.

 Сергей Волков

На седьмую строчку поднялся Юрий Овчинников (1969 г. – девятый). Но пока это был еще не совсем тот Овчинников, который будет блистать через несколько лет. Он только начинал набирать ход.  

           В Ленинграде дебютировали два выдающихся в будущем фигуриста: 14-летний Ян Хофман из ГДР занял девятое место, а 20-летний Джон Карри – двенадцатое. И уже тогда их потенциал был заметен. Но, глядя на Джона Карри, мне бы и в голову не пришло, что это – будущий олимпийский чемпион. 

           У женщин победила Габи Зайферт из ГДР. Победила с большим трудом.     

Габриэле Зайферт

           Габи едва ноги унесла от австрийки Беатрис Шуба. Шуба дебютировала в 1967-м, в 1968-69 г.г. выигрывала бронзовые медали. Точнее, не опускалась ниже третьего места. В Ленинграде уже удержалась на втором. Через год Трикси Шуба станет чемпионкой Европы и мира, через два – олимпийской чемпионкой. 

Беатрис Шуба за любимым занятием – чертит восьмерки в «школе».

Бронзу выиграла 19-летняя венгерская фигуристка Жужа Алмаши.

Жужа Алмаши

Несмотря на свои 19 лет, это был уже шестой ее чемпионат: начинала она еще в 1964-м. В 1967-м уже выигрывала бронзу, в 68-69 занимала четвертое место. И вот – возвращение на пьедестал.  Алмаши будет кататься еще два года и уйдет после Игр в Саппоро.

         Четвертое место заняла 18-летняя итальянка Рита Трапанезе. В следующем сезоне итальянка выиграет бронзу. Трапанезе, пожалуй, первая итальянская фигуристка, добившаяся таких высоких результатов.

          Сборную СССР представляли две дебютантки. Елена Александрова заняла седьмое место, причем поднялась на него после произвольной программы. С какого места поднялась – точно не помню, но где-то в районе 10-11.

Елена Александрова

           Почему-то считалось, что Лена недостаточно артистична. Но у нее были великолепные высокие прыжки (тройные она не прыгала, как и практически все участницы), неплохие вращения, дорожки, и по мне – так очень даже артистична. Катание Александровой мне нравилось - когда она не падала. Дебютное выступление в Ленинграде так и осталось лучшим в ее карьере. Через год она была восьмой, через два – с трудом десятой, а потом ушла. Травмы замучили.

           Вторая наша участница, Алла Корнева, была 12-й. Корнева единственный раз выиграла бронзу на чемпионате страны, сразу поехала на Европу, и больше нигде никогда и никак. Помню ее очень смутно. Если не принимаю желаемое за действительное, то есть если то, что я помню – именно Корнева: прыгала не очень, и не высоко, в основном вращения и позы. В общем, сплошной артистизм.

             И на десерт – танцы на льду. Чемпионы, Таулер/Форд, ушли. Серебряные призеры, Дженет Соубридж/Джон Лейн, тоже оставили лед. Первые в очереди на победу – бронзовые призеры прошлого первенства Людмила Пахомова и Александр Горшков.                

             На том чемпионате шла борьба двух направлений дальнейшего развития танцев на льду. Примерно расскажу, как мне это представлялось. Английская школа – абсолютная синхронность движений партнеров. Но в этих рамках возможности развития были уже исчерпаны. Наши предложили нечто другое: наряду с синхронностью – более яркие программы, типа разговора на льду, более сложные поддержки и прочее, в чем я не очень разбираюсь. Помню только, что больше всего споров было не по поводу синхронности (глупо спорить), а по поводу отхода от канонов классической английской школы. Через 15 лет выяснилось, что одно другому не мешает. Наш вариант развития вылился в итоге в позы и заламывание рук, эдакие зверские страсти на льду (самые яркие представители – Бестемьянова/Букин), а синтез двух направлений дал миру Джейн Торвилл и Кристофера Дина.     

             В Питере судьи разделились на два лагеря: сторонник «английского» варианта поддерживали немцев, брата и сестру Ангелику и Эрика Бук. Более «прогрессивные» - Людмилу Пахомову и Александра Горшкова. Победили наши.

 Людмила Пахомова и Александр Горшков

Они действительно танцевали, и смотрелся их танец именно как танец, а не как автоматическое размахивание руками и ногами.  Но споры продолжались еще несколько лет, формировались какие-то группировки, и «консерваторы» даже одержали локальную победу на чемпионате Европы 1972 года, вытащив в чемпионы Буков. Справедливости ради должен сказать, что Буки мне нравились, это была действительно очень сильная пара, и была сильнее кого угодно – только не Пахомовой/Горшкова.   

            Бронзу в Ленинграде выиграли Татьяна Войтюк/Вячеслав Жигалин, ученики Татьяны Тарасовой. Это был их второй чемпионат, и первая и единственная медаль. В Ленинграде они катались раскованно, ни на что особо не претендуя, и именно эта раскованность и привела к результату.

            Третья наша пара, тренировавшиеся у Елены Чайковской Елена Жаркова/Геннадий Карпоносов, заняли шестое место. Жаркова уступала Карпоносову и в технике, и в артистичности, и это было заметно. Они будут кататься вместе еще два сезона, на уровне шестого места, а потом Жаркова уйдет, и появится пара Наталья Линичук/Геннадий Карпоносов.   

             По разному сложилась дальнейшая спортивная карьера, да и жизнь, участников того первенства Европы.  Но многие из них остались в памяти. И многие из них оставили заметный след в истории фигурного катания.

                Интересно, какие новые звезды загорятся на чемпионате мира 2011 года в Москве, и что о них напишут через сорок лет?