28 мин.

Рууд Гуллит. «Как смотреть футбол». Восьмая глава. «Сценарии игры»

В данной рубрике автор в моем лице, каждый день будет опубликовывать по одной главе книги Рууда Гуллита под названием: «Как смотреть футбол. Руководство диванного эксперта». Книга была издана в 2016-ом году. Я считаю этот материал крайне полезным и интересным, а также обязательным к изучению. Также от себя буду добавлять иллюстрации по теме в каждой главе. Приятного чтения!

Глава 8 - «Сценарии игры»

Когда вы в детстве начинаете играть в футбол, вы делаете все, что хотите. Впоследствии на тренировках вы учитесь разным сценариям игры. Они встроены в тренировочный процесс, повторяются снова и снова, один за другим, и в итоге настолько укореняются, что вам уже их не забыть. Например, я учился играть в Нидерландах и прекрасно знаком со сценариями игры в рамках расстановки 4–3–3.

Сценарий 1. Игрок 1 пасует игроку 2, который делает пас назад; тогда игрок 1 передает мяч игроку 3, продвигаясь вглубь. Игрок 3 пасует нападающему

Движущиеся трио

Трио — это самый известный и самый простой сценарий. Это основа любой комбинации в футболе: один игрок владеет мячом, второй готов получить передачу, а третий выискивает пространство. Эти три элемента содержат в себе всю тактику. Упражнение состоит из следующих частей: передача и движение, удар вперед и движение, передача на третьего игрока и движение. Вариант — передача и движение, удар вперед и движение, прострел и завершение.

Сценарий 2. Игрок 1 отдает мяч игроку 2 и продвигается вперед. Игрок 2 пасует набегающему игроку 3, который делает передачу вглубь движущемуся вперед игроку 1. Игрок 1 простреливает на центрфорварда

Эти сценарии реализуются на самом высоком уровне и в любом количестве вариаций. Но во всех случаях игроки постоянно перемещаются — против этого всегда сложно защищаться даже зоной. Против двух движущихся игроков это еще возможно, но добавление третьего может дать решающий эффект, особенно если этот третий движется не к передающему мяч второму игроку, а вперед, в свободную зону.

Нужно продолжать создавать сценарии с движением троек, когда мяч переходит от одной тройки к другой. В хорошей команде, состоящей из классных футболистов, это достигается естественным образом, поскольку регулярные тренировки еще в молодости сделали подобные сценарии второй натурой игроков, что сочетается с опытом и мастерством.

Длинный пас сзади на нападающего, который находится глубоко на чужой половине поля. Вся команда движется вперед и запирает соперника на его половине поля

Эти сценарии прекрасно работают при расстановках 4–4–2 или 5–3–2. Необходимо, чтобы двое нападающих всегда двигались в противоположных направлениях. Первый номер дает пас второму номеру, а третий номер бежит вперед. Передачу можно сделать низом по траве или верхом через головы соперников — желателен такой заброс, который позволит нападающему принять мяч на грудь, сохранив контроль. Иначе риск потерять мяч будет гораздо выше. Впереди всегда должен быть кто-то доступный для передачи; при этом желательно, чтобы он двигался.

Если двое нападающих стоят в одном и том же месте, то, как бы это ни было похоже на трио, такая троица будет статичной. Настоящее же трио должно постоянно двигаться — иначе защиту соперника не взломать. Это заставляет защитников делать выбор, и он не всегда делается правильно. Ничто не может быть проще для защитника, как закрыть статичного форварда — он так и напрашивается на единоборство или не самое деликатное обращение.

Защитники, можно сказать, зеркально отражают движения противостоящих им нападающих. Если мяч доходит до центрфорварда, два центральных защитника не могут стоять столбом. Один из них должен накрывать нападающего, а другой страхует, если нападающему удастся прорваться мимо первого. Если два центральных защитника оказываются против двух нападающих, то один идет на игрока с мячом, а другой следит за вторым нападающим, но одновременно страхует первого защитника.

Длинные забросы

Все мы помним знаменитое изречение Сэма Эллардайса — «Заброс Юнайтед». Большой Сэм был тренером «Вест Хэм Юнайтед» во время первого сезона Луи ван Гала в «Манчестер Юнайтед». Ван Гал постоянно подчеркивал комбинационную игру своей команды. Он направо и налево рассказывал о том, как много его команда владела мячом, и считал по определению несправедливой потерю «Манчестер Юнайтед» очков в матчах с командами, которые проповедовали совершенно иную игровую философию.

