11 мин.

Лучше поздно, чем никогда

В старом американском шедевре «Жажда жизни» 1956 года, с Керком Дугласом в роли Винсента Ван Гога и Энтони Куинном, играющем Поля Гогена, есть крошечный эпизод в парижской таверне «у Папаши Танги», скорее всего – выдуманный беллетристами, но, тем не менее, прекрасно иллюстрирующий положение в обществе непризнанного таланта. Не только рафинированная артистическая публика, обыкновенные обыватели не прочь злорадно позубоскалить над очевидными, с их точки зрения, «бездарями» в той или иной профессиональной области. Это сейчас критиков уже не смущает изображение изношенных до дыр ботинок: современные исследователи находят в подобном подходе к натуре символизм извилистого жизненного пути, полный глубокого смысла, поиску которого не грех и диссертации посвятить. А сами куски старого холста с живописью предметов, заслуживающих места на помойке, стали объектом вожделения миллиардеров, буквально рвущих  друг у друга эти небольшие полотна на прославленных аукционах.

Раньери, конечно, сложно причислить к истинным гениям тренерского цеха, особенно, из числа тех, кто задает целое магистральное направление в футболе. Да и среди мест его работы хватает клубов довольно известных как в прошлом, так и в настоящем. Однако мало найдется еще специалистов, за которыми бы настолько прочно не закрепилась, до весны 2016-го, репутация хронического неудачника. Действительно, «Рома», «Интер», «Ювентус», «Челси», «Монако» - это всё прекрасно, престижно, а где же трофеи?! Ну, ладно, в Испании почти нереально нарушить гегемонию «Барселоны» с «Реалом». В других-то чемпионатах, с имеющимися возможностями можно ж было что-нибудь выиграть! Фразу, например, Фрэнка Лэмпарда: «Клаудио Раньери - мне второй отец», наверняка, повторил не один футболист, работавший с итальянцем, но, согласно циничной поговорке, хороший человек - не профессия, а значимых спортивных завоеваний у данного тренера кот наплакал.

Кому интересны «атмосфера», «фундамент», «перспектива» и прочая ахинея, если результат нужен здесь и сейчас, и плевать на объективные сроки (до 3-х лет!) и законы построения команды, когда в «проект», зачастую скоротечный, вбуханы огромные суммы. Слава богу, по-прежнему актуальны слова Йохана Круиффа о том, что мешок с деньгами никогда не забьет гол, однако в нынешние времена, перефразируя другую известную цитату, не всякая "перелетная птица", даже в Англии, где отношение к наставникам, якобы, привилегированное, досидит в своем кресле до boxing-day. И поскольку без тяжелой подготовительной работы по созданию боеспособного коллектива всё равно не обойтись, произошло искусственное разделение тренерской касты на «темных трудяг» и «особенных», на показ пожинающих плоды деятельности других и с удовольствием коллекционирующих титулы.

Скажем, в «Челси» основы успешной команды были кропотливо заложены именно Раньери, который, с учетом финансовых вливаний, открывшихся там по причине смены владельца, сумел системно подойти к комплектованию состава. Уже в 2004 «пенсионеры», располагая Макелеле и Лэмпардом в полузащите – важнейшей линии, определяющей игру любого клуба, почти «созрели» для свершений в Премьер-Лиге, дошли до полуфинала Лиги Чемпионов, но на беду итальянцу «Арсенал» с Венгером у руля выдал рекордный, феноменальный сезон без поражений, а «Реал» имел неосторожность не только разозлить Морьентеса ролью «вечного запасного», но и легкомысленно, с назидательной целью переправить «разбушевавшегося» испанца за кордон, в «Монако».

