16 мин.

Бела Гуттманн открыл Пушкаша, Эйсебио и помог Бразилии выиграть ЧМ. Но большинство знает только о проклятье «Бенфики»

От автора: Привет! Данный пост создавался при тщательном изучении более 10 источников информации. Это гораздо больше, чем просто переписанная статья из Википедии. Поэтому подписка на блог, «плюсы», комментарии, донаты и любая другая форма активности будут особенно цениться. Приятного прочтения!

«Бенфика» вылетела из Лиги чемпионов. И хотя до финального матча было далеко, только ленивый не вспоминал о том, что, когда-то в 60-х годах прошлого века некий Гуттманн проклял этот клуб, и теперь он 100 лет не сможет выиграть евротурнир. Порой кажется, что венгерский тренер известен только из-за данной истории, а ведь в свое время он считался по-настоящему статусным специалистом, новатором и романтиком, который своими идеями повлиял сразу на три национальные сборные. Его тренерская карьера продлилась 40 лет и вместила в себя работу в 20 клубах в 12 странах мира.

Поэтому сегодня пост посвящен Беле Гуттманну – тренеру, который привнес в футбол гораздо больше, чем одну байку.

Детство, игровая карьера

Бела Гуттманн родился в 1899 году в обычной еврейской семье. В юношеские годы он увлекся футболом, который на тот момент был очень популярен в Венгрии. Своей игрой за клуб «Тереквеш» Бела привлек внимание главной команды страны тех лет – МТК, в которую перебрался в 1919 году. Поначалу он был запасным, однако с уходом более опытного Ференца Ньюлы Гуттманн стал игроком стартового состава.

Играл он преимущественно на позиции атакующего полузащитника и в составе МТК дважды стал чемпионом Венгрии. Однако скоро Ньюла вернулся в клуб, и Гуттманн, проиграв конкуренцию за место в основе, сменил клуб.

Бела перебрался в Вену, в клуб «Хакоах», где выступал 4 года. Его игра не осталась незамеченной: молодого футболиста начали привлекать к играм сборной Венгрии, но за нее Гуттманн провел всего четыре матча.

Бела Гуттманн во время выступлений за "Хакоах"

Олимпийские Игры 1924 года стали для него последним соревнованием в составе национальной команды. Рассказывают, что будучи недовольным условиями размещения в гостинице, он и еще несколько игроков поймали пару крыс и прицепили их к дверным ручкам комнат, где жили члены делегации. 

Сборная Венгрии на ОИ-1924

В 1926 году Бела перебрался в США, там его футбольная карьера продолжалась еще 6 лет. Современники описывали его стиль игры как «элегантный и изящный», его способности на поле вызывали аплодисменты. «Блестящий, вспыльчивый человек, с острым чувством стиля в одежде и острым осознанием собственной ценности», – так о нем отзывались знакомые.

В Америке он владел баром, но во время Великой депрессии потерял все свои сбережения и вернулся в Европу.

Начало тренерской карьеры: первые значимые успехи в Нидерландах и Венгрии 

После ничем не примечательного сезона в качестве главного тренера «Хакоаха», в 1935 году Гуттманн перебрался в голландский «Энсхеде» (сейчас это «Твенте»). Сезон до его прихода команда закончила в середине таблицы, всего в пяти очках от зоны вылета.

Во время переговоров по условиям контракта тренер настаивал на огромном бонусе в случае победы в чемпионате. Потенциальная выплата Гуттманну сулила банкротство клубу, но учитывая прошлые результаты, тогдашний президент «Энсхеде» решил рискнуть.

Сезон при новом главном тренере команда провела несравнимо сильнее, заняла третье место, проиграв всего 2 очка чемпиону – «Фейенорду». Рассказывают, что во время последних матчей турнира руководство «Энсхеде» буквально молилось, чтобы команда проиграла.

Следующий сезон оказался для клуба слабым, «Энсхеде» занял место в середине таблицы, а по итогам чемпионата Гуттманн покинул команду.