«Манчестер Юнайтед» сумел уйти от поражения в гостевой игре с «Вест Хэмом» в первый сезон ван Гала благодаря старому доброму навалу в стиле «бей — беги». Когда после игры Большой Сэм выразил удивление по поводу того, что «Юнайтед» играл в футбол, основанный на длинных забросах, показалось, что ван Гала укусила ядовитая змея. Через несколько дней ван Гал подготовил и обнародовал кучу статистических данных, чтобы доказать, насколько неправ в этом вопросе Эллардайс. Тщетно. Особенно когда та же самая статистика обнаружила, что, хотя «Вест Хэм» пасовал вперед чаще, «Манчестер Юнайтед» делал гораздо более длинные передачи.

Я никогда не понимал, почему ван Гал так обиделся и решил ответить. Длинные забросы — это тактический инструмент, а следовательно, часть игры. Это далеко не только то, что думают по этому поводу голландцы в общем и ван Гал в особенности. Это не просто тупые выносы мяча вперед в надежде на то, что нападающие там как-нибудь сами разберутся.

Например, для «Уимблдона» длинные забросы не были элементом безоглядной атаки — это была часть основной тактики, тщательно отработанная и разделяемая всей командой. Клуб даже игроков покупал с расчетом на то, чтобы довести свой игровой стиль до совершенства.

Необходимо, чтобы впереди играли один-два игрока, умеющие принимать длинный пас лицом к чужим воротам, обрабатывать его и сохранять при численном превосходстве соперника. Если нападающий способен подержать мяч, это дает возможность полузащитникам прийти к нему на помощь и организовать настоящую атаку. За полузащитой подтягиваются и защитники. Это сразу же приводит к жесткому давлению на соперников на их же половине поля.

Такая атака должна быть хорошо скоординирована, поскольку потеря мяча может привести к образованию огромных свободных зон между нападающими и линией полузащиты, а также между средней линией и обороной. Опытный соперник может использовать эти разрывы между линиями и без особых затруднений провести контратаку. Некоторые команды любят забрасывать мяч вперед к центру; другие предпочитают, чтобы их нападающие перемещались по каналам, образующимся параллельно боковой линии в результате движения вингеров. Дело не всегда в том, чтобы сразу доставить мяч почти к штрафной соперника. Иногда даже сознательно идут на вынос мяча защитником, поскольку тогда полузащитники смогут завладеть им в движении вперед. Подчас еще более полезным исходом могут стать угловой удар, вбрасывание мяча из аута или штрафной — порой на такие ситуации как раз и рассчитывают.

Одно из преимуществ заброса мяча к дальнему углу состоит в том, что так вы менее уязвимы, когда его теряете. Если соперник перехватил мяч, то ему предстоит еще долгий путь вперед от собственного углового флага. Двигаться при этом можно только в одном направлении, так что защита не представляет трудностей. Если же вы потеряли мяч в середине поля, то у оппонентов есть выбор: они могут начинать атаку слева или справа, в результате вашим защитникам приходится быстро принимать решение, а если они ошибутся, то перед соперниками расстилается открытая дорога к воротам.

Опасность тактики длинных забросов в том, что команда начинает всегда искать передачами центрфорварда, хотя может иметься и лучшее продолжение атаки. Если же нападающий — такой крупный парень, как Энди Кэрролл из «Вест Хэма», то опасность еще сильнее: его видно отовсюду, так что велико искушение сразу же отправить ему длинный высокий мяч. Все это не требует особого игрового интеллекта от игроков, выполняющих передачу, а вот техника самого нападающего должна быть очень высокой. Златан Ибрагимович — это центральный нападающий милостью божией. Он обладает всеми навыками для приема длинных забросов под давлением соперника на самом высоком уровне.

Мяч можно послать вперед двумя способами — передача может быть прямой или крученой. Прямой пас срабатывает, только если за защитниками остается много места, ну и, конечно, нужны игроки, которые бегут вперед поддерживать атаку. Если нападающий может принять мяч и сбросить его, требуется либо второй форвард, либо полузащитники — они должны просочиться через оборону, подобрать мяч после скидки и пойти с ним к противоположным воротам.

Для крученого длинного заброса нужен сильный нападающий — высокий и умеющий высоко и своевременно прыгать, чтобы обрабатывать мяч под давлением соперников. Именно этими качествами обладал Марк Хьюз. Марк был не то чтобы очень высокий, но крепкий и исключительно сильный футболист. Никто не мог отобрать у него мяч. Преимущество такого стиля игры в том, что на него всегда приятно посмотреть: здесь много единоборств на разных участках поля.

В «Милане» мы часто играли против команд, которые атаковали через забросы. Ни один клуб не хотел соперничать с нами в середине поля. Имея в составе Франка Райкаарда, Карло Анчелотти, Альбериго Эвани и меня, «Милан» был так силен, что мог справиться с любым оппонентом, так что для того, чтобы пройти эту стену, соперники выходили из обороны через длинный пас.

В результате нашим защитникам постоянно приходилось непосредственно противостоять центрфорварду, второму нападающему или вингеру. И даже если эти дуэли были выиграны, нашим оборонцам все равно требовалось время для выхода в атаку через центр. Таким образом, это была эффективная тактика, чтобы сбить наш атакующий порыв. Мы не могли быстро начать атаку, и игроки соперника получали дополнительное время на организацию обороны.

Кроме того, это подтачивало наш боевой дух. Простые забросы через все поле свидетельствовали о том, что весь наш прессинг оказывался не нужен. А в результате длинного заброса, между прочим, приходилось бежать назад на сорок-пятьдесят метров. Нужно было снова начинать атаку из глубины. А на это требовалось много терпения.

Таким образом, длинные забросы могут быть элементом как атакующей, так и защитной тактики. Ключевой элемент в такой тактике — желание бороться: нужно иметь и способности, и смелость для единоборства с соперником. О забросах можно забыть, если вы думаете, что можете покинуть поле после девяноста минут игры, не получив ни единой царапины.

Удивительно, но не так много команд использует длинные забросы, играя против «Барселоны». Они полагаются вместо этого на футбольные навыки и выход из обороны в атаку через пас. Неужели они считают, что могут играть в такой же атакующий футбол и что у них в составе есть аналоги Месси, Неймара и Суареса? Что ж, теоретически это возможно. Но если «Барса» не владеет мячом, они хотят вернуть его себе за шесть секунд, и тогда на соперника несется вся команда. Такая тактика возможна благодаря атакующему трио. Это сокращает дистанцию, которую команда должна покрыть для перехвата мяча. «Барселона» мешает соперникам начать атаку, оставляя их защитникам как можно меньше свободного пространства.

Начинать ли атаку из глубины или выбивать мяч в поле — решает вратарь. Я бы посоветовал ему: «Выбивай мяч куда подальше, там мы зацепимся за него и попробуем с “Барселоной” сладить». В конце концов, именно этого не любят каталонцы, точно так же как мы в «Милане» терпеть не могли такую тактику соперника. Физические единоборства — не их сильная сторона, они уповают на работу с мячом.

Длинные забросы отлично подходят для выигрыша территории и снижения давления на свою команду. Однако, разумеется, нужно проявлять какую-то вариативность, иначе защищаться против них будет слишком просто.

В конце 1990-х «Манчестер Юнайтед» нашел идеальный баланс между длинными передачами и атакой из глубины, основанной на комбинационной игре. Когда на команду оказывалось давление, Петер Шмейхель отказывался от любого риска и сильно выбивал мяч вперед на уже ждавших этого нападающих — Энди Коула, Дуайта Йорка, Тедди Шерингема или Уле Гуннара Сульшера. Пусть они остаются наедине с защитниками. Несколько таких выносов — и давление на «Юнайтед» потихоньку начинало ослабевать: соперники понимали, что нет смысла прессинговать «Юнайтед», и отступали. После этого Шмейхель возвращался к коротким передачам на защитников, начиная атаку по правому или левому флангу.

Такое периодическое использование длинных забросов не так часто встречается в современном футболе высокого уровня. Командам часто недостает хитрости, чтобы применять эту тактику. Это вновь возвращает нас к тем тренерам, которые считают ее ниже своего достоинства, как Луи ван Гал и даже Сэм Эллардайс, который в пассаже про «Заброс Юнайтед» ван Гала явным образом имел в виду, что «Вест Хэм» так не играет и что его команда предпочитает использовать свои комбинационные навыки.

Тики-така

Тики-така — это стиль, изобретенный Пепом Гвардиолой в «Барселоне». Возможно, «изобретенный» здесь не совсем удачное слово, поскольку он вышивал по канве стиля, введенного и усовершенствованного в «Барселоне» Йоханом Кройфом, который побывал здесь и игроком, и тренером. В основе тики-таки лежат взаимодействия троек — несложно увидеть здесь наследие нидерландской школы. Гвардиола придал ей дополнительное измерение, чему способствовало использование исключительного мастерства молодых ребят из системы подготовки «Барселоны» — таких как Месси, Хави, Иньеста и Бускетс.

Всем нравится смотреть на тики-таку, но мало команд действительно способны так играть — уж точно не на уровне «Барселоны», которая выделяется на фоне всего мира. В схеме тики-таки игрок должен быть хорошо оснащен технически и тактически, не бояться ограниченного пространства, уметь совершать рывки или организовывать комбинации под давлением соперника и быстро изменять темп перемещения мяча. Все эти футболисты научились подобному в «Ла Масии» — футбольной академии клуба. Интересно, что все эти игроки занимают места в центре поля, в то время как фланговые футболисты либо приобретались из других клубов, как Роналдинью, Неймар и Дани Алвес, либо возвращались впоследствии, как Жорди Альба.

Весь стиль тики-така строится на владении мячом. Когда мяч перехватывает соперник, вернуть его должны техничные атакующие игроки — которые, как и все форварды, по природе своей ленивы. Для этого Гвардиола и ввел правило шести секунд: вся команда в течение шести секунд преследует соперника, чтобы отобрать мяч. Идея состоит в том, что любой игрок оппонентов, каким бы классом он ни обладал, под давлением будет испытывать проблемы с сохранением мяча или исполнением передачи. Вот почему во время таких налетов на соперника «Барселона» девять раз из десяти отбирает мяч. Если резкий прессинг не приводит к желаемому результату, то команда отступает на двадцать-тридцать метров, реорганизует построение и дает сопернику возможность приблизиться.

Нападающие «Барселоны» предпочитают принять участие в прессинге, потому что понимают, что если не сделать этого, то вскоре придется пробежать на десятки метров больше. Несложно выбрать между вариантами «десять метров сейчас» или «тридцать метров позже». Особенно таким игрокам, как Месси, Неймар и Суарес, которые предпочитают экономить энергию на вспышки гениальности в атаке.

Глядя на игру мюнхенской «Баварии», можно понять, насколько сложна тики-така. Эта команда часто приближается к уровню «Барселоны», но слишком сильно зависит от Рибери и Роббена. Единственный раз им удалось показать впечатляющую тики-таку на глазах у всего мира 2 октября 2013 года, когда на «Этихад» они играли с «Манчестер Сити» и втоптали соперника в газон, вернувшись в Германию с победой 3:1.

Если Гвардиола надеется принести тики-таку в премьер-лигу с «Манчестер Сити», ему не стоит забывать о важности физической силы и единоборств в английском футболе. Очень сомнительно, чтобы команда могла весь сезон играть в тики-таку в премьер-лиге, где так много стыков и индивидуальных единоборств. Это пытается делать «Арсенал», но все мы видим, что игроки этой команды регулярно испытывают спады. Им внезапно начинает не хватать энергии, чтобы играть на том же уровне или оказывать партнерам поддержку, избегая единоборств. В условиях плотного календаря премьер-лиги это особенно сложно.

Все это было более чем очевидно, когда «Арсенал» в сезоне-2015/16 встречался с «Саутгемптоном» и «Ньюкаслом». Обе команды задали «Арсеналу» перцу, и игра распалась на агрессивные стыки, которым практически не мешали арбитры. Любая другая команда в Англии нашла бы чем отплатить, но не «Арсенал». В этой команде не хватает игроков типа Адамса, Киоуна, Пети и Виейра, которые всегда первыми готовы были вступить в единоборство с соперником. Да, фантастический «Арсенал» первых лет работы в нем Венгера умел показывать зубы.

Рассматривая английский футбол с этой точки зрения, я начинаю сомневаться, что «Барселона» имела бы успех в премьер-лиге. В играх Лиги чемпионов у «Барсы» нет проблем, поскольку нужно сыграть всего два матча в раунде, к тому же судьи на европейском уровне гораздо менее терпимы к жесткой игре, чем на внутрианглийском. В Европе все решает техника. Но в течение всего сезона? В английской премьер-лиге? Что-то я сомневаюсь.

Высокий прессинг и низкий прессинг

Прессинг — это давление на противника, встреча его на дальних рубежах, преследование. Форварды прессингуют защитников и наоборот. Под высоким прессингом понимается сосредоточение давления на половине поля соперника; при низком оппонента встречают на своей половине поля, в десяти-пятнадцати метрах от средней линии. Тотальный прессинг можно видеть в исполнении таких команд, как «Барселона», которые начинают давить на соперника, как только тот перехватывает мяч. Это требует максимальной концентрации от всех футболистов: никто не хочет быть переигранным — это может сразу привести к голу. Прессинг создает открытые пространства, что в случае ошибки может стать очень опасным.

Тренер должен сочетать разные варианты прессинга, поскольку тотальный прессинг отнимает массу энергии и оказывать его на протяжении всех девяноста минут невозможно. Высокий и низкий прессинг тоже зависят от индивидуальных качеств игроков. Если вашей команде нужно создавать пространство, как «Лестеру» в сезоне-2015/16, то высокий прессинг не вариант. Пусть соперники подойдут поближе. Тогда, если вы перехватите мяч, пространство будет создано автоматически. И в него может ворваться Джейми Варди.

В идеале команда должна уметь и то и другое. В этом случае можно варьировать тактику, периодически удивляя соперника прессингом на его половине поля. «Манчестер Юнайтед» Фергюсона чередовал высокий и низкий прессинг, но имел и секретное оружие на последние пятнадцать минут в виде тотального прессинга. Они выносили с газона любых соперников. В 1999 году они даже выиграли таким образом Лигу чемпионов, дважды забив «Баварии» в компенсированное время.

Умная защита

Юрген Колер, игрок сборной Германии в 1980–1990-е годы, использовал хитрую уловку против длинных забросов из глубины. Он изначально располагался за форвардом; большинство нападающих не возражают против этого, поскольку тогда ясно, где находится опекун, и его даже можно использовать в борьбе.

Однако Колер, когда мяч приближался, резко отходил в сторону и вскоре оказывался перед нападающим. В этом случае нападающий уже ничего не может поделать: даже если защитник промахивается по мячу, ему самому мяч тоже не будет виден.

Когда он два раза подряд обыграл меня этим самым трюком, я решил, что с меня хватит. И теперь уже не он защищался против меня, а я против него. Я придерживал его за футболку, чтобы он не выскочил сзади, — судья мог бы наказать меня, если бы заметил; в других случаях я разворачивался к нему вполоборота. Таким образом, я мог всегда видеть его и руками блокировать его движения, если бы он попытался выскочить передо мной.

Умный защитник понимает характер соперника и то, как с ним справиться, стиль игры нападающего и то, что его особенно раздражает. Большие и мощные нападающие, не отличающиеся особой гибкостью, любят оставаться в контакте с защитником. Оказавшись без опеки, нападающий может растеряться, поскольку такая ситуация нетипична: не так часто защитник решается оставить своего форварда. Для большинства защитников предпочтителен тесный контакт — тогда они могут предсказать следующий ход нападающего.

При низком прессинге соперника встречают и останавливают сразу после перехода им средней линии. Это дает оппонентам возможность подойти поближе, тем самым создаются пространства для возможной контратаки

При высоком прессинге соперника запирают глубоко на его половине поля, отнимая пространство и мешая организовать атаку. Вернув себе мяч, вы уже будете находиться близко к чужим воротам, однако, пройдя прессинг, соперник может воспользоваться свободными зонами на вашей половине поля

Такие форварды, как Марко ван Бастен, Криштиану Роналду, Дидье Дрогба и Златан Ибрагимович, которые могут легко обыграть любого, ускориться и забить, всегда представляют головную боль для любого защитника, как и небольшие верткие нападающие вроде Ромарио, Месси, Агуэро или Суареса. Защитники стараются сохранять преимущество над нападающим, не давая ему поставить спину, — иначе форвард просто обопрется на оппонента и, пользуясь этим, развернется. Поэтому нужно быть достаточно близко, чтобы дать почувствовать свое присутствие, но достаточно далеко, чтобы нападающий этим не воспользовался. Это заставляет их чувствовать себя неуверенно. А если нападающий все же проходит своего оппонента, подстраховка должна быть на месте.

Игрок без портфолио

В «Фейеноорде» я играл с Йоханом Кройфом, и в тот год мы выиграли чемпионат и Кубок Голландии. Он был ложным центрфорвардом, или, точнее, ложной девяткой. На бумаге Кройф — в тот год ему было тридцать шесть, и это был его последний сезон — был левым вингером. Но он редко оставался на этой позиции. Он перемещался по всей линии атаки, оставаясь под нападающими и недалеко от передних полузащитников. Кройф был непревзойденным мастером игры между линиями. Он практически стал изобретателем этого ускользающего амплуа. Причем он играл как с мячом, так и без него. В том чемпионате он был и завершителем атак, и подносчиком патронов. Напомню: то был сезон-1983/84: Кройф намного опережал свое время. Такие игроки не редкость сейчас, но в то время это была новинка, впрочем, обычная для его игровой и впоследствии тренерской карьеры.

Чтобы играть роль блуждающего игрока, Кройфу нужен был человек, который был бы готов за ним подчищать. Помимо борьбы за мяч после его потери этот игрок должен был заполнять разрывы и противоборствовать наступающим соперникам. Эту роль выполнял Стэнли Брард — изначально левый защитник, теперь передвинутый в полузащиту, за Кройфом.

Брард точно знал, как взаимодействовать с Кройфом на поле и компенсировать его слабые стороны. Когда Кройф открывался под пас, Брард держался подальше, а в игру вступал, только если мяч перехватывал соперник. Кройфа не нужно было отправлять слишком глубоко вперед — он сам создавал пространство для остальных. Собственно, защищаться против него было практически невозможно, потому что его опекун не осмеливался идти за ним в центр поля, опасаясь, что в образовавшуюся свободную зону ринутся другие игроки соперника. Поэтому Кройф без помех перемещался между линиями полузащиты и атаки и все время был свободен. Кажется прямо-таки удивительным, что лучшему игроку мяч доставался проще, чем кому-либо еще.

Как только Кройф получал мяч, правый полузащитник Андре Хукстра автоматически начинал рывок. Кройф мог преподнести ему мяч на блюдечке с голубой каемочкой. Иногда Хукстра своим рывком создавал зону для вторжения еще кого-то из партнеров — тогда мяч доставался этому третьему игроку.

Хукстра, возможно, был не самым великим игроком: его техника была не блестящей, да и завершал атаки он не всегда удачно. Но он обладал врожденной способностью появляться в атаке в нужное время и быстро избавляться от опекуна. Своевременность решает многое: она дает вам время и пространство для того, чтобы придумать с мячом что-то интересное. Однако выходы один на один с вратарем не были сильной стороной Хукстры. Каким-то образом ему никогда не удавалось забить. Но если он оказывался в сложной ситуации и не имел времени на обдумывание, то действовал инстинктивно и нередко забивал.

Многие сомневались в мастерстве Хукстры, но без него мы всегда играли хуже. Тогда нам его действительно не хватало. Более того, Хукстра был силен как бык, и это было очень удачно, потому что роль, которую отводил ему Кройф, и стиль его игры требовали большой выносливости.

Хотя Брард и Хукстра были, возможно, не звездными игроками, они идеально подходили для команды, имеющей в своем составе Кройфа, поскольку их присутствие на поле развязывало его руки. Кройф же постоянно мог решать исход матчей в нашу пользу.

Необходимые звенья

Таких игроков, как Брард и Хукстра, вероятно, можно сравнить с получившими впоследствии известность футболистами сборной Нидерландов — Эдгаром Давидсом и Кларенсом Зеедорфом. Это были ключевые для команды игроки. Давидс охотно ходил вперед и разумно защищался. Он демонстрировал яростный отбор, после чего передавал мяч кому-то из группы атаки — например, блестящему Зинедину Зидану, с которым вместе играл в «Ювентусе». У Зеедорфа в арсенале было много навыков, не в последнюю очередь благодаря умению сохранять полный контроль над происходящим на поле. Выдающаяся техника позволяла ему руководить игрой. Но я всегда рассматривал его в первую очередь как командного, а не индивидуального игрока. Именно в этом качестве он приносил наибольшую пользу на высочайшем уровне.

Давидс и Зеедорф были необходимыми кусочками пазла. Каждый раз, когда они не выходили в составе вашей команды, вы начинали об этом сожалеть. Уникальные игроки, выделяющиеся своим индивидуальным мастерством, могут быть и не лучшими в вашем составе, но часто они полезнее всего для команды, что придает им особую важность.

Еще одним представителем такого амплуа был Клод Макелеле. Возможно, игрок не самый техничный, но он обеспечивал важнейшие связи в мадридском «Реале» в то время, когда команду стали называть Los Galácticos, когда в ней играли такие звезды, как Роналдо, Зидан, Бекхэм, Фигу, Рауль и Роберто Карлос. Схожую роль он играл и в сборной Франции, и впоследствии в «Челси». Ян Ваутерс был столь же жизненно важен для «Аякса», «Баварии» и сборной Нидерландов. Еще одним игроком того же типа был Пол Скоулз, но он еще и отлично умел управляться с мячом. Майкл Каррик из «Манчестер Юнайтед» — не самый элегантный игрок, но он обеспечивает оптимальный баланс между атакой и обороной.

Для меня одним из лучших был Рой Кин. Он приближался к совершенству. Прежде всего надо сказать о его умении обеспечивать баланс между линиями. Кин хорошо играл в футбол, был непререкаемым лидером, умел выигрывать единоборства и мог вывести команду из любого ступора. Если игра шла не так, как надо, он мотивировал партнеров, что помогало переломить ход матча. Такой игрок, как Кин, идеально представляет тренера на поле. Редкое качество.

Футболистов, которые могут взять управление игрой в свои руки, найти все тяжелее. Игроки на поле все реже думают, и это начинается с самых маленьких футболистов, за которых все решено заранее — парой тренеров, которые стоят на бровке и с рявканьем отдают приказы. В результате они так пугаются, что боятся одной мысли о том, чтобы сделать что-то не по инструкции, и в итоге теряют вкус к проявлению любой инициативы. Это смертельная угроза для футбола наряду с отсутствием возможности для детей играть на улицах, формировать собственные команды и решать, с кем вместе играть, вместо того чтобы сидеть за компьютером или играть с телефоном.

Франк Райкаард был более тихим лидером. Как футболист он не уступал Кину, но при этом имел еще одно важное качество — мог забивать. Райкаард играл несколько ближе к атаке, чем Кин, и нередко поражал ворота. Страховал Райкаарда и выполнял некоторые его оборонительные функции Карло Анчелотти. Райкаард всегда действовал на пользу команде.

Лучший в нынешнем поколении — Серхио Бускетс из «Барселоны», хотя ему недостает лидерских качеств Кина. Кин был носителем стандарта «Манчестер Юнайтед»: никто не мог вынудить его ошибиться, и все его боялись. Бускетс не таков.

Все эти игроки были жизненно важны для баланса в своих командах. Они составляли инь и ян с футболистами группы атаки. Без них невозможна была бы связь между линиями, и обладатели сколь угодно исключительных способностей не смогли бы решать исход матчей.

Кстати, нередко оказывается, что иметь больше одного такого игрока в команде невозможно. Анчелотти и Райкаард в «Милане» дополняли друг друга, но в «Челси» образца сезона-2015/16 Неманья Матич и Оби Микел выглядели так, как будто один из них на поле лишний.

Слабейшие звенья

Любому хотелось бы играть с такими звездами, как Кройф и Месси: они выигрывают для вас матчи, собирают трофеи и увеличивают вашу рыночную ценность. Чуть ниже этой топ-категории находятся такие игроки, которые предоставляют заниматься оборонительной работой другим, а сами, кажется, лишь на секунду не успевают… почти никуда.

Я говорю сейчас о полузащитниках типа Сеска Фабрегаса или Вима Йонка. Имея несколько таких игроков в команде, вы будете разочарованы результатом, потому что в защите они регулярно недорабатывают. Они предоставляют делать черновую работу другим и являются блеснуть мастерством в конце. Так Йонк и Фабрегас действовали в «Аяксе» и «Арсенале», но после перехода в «Интернационале» и «Барселону» соответственно оказалось, что там так играть уже нельзя.

Игроки подобного сорта постоянно делают вид, что они очень заняты, что они устремляются в единоборства и помогают в защите. Зрители подчас не понимают, а вот любой игрок на поле сразу же может сказать, что на самом деле они не делают ничего. Обычно они пропускают своего непосредственного оппонента к воротам, а потом отходят с сокрушенным видом и жестом, который намекает на то, что «ой, вот немного не хватило».

Однако на своей позиции они действуют хорошо и часто быстро оказываются доступными для передачи, если мяч возвращается к их команде. Получив же мяч, они начинают играть всерьез и пользоваться свободным пространством, так что могут и решить исход игры. С мячом игроки вроде Йонка и Фабрегаса, разумеется, хороши.

Собственно, Йонк, отлично видевший поле и умело пасовавший вперед, выполнял роль оттянутого плеймейкера в «Аяксе», «Интере» и ПСВ. С двумя первыми клубами он выигрывал Кубок УЕФА. Именно в «Аяксе» родился дуэт Йонка с Бергкампом, созидателя и завершителя. «Интер» приобрел обоих, но в Италии Йонк и Бергкамп так и не смогли полностью реализовать свой потенциал. Достичь успеха удалось лишь в Кубке УЕФА: в Серии А от них ожидали и требовали гораздо большего.

Голландские журналисты объясняли неяркое выступление Йонка и Бергкампа неудачной игрой других футболистов «Интера», но в самой Италии думали иначе. Йонк вернулся в ПСВ, а Бергкамп придал карьере резкое ускорение, перейдя в «Арсенал» под руководство французского тренера Арсена Венгера.

Недостатки Фабрегаса начали проявляться только в «Челси». В «Арсенале» и «Барселоне» талант партнеров был так ярок, что затмевал недостатки Сеска. В сезоне-2015/16 в «Челси» все было уже не так, и, когда результаты стали все больше разочаровывать, роль Фабрегаса становилась все более заметной, поскольку именно в таких условиях способность вступать в борьбу становится чуть ли не главным требованием к игроку. И уж точно вы не можете позволить себе держать в полузащите игрока, который не приносит пользы. Да, с мячом Фабрегас работает фантастически, но на высшем уровне нужны игроки с полным набором футбольных навыков: в «Арсенале» и «Барселоне» он смотрелся неплохо, как и в «Челси», пока команда была в форме; с падением результатов по наклонной плоскости покатился и он.

Когда в Лиге чемпионов «Челси» встречался с «Пари Сен-Жермен», Терри не было в команде, а Диего Коста был травмирован. Можно было бы ожидать, что Фабрегас возьмет роль лидера на себя и станет руководить игрой, но этого не случилось. Он просто не принадлежит к игрокам такого типа. Можно ли его в этом обвинять? Едва ли. «Челси» купил его, чтобы он делал с мячом то, что может.

Сложить воедино все кусочки пазла, оказывается, не так-то просто.

Перерыв

Атмосфера в раздевалке в перерыве по большей части зависит от того, как сложился первый тайм. Однако многое зависит и от тренера. Часто бывает нужно обдумать несколько тактических вопросов, обсудить и сделать возможные замены, а иногда тренер может даже устроить своего рода спектакль — в зависимости от того, насколько выступление команды оправдывает ожидания, от счета после первого тайма и от самоотдачи игроков. Легендарных историй о тренерах в раздевалке множество. Обычно это тренеры в плохом настроении: они срывают с петель двери, разбивают надвое массажные столы, бросают через раздевалку чашки с чаем и творят еще бог весть какую чушь, чтобы разбудить игроков и стряхнуть с них летаргический сон. Некоторые настолько рассержены, что и видеть свою команду отказываются.

Тренерам, которые склонны устраивать концерты, грозит поднятие вопроса об увольнении. Первая вспышка гнева производит впечатление, но вскоре эффект притупляется. Кроме того, тренеры, которые любят топать ногами, выглядят несколько комично. Так что нужно следить за тем, как ведешь себя в перерыве.

Когда я был тренером «Челси», в перерыве я однажды сидел и читал газету. Это была игра Кубка Англии с «Ливерпулем» в 1997 году. Мы играли как любители и к перерыву горели 0:2. Уголком глаза я видел, что игроки не понимали, куда смотреть и что делать. Никто не проявлял инициативы, царила зловещая тишина. Перед тем как раздался звонок на второй тайм, я внес небольшие тактические изменения и спокойно сказал: «У вас сорок пять минут на то, чтобы извиниться за это возмутительное выступление».

Эта уловка прекрасно сработала. Мы просто опрокинули «Ливерпуль», победили 4:2 и проследовали дальше, к победе в Кубке Англии. Этот трофей стал для клуба первым за двадцать шесть лет. Больше я газет в перерыве не читал. Чтобы мотивировать игроков, нужно их удивлять.

Спасибо за прочтение! Ждите продолжения уже завтра, на очереди 8 Глава под названием – «Амплуа». Подписывайтесь на блог чтобы не пропустить следующую главу и ставьте плюсы, если нравится данная рубрика!

 

Подписывайтесь на мой основной блог!

1. Аннотация и Введение

2. Глава 1 - «Путь наверх»

3. Глава 2 - «В Италию»

4. Глава 3 - «В Англию»

5. Глава 4 - « Тренер»

6. Глава 5 - «Почему все пошло не так?»

7. Глава 6 - «Стандартное положение»

8. Глава 7 - «Системы»

Автор: Рууд Гуллит / Издательство: Манн, Иванов и Фербер / Перевод: Коробейников А.

Фото: Gettyimages.ru