В следующем первенстве «канониры», естественно, закончили свою серию, «Манчестер Юнайтед» Фергюсона болезненно переживал смену поколений, «Ливерпуль» и приехавший с Пиренеев Бенитес сделали ставку на кубковые турниры, и чемпионский титул достался-таки «синим» с минимумом усилий, вот только Раньери уже был выгнан из клуба – за неисправимое «лузерство», послужив вдогонку отличной мишенью для издевательских насмешек, с португальским акцентом, нового «главного». По выражению покойного Ю. Севидова, тот "Челси" смог бы тренировать и дворник. Ну, дворник, не дворник, а некто Грант дошел до финала ЛЧ, Ди Маттео же - вообще умудрился выиграть, причем, все помнят, в каком неприглядном стиле. Это лишь к середине осени 2015 симпатизирующие «пенсионерам» принялись массово вспоминать Раньери добрым словом, да и то – из-за провального второго пришествия «обособившегося» и «опозорившегося».

Мягко говоря, натянутые взаимоотношения Клаудио и Жозе имели продолжение и на  итальянской почве. «Ювентус» периода Раньери запомнился разве что блестящими голами Дель Пьеро, который, подражая Эйнштейну, отмечал забитые мячи эффектным позерством перед фотожурналистами – в чемпионате лидерство «Интера», собранного Манчини, смотрелось незыблемым и после смены наставника. С появлением в Милане португальца неуважительное отношение к коллегам было последним сразу поставлено на поток. Конфликт двух бывших тренеров «Челси» перерастает в открытую вражду, в которой Раньери и его новому клубу опять уготована незавидная роль: на пресс-конференциях оппонент не стесняется, точно крокодил из сказки «Краденое солнце», вальяжно глумиться над соперником, предлагая журналистам вручную сопоставить трофеи одного и элегантные ботинки второго. И хотя «Интер» в личных встречах с «Ромой» оказывается разбит наголову, борьба в чемпионате и кубке складывается в итоге не пользу римлян. Интеллигентный Клаудио искренне недоумевает, как можно настолько беспринципно идти к намеченной цели, нагло искать поддержки арбитров, подло науськивать совсем юного Баллотели на живую легенду всей Италии – Франческо Тотти, и, не выдержав информационного и психологического прессинга, теряет, в конце концов, самообладание на финише сезона, уподобившись «Байеру»-2002, тоже в последний момент немыслимым образом упустившему все внутренние титулы.

Затем карьера Раньери, по всем законам диалектики, вступает в фазу фарса, повторяющего типичные моменты из прошлого, только в миниатюре. Потерю взаимной любви в Вечном Городе сменяет вояж на север страны, где выжатый похлещи лимона «Интер» медленно, но верно погружается в затяжной кризис, а затем спираль словно замыкается.  В том самом Монако деньги из России плюс ностальгия по безвозвратно ушедшему помогают итальянцу «поставить на ноги» очередной клуб, однако ставка на отгулявших свой век ветеранов превращается в дополнительный барьер на пути к долгожданному личному успеху. И финал подобного сотрудничества очевиден: «вечно второму» не по пути с растущими амбициями растущей команды.

Превратности человеческой судьбы доказывают, что «зеро» в жизни способно выпадать не только несколько раз в сумме, но и дуплетом. Лишь не изгоняемыми призраками всех не завоеванных трофеев, преследовавших сознание Раньери, как затянувшиеся кошмарные сновидения, можно попытаться объяснить его желание свернуть с привычной колеи и на старости собственных лет поруководить сборной Греции. Старт отбора на Евро-2016, даже по меркам и претензиям эллинов, неизбежно переживающих болезненный закат великой эпохи Рехагеля, выдался столь плачевным, что грозил печальным завершением, минорным резюме долгой несчастливой доли давно поседевшего Клаудио. Кто и куда, находясь в здравом уме, позовет больше злополучного наставника, уступившего Фарерским островам?!