Менять место работы после одного-двух сезонов было его стилем. Бела не раз говорил: «В первом сезоне тренер работает спокойно и показывает все, что может. На второй год к нему начинают придираться, а на третий, как бы он ни старался, его все равно увольняют». За свою 40-летнюю тренерскую карьеру Гуттманн всего раз остался в команде на три сезона.

Бела работал в венгерском «Уйпеште», под его руководством команда выиграла чемпионство сезона 1938/39. Лучшим бомбардиром турнира стал Дьюла Женгеллер – основной игрок сборной Венгрии тех лет. Вдобавок к победе в чемпионате «Уйпешт» выиграл Кубок Митропы (один из первых международных клубных турниров).

Несмотря на успешный год, на второй сезон Гуттманн в клубе не остался. Одной из причин ухода стала смена правящего режима в стране с его ярко выраженным антисемитизмом. 

Война и послевоенные годы, возвращение в Венгрию

Вскоре началась Вторая Мировая война. Доподлинно неизвестно, как и где тренер жил в эти годы. На подобные вопросы Бела Гуттманн всегда отвечал уклончиво: «С Божьей помощью выжил». Даже в своей автобиографии, которая вышла в 60-х, он кратко описывает этот период своей жизни.

Есть сведения, что ему удалось сбежать в Швейцарию, некоторые авторы утверждают, что Гуттманн не избежал попадания в концентрационный лагерь (в одном из таких умер его старший брат), но выжил. Сразу по окончании войны он снова начал тренировать.

Весь сезон в венгерском клубе «Вашаш» Гуттманн получал зарплату продуктами питания. Через год он оказался в Румынии, в «Чиокануле», где впрочем, тоже проработал недолго.

Перед одним из матчей хозяин клуба решил самостоятельно выбрать состав на игру, на что Гуттманн предположительно ответил: «Отлично, кажется, основы Вы знаете, дальше справитесь сами», после чего незамедлительно ушел.

Он искренне не понимал, почему кто-то пытается им управлять, когда он берет полную ответственность за клуб, его результаты и его футболистов. Бела в принципе не любил вышестоящих людей, объясняя это тем, что «везде он был иностранцем, везде считали его другим, потому что он еврей». 

Вернувшись в Венгрию, он сразу же выиграл чемпионство с «Уйпештом», но гораздо более любопытным является его опыт работы в «Кишпеште» (вскоре переименован в «Гонвед»).

Гуттманн сменил на посту главного тренера Ференца Пушкаша-старшего, с которым отношения у Белы сразу не заладились. Поговаривают, что Пушкаш ставил под сомнение способности нового тренера.

В той команде начинал свою карьеру Ференц Пушкаш-младший, который впоследствии стал великим футболистом. Сезон под руководством Гуттманна стал самым результативным в его профессиональной карьере: в чемпионате Венгрии 1947/48 он забил 50 голов (а всего «Кишпешт» забил 82). Команда закончила чемпионат на 4-м месте, и должность главного тренера снова получил Пушкаш-старший.

Расставание с «Кишпештом» прошло в лучших традициях Гуттманна. В перерыве одного из матчей тренер сказал защитнику не возвращаться на поле: футболист играл чрезмерно грубо, Бела не хотел доигрывать матч в меньшинстве. За игрока вступился Пушкаш, и на второй тайм команда все же вышла в полном составе. По рассказам очевидцев вторую половину встречи Гуттманн провел на трибуне, где читал газету про скачки, а после игры сел в трамвай и больше никогда не возвращался.

«Тренер подобен льву: он доминирует над другими животными до тех пор, пока обращается с ними без страха и с уверенностью в себе. В тот момент, когда он теряет уверенность в своей гипнотической энергии, и в его глазах появляются первые признаки страха, он теряется», – искренне считал Гуттманн.

 Череда маленьких клубов и «Милан»

После «Кишпешта» Гуттманн уехал в Италию, там работал с «Падовой» и «Триестиной», на сезон заехал на Кипр, после чего возглавил «Милан». Там он прославился своими тяжелыми физическими тренировками и авторитарным подходом ко звездным футболистам. Рассказывают, что однажды один из основных игроков после тренировки сказал, что больше не выдержит ни одной. Буквально на следующий день Гуттманн приказал продать его. А когда футболист получил официальное письмо от клуба, в котором подтверждалось это решение, он тут же вернулся к тренировкам. 

Под руководством Гуттманна «Милан» лидировал в чемпионате после 19 туров, однако череда скандалов и конфликтов с руководством стали поводом к отставке тренера. Позже Гуттманн созвал пресс-конференцию, на которой заявил: «Меня уволили, хотя я не бандит и не гомосексуалист. Прощайте».

После этого случая в каждой следующей команде тренер договаривался о пункте в контракте, согласно которому его не могут уволить, пока команда находится на первом месте.

Работа в Бразилии и влияние на будущих чемпионов мира 

После «Милана» была «Виченца», откуда тренера позвали обратно на родину, в «Гонвед». В 1956 году разгорелось Венгерское восстание, и клуб всеми способами старался уберечь своих звездных игроков. Решение было найдено – длительное турне по разным странам с товарищескими матчами.

После непродолжительных поездок по Европе «Гонвед» пересек Атлантику и оказался в Бразилии. Там команда провела две товарищеские игры против «Фламенго» и «Ботафого», а затем пути футболистов разошлись. Кто-то вернулся в Европу (например, Ференц Пушкаш стал игроком мадридского «Реала», Золтан Цибор подписал контракт с «Барселоной»), подавляющее большинство все же вернулось в Венгрию, а Бела Гуттманн остался в Бразилии и стал главным тренером «Сан-Паулу». 

Поначалу игроки не приняли нового тренера, который совсем не разговаривал на португальском, поэтому крайне редко общался с игроками напрямую. Во время работы в «Сан-Паулу» Гуттманн активно использовал схему 4-2-4, что было своего рода нововведением. Различные авторы и историки футбола расходятся во мнении, был ли Гуттманн первым тренером, применившим эту расстановку в Бразилии, но он точно был одним из пионеров этого подхода и популяризатором данной схемы.

В первом же сезоне «Сан-Паулу» выиграл  Лигу Паулисту (чемпионат штата Сан-Паулу; на тот момент единого первенства в стране не существовало). В следующем сезоне только «Сантос» смог опередить в таблице команду Гуттманна. Все это время в тренерском штабе с Белой работал Висенте Фиола, который чуть позже стал тренером сборной Бразилии и готовил ее к Чемпионату мира 1958 года. Фиола привнес схему 4-2-4 в национальную команду, а сам Мундиаль оказался триумфальным для сборной Бразилии.

Есть мнение, что несколько месяцев до чемпионата мира Гуттманн негласно помогал сборной, якобы он изучал, как играют европейские команды и передавал необходимую информацию Фиоле. Подтверждения конкретно этому факту нет, но вклад Белы Гуттманна в первую победу сборной Бразилии на Чемпионатах мира признает даже ее тогдашний главный тренер.

«Наша победа наполовину заслуга Гуттманна, так как я скопировал его методы», — говорил позднее Висенте Фиола.

Сборная Бразилии после победы в финале ЧМ-58

Бразилия выиграла ЧМ, а Гуттманн после двух сезонов в «Сан-Паулу» вернулся в Европу. Поговаривают, его жена так и не привыкла к южноамериканскому климату, а без нее он не мог. Тренер вместе с ней переехал в Португалию.

Португалия: главные успехи в карьере Гуттманна

В 1958 году Бела Гуттманн был назначен главным тренером «Порту». Сезон до этого команда закончила на втором месте, уступив чемпионство «Спортингу» по разнице забитых и пропущенных мячей. 

Тренировка "Порту" пол руководством Гуттманна

Сезон 1958/59 «Порту» закончил с трофеем. Коллектив Белы Гуттмана одержал 17 побед в 26 играх, однако этого не хватило для убедительного чемпионства: как и годом ранее, пришлось считать забитые и пропущенные мячи, а по этому показателю «Порту» всего на 1 пункт оказался сильнее «Бенфики». К победе в чемпионате Гуттманн мог добавить победу в национальном кубке, но в финале все та же «Бенфика» оказалась сильнее.

Казалось, итоги сезона как бы предвосхищали дальнейшее противостояние двух клубов, однако в межсезонье Бела Гуттманн покинул «Порту» и перешел… Да, Вы угадали, в «Бенфику». Лиссабонский клуб предложил бóльшую зарплату.

Первое, что сделал Гуттманн на новом месте – устроил «чистку». «Бенфика» избавилась примерно от 20 футболистов, которые по мнению нового тренера были слишком старые. Вместо них взяли новых из молодежных команд. Чемпионат Португалии 1959/60 года выиграла именно «Бенфика». 

Перед началом следующего сезона Бела провернул еще один трансфер, ставший, возможно, главным в истории Португалии.

Как-то случайно Гуттманн встретил в парикмахерской Жозе Карлоса Бауэра, с которым они пересекались в чемпионате Бразилии. Команда Бауэра устраивала турне по Португалии и вскоре должна была отправится в Африку. Перед расставанием Гуттман попросил: «Послушай, если встретишь какого-нибудь хорошего футболиста-португальца, дай мне знать».

Примерно через месяц они снова пересеклись в той же парикмахерской. Бауэр докладывал: «Я встретил хорошего парня в Мозамбике, как раз тот, кого ты искал. Но клуб просит за него 20 тысяч долларов!». «Как зовут парня?», – спросил Гуттманн. «Эйсебио», – ответил ему Жозе.

Уже вскоре Бела лично отправился посмотреть на игру нападающего, после чего договорился о переходе 18-летнего парня в «Бенфику». Борьба за молодое дарование напоминала боевик: игрока захотел получить еще и «Спортинг». Дошло до того, что боссы «Бенфики» буквально заперли Эйсебио в отеле в Лиссабоне, приставив к нему на постоянной основе охрану. 

Эйсебио в форме "Бенфики"

В сезоне 60/61 Гуттманн использовал две основные схемы: 4-2-4 и W-M, а его клуб снова стал чемпионом страны. «Бенфика» забила больше любой другой команд лиги (92 мяча). Высокая результативность была отличительной особенность всех команд Гуттманна. Сам тренер описывал игру своих клубов так: «Если мяч не у нас, мы прессингуем каждого игрока. Если мяч у нас, мы должны бежать в свободное пространство… Я не буду против, если наш соперник забьет 3 или 4 мяча при условии, что мы забьем 4 или 5». 

В том же сезоне команда дошла до финала Кубка Европейских чемпионов. В главном матче турнира португальцам предстояло сыграть против «Барселоны». «Бенфика» выиграла со счетом 3:2, а в пятерке лучших бомбардиров турнира оказалось сразу 3 футболиста португальского клуба.

Игроки "Бенфики" с Кубком Европейских чемпионов после победы над "Барселоной"

Вопреки убеждениям о том, что третий сезон является губительным, Бела решил остаться еще на один. В чемпионате Португалии 61/62 «Бенфика» заняла третье место, пропустив вперед и «Спортинг», и «Порту». Зато Гуттманн с командой взял Кубок Португалии, первый для клуба за 4 года. Но, конечно, ключевым успехом стала вторая подряд победа в Кубке Европейских чемпионов. Там «Бенфика» обыграла мадридский «Реал», который на тот момент ни разу не проигрывал в финалах.

По ходу решающего матча «Бенфика» уже к середине первого тайма проигрывала 0:2, к перерыву счет стал 2:3. 

«Мы действительно верили, что сможем победить. Я помню, как Гуттманн на ломаном португало-итальянском языке говорил нам: «Господа, сядьте, господа сядьте. «Реал Мадрид» устал… «Реал Мадрид» устал… «Реал Мадрид» старый, старый, они не могут победить. «Реал Мадрид» не может больше бегать… Ди Стефано уже мертвый….», – рассказывал позднее один из игроков «Бенфики».  

Встреча закончилась со счетом 5:3. «Реал» впервые в истории проиграл в финале КЕЧ, а «Бенфика» выиграла второй подряд. Хет-триком за королевский клуб отметился Ференц Пушкаш, дубль на свой счет записал Эйсебио.

Эйсебио и Пушкаш

После матча игроки обменялись футболками, этот момент стал крайне символичным:  Ференцу на тот момент было уже 35, таким жестом он как бы передавал бразды правления молодому Эйсебио, и в этом как будто весь «королевский клуб», ранее непобедимый, отдавал должное «Бенфике». А ведь уместно будет вспомнить, что Гуттманн тренировал и Пушкаша, и Эйсебио.

После победы в финале КЕЧ-1962 года. Гуттманн в центре

После того памятного финала Гуттманн попросил у боссов «Бенфики» бонус за победу. Тренер приводил аргументы в свою пользу, дескать, за победу в еврокубке он получил меньше, чем за победу в чемпионате сезоном ранее. Однако руководство ответило отказом. Тогда-то Бела и проклял «Бенфику», но с этим проклятьем не все так однозначно.

Самая распространенная версия сказанных Гуттманном слов: «В следующие сто лет «Бенфика» без меня никогда не выиграет Кубок европейских чемпионов». Однако ряд источников, в том числе автор Джонатан Уилсон, приводят другие слова: «Бенфика» больше не выиграет Кубок Европейских чемпионов, пока мне не заплатят положенное». Согласитесь, это ведь немного разные условия. Так или иначе вот уже столько лет «Бенфика» не выигрывает еврокубки. После третьего сезона и отказа руководства клуба заплатить бонус, Гуттманн покинул «Бенфику».

Его уход символично совпал со сменой приоритетов в футболе. Через год «Бенфика» снова играла в финале Кубка Европейских чемпионов, но проиграла «Милану», где Нерео Рокко уже вовсю строил катеначчо. Гуттманн был последним романтиком в футболе. «Ушли все романтические идеи забить на один гол больше, чем соперника – им на смену пришел цинизм <...> с теорией на один гол меньше пропустить» – так это период времени описал Джонатан Уилсон.

Карьера Гуттманна после работы в Португалии получилась менее событийной. Он вернулся в Южную Америку, на один сезон возглавил уругвайский «Пеньяроль», с которым выиграл чемпионство и стал обладателем Кубка Либертадорес. Дальше была сборная Австрии, парочка мелких клубов, неожиданное возвращение в «Бенфику» на полсезона. Тренерскую карьеру Бела закончил в «Порту» в 1974 году.

***

«В этом мире Гуттманн жил как непрошеный гость, всегда настороже и в равной степени раздражаемый и раздраженный», – так тренера описывал Джонатан Уилсон в своей книге «Революция на газоне».

Бела жил в тяжелое во всех отношениях время. События, которые случались в его жизни не могли не отразиться на характере. Будучи евреем по происхождению, Гуттманну приходилось регулярно скрываться от того или иного политического режима, преследовавшего таких, как он. Все это сформировало его и сделало таким, каким его запомнили современники.

«Большинство людей в Венгрии о нем практически ничего не слышали. Конечно, ярые фанаты футбола его знают, также непосредственно в футбольной среде он известен, но его не ценят так, как он того заслуживает», – писал о Гуттманне венгерский журналист Матиас Шели.

Памятник Беле Гуттманну у стадиона «Бенфики»

Вне всякого сомнения, Бела был самым известным тренером своего времени. Его взгляды на футбол были революционными, идеи или даже непосредственное его участие повлияли на национальные сборные Венгрии, Бразилии и Португалии. 

Он был гораздо больше, чем просто тренер, который когда-то давно проклял «Бенфику»…. 

«Лучшая команда, с которой я работал в своей жизни». Как Свен-Ёран Эрикссон создал золотой «Лацио»

«Интер» выиграл по делу: «Бенфика» странно прессинговала и не могла сделать замены. Команда Индзаги была агрессивнее