Описание дальнейших событий требует пассажей псевдоромантического стиля. Допустим: «Тихим летним вечером, лежа в полосатой пижаме в постели, Раньери со вздохом положил на тумбочку книгу в кожаном переплете, устало снял очки и, потерев переносицу, потянулся выключить лампу с зеленым абажуром, когда вдруг замузыкал телефон с мелодией «Funiculi, Funnicula». Звонивший назвал столь длинную фамилию, что итальянец на секунды потерял дар речи, а вскоре незнакомый голос вкрадчиво поинтересовался: «А что Вы знаете о «Лестере»?»… Лестер, Лестер - так это в Англии. Загоракис – будущий герой Евро-2004 на стыке веков выступал там, выигрывал Кубок Лиги, и его гол в ворота «Манчестер Юнайтед» даже попал на их легендарную кассету с «треблом». Черт возьми, снова конвейер бессознательного терзает душу воспоминаниями о сборной Греции! Может, это и добрый знак, сигнал не соваться туда, ведь еще одного позора не перенести…».

Итак, Туманный Альбион опять манит и зовет. На первых порах Раньери не покидает ощущение, что он попал в «ночлежку». И не удивительно: в предыдущем сезоне «Лестер» - самое настоящее «дно» элитного дивизиона, команда, осужденная бороться за выживание. Клаудио чуть ли не с зажженным фонарем осматривает подавленные лица доставшихся ему подопечных, критически переоценивая их приобретенную в спортивном мире репутацию, которая по конкретным ключевым персоналиям выглядела тогда следующим образом:

1) Каспер Шмейхель – да, похож на папика, такой же белобрысый, впрочем, на детях знаменитостей природа отдыхает. Грядущей весной последнее обстоятельство уже не помешает букмекерам с легкостью принимать ставки, что внук Петера станет чемпионом раньше «Ливерпуля»; 2) Симпсон – временный «капитан», брак академии «Манчестер Юнайтед», Морган – обладатель пиратской фамилии, сам вроде из тех краев, и не более, Хут – с таким лицом только каску да шмайстер хватать и бегом сниматься в кино про войну, на крайний случай – месить газон «Британии» или выходить на потешные замены в роли форварда, Фукс – тоже мне, к дьяволу, матрос с яхты – победителя королевской регаты! 3) Дринкуотер – еще один не нужный манкунианцам «воспитанник»: ничего странного и страшного – с подобной-то фамилией, ведь согласно традициям, дорогу к вершинам в Британии осилит…сильно пьющий, явно не воду; Дориан, Дармиан, Не Замай, короче, Демарай Грей он был; Сбитый летчик – обездоленный виллан Олбрайтон; алжирец Марез – не Зидан, конечно, - за 400 тысяч сойдет; Кинг – правда, прошел с командой огонь и воду низших лиг, но название домашнего стадиона «лис» тоже претенциозно звучит, а дальше что? 4)  Варди – алкоголика и крамольника определенно подобрали на свалке футбольной истории, как и списанного в утиль бундеслиги самурая Окадзаки. Есть и непонятный Ульоа – не то аргентинец, не то испанец, а может, азиат – судя по наружности.

Славная компания отщепенцев подобралась, не так ли?! А тут еще и Камбьяссо, старый знакомый по «Интеру», благоразумно поспешил ретироваться, оставив после себя огромную «дыру» в центре поля и острейшую проблему отбора мяча у соперника. Решение головоломки в процессе создании «несущей конструкции» Раньери видит в подписании практически никому не известного, невзрачного на вид африканца с французским паспортом. Ага, станет ему Канте втором Макелеле, как же!

Обычно всех интересуют закулисные подробности работы тренера, кто и что сказал, процент ненормативной лексики и прочая чепуха, поскольку, якобы получив подобный «секрет», «рецепт», добиться успеха в другом месте, с иными условиями будет намного проще. Упрощенный взгляд на вещи позволяет надеяться, что, например, заучив речь Бенитеса в перерыве стамбульского финала, можно заставить свою команду отыгрываться с 0-3. Маловероятно, что на базе «Лестера» с утро до ночи крутили песню Ю. Антонова «Поверь в мечту, поверь в мечту, и в путь!», или что Раньери водил весь коллектив в галерею изучать картину У. Тёрнера «Мощь (на самом деле, конечно, дождь), пар и скорость». Итальянец, несомненно, разглядел в серой массе яркие индивидуальности, раскопал родственные души, однако помимо блестящей работы психолога, нашедшего свой подход абсолютно к каждому, затем требовались тактическая мудрость и предельно ясная организация игры, в которой любой футболист раскрывался с лучшей стороны, знал, что и как ему делать на поле.

Вариант «войти в образ горьковского Луки и утешать «бухающего» Варди, мол, новый последователь Пола Гаскойна – это в Англии звучит даже гордо!» – лежит на поверхности. Гораздо муторнее с таким форвардом, пускай и имея в помощниках мистера Шекспира, для затравки замахнуться на, казалось, вечное достижение Руда Ван Нистелроя, ведь необходимо перевернуть в команде представление об атаках, поменьше задействовать рефлексирующего Ульоа, еще недавно, главного забивалу, а чаще – Окадзаки, развязать руки Марезу.

Итальянец, всерьез размышляющий о доставке мяча «вперед», - не анекдот ли это?! Скорее, Раньери не забыл свежий пример «Саутгемптона», располагавшего защитой, куда и мышь не проскочит, но относительно быстро сдувшегося из-за слабого нападения. Выступление преображенного «Лестера» в первом круге розыгрыша Премьер-Лиги обернулось настоящим шоком для всех. Впрочем, большинство «гуру от аналитики» и «экспертов» всех мастей сходились в одном: почти в каждом сезоне есть свои «выскочки», и явление «лис» очень скоро кончится, тем паче, перед католическим Рождеством им уготовано свидание с «Челси». А «особенный», который прочно вошел в образ Жени Лукашина и продолжал кричать «Я – не Ипполит!», хотя по его по хваленому в определенных кругах пальтишке уже прошлась добрая половина команд первенства, в любом состоянии ушатает «рожденного уступать» Клаудио, - должно «хату» ставить на кон, без вопросов!

По иронии судьбы, Раньери в такой критический момент настолько сильно сумел вдохновить Мареза, что поиски нового наставника, вслед за «синими», ускорили еще и владельцы «Манчестер Сити», а голы алжирца в ворота чемпионов двух последних лет стали украшением всего турнира и отдаленно напомнили о неудержимости Роналдиньо в «эль классико» против «Реала», послужив Рияду неплохим рекомендательным «письмом» руководству «Барселоны», если та вдруг заинтересуется игроком. «Лестер», растолкав конкурентов, сенсационно и единолично обосновывается на вершине таблицы, и общественность Англии с замиранием сердца ждет осечки никем не прогнозируемого лидера.  

Когда «лисы», почти пройдя без потерь невероятный отрезок календаря, в меньшинстве терпят досадное поражение на лондонском «Эмирейтс», то дают повод завистникам из других клубов, не сумевших наладить взаимодействие внутри треугольника «руководство – тренер - команда», предвкушать, как Раньери, по годами выработанной им привычке, потопчется, переминаясь с ноги на ногу, где-то поблизости от комнатой с трофеем, а решающий шаг всё равно не сделает – не войдет внутрь, не возьмет в руки титул. Будто девиз «один за всех, все – за одного» можно считать лишь из факта совместного просмотра матча у Варди в квартире, а до мая 2016 не было заметно, что в «Лестере» собрались не те парни, которые не желают вместе есть за одним столом и после тренировок сразу разбегаются по углам, как тараканы, дабы скорее уткнуться в свой айфон или планшет!

Триумф «лис» навсегда запомнится «триумфом воли», не запылится в анналах английской футбольной истории подобно достижениям «Престона», останется гимном коллективному творчеству и мастерству тренера, заклейменного толпой «никудышным». Мгновению, ворвавшемуся в провинциальный город, как большой глоток, не потребовалось ни безумных трансферных трат (в эру диктата толстосумов!), ни «исключительного поколения», ни беспредельной помощи судей или сумасшедшего спортивного везения. И не стоит в связи с «Лестером» через раз упоминать современную голливудскую индустрию развлечений, очевидно, не способную сегодня на  большее, чем бесцветная «брехня» с притянутым за уши, мыльно-фальшивым хэппи-эндом. Г.Х. Андерсен высказался по данному поводу афористичнее: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь».