11 мин.

Утомленные антарктическим солнцем

Стрелка компаса мечется между полюсами. И побыв в течении двух последних записей на Севере, мы опять едем на юг, в Антарктиду.

Как оказывается, состязания среди вечных снегов и морозов не обязательно проводить только на лыжах, санях, собачьих упряжках и т.д. Человек сам по себе во многом самодостаточен для соревнований и без дополнительных приспособлений. Соединяя сложнейшие погодные условия и сложнейший в плане выносливости вид спорта, получается испытание, которое проверит на прочность любого человека на Земле, так как чтобы не просто победить, а даже полноправно поучаствовать, вам понадобится продемонстрировать запредельные физические и морально-волевые качества.

Речь пойдет об Антарктическом ледовом марафоне (Antarctic Ice Marathon), последний забег 2011 года совпал со 100-летием покорения Южного полюса (о чем я уже упоминал в предыдущих записях).  Марафон прошел в южной части гор Элсворт (Ellsworth Mountains), базой для мероприятия послужил туристический лагерь Union Glacier Antarctic на одноименном леднике (Union Glacier), расположенный примерно в 100 километрах от Южного полюса. 

Ну а кто лучше расскажет о соревновании, как не сам участник Элисон Хамлетт? Мой перевод ее рассказа и привожу ниже. Возможно рассказ покажется длинным, но не бросайте чтение. Событие ведь и впрямь неординарное.

На старте

В мире есть бесчисленное множество вдохновляющих гонок, но если вы ищете среди них "кто здесь папа?", то вам нужно повернуть свою голову на юг, на Антарктический ледовый марафон. Ни одна гонка так не сприкасается с неприступностью, экстремальными условиями и совершенным ледяным великолепием. А что касается ее участников, то вы не сможете найти более разнообразной, эксцентричной и решительной компании бегунов со всех уголков мира. Ну а если вспомнить, что 14 декабря 2011 года была 100-летняя годовщина покорения полюса Руалем Амендсеном, то и получится, что последний марафон здесь был явно самой грандиозной гонкой планеты.

Беговая трасса голубоватого льда Union Glacier

В 10 вечера вторника 29 ноября, мы покинули пределы города Пунта Аренас на юге Чили и отправились в 4,5-часовой перелет на юг, далеко на юг, в лагерь Union Glacier. После поднятия на борт Ильюшина ИЛ-76, нам раздали ушные затычки (сначала я наивно думала, что нам предложат карамельку). Внутри советского транспортного самолета спереди около 40 посадочных мест, а в задней части - отсек для груза. Мы приготовились к суровым антарктическим условиям загодя, уже в самолете одевшись в пуховки и лыжные штаны, чтобы удержать тепло к моменту прибытия и высадки на лед

Каждая палатка носила имя какого-нибудь известного покорителя Антарктики

После 10-километрового переезда на 4-колесном транспорте до лагеря Union Glacier, мы улеглись спать около 5 утра. Наша 2-местная палатка (проект которой базируется на дизайне, что использовался в экспедиции Shackleton’s Endurance в 1914 году) без подогрева, но 24 часа солнечного света и спальные мешки, которые выдерживают температуру до -40 грудусов, сделали наше проживание уютным и комфортным. Все пропустили завтрак в пользу дополнительных часов сна перед тем, как мы встретились для проведения гоночного инструктажа и тура по лагерю в полдень. Нас предупредили не позволять комфортным условиям лагеря расслаблять нас, так как среда обитания все же предельно суровая. Также нам рассказали об обморожениях, снежной слепоте и об огромной дыре в озоновом шаре прям над нашими головами. Ну и попросили не выходить за пределы лагеря, так как мы были на леднике, в котором можно запросто попасть в какую-нибудь трещину.

Все отходы выбрасывались, чтобы сохранить среду нетронутой

Временный лагерь разбивается здесь каждое лето, которое здесь обычно длится с октября по февраль. Все необходимое доставляется самолетами. Так как среда Анатрктиды должна оставаться нетронутой, то все отходы вывозятся из Антарктиды. Кроме грязной воды (после мытья посуды или ванны(без моющих средств)), которая сливается через свердловину во льде. Здесь нету свободнотекущей воды для душа или привычных туалетов, и даже вода после чистки зубов собирается в специальный отсек, чтобы затем быть отправленной в Чили

Беспорядок внутри лагеря

Лагерь Union Glacier можно считать 5-звездочным отелем по сравнению с антарктическими жилищами Скотта и Амундсена 100 лет назад. Мы проводили большинство нашего времени в суматошном лагере, где трижды в день дружески кушали, а также помогали друг дружке готовить горячие напитки в любое время суток. По вечерам здесь царила праздничная атмосфера, когда после выпитого вина и пива каждый рассказывал, почему же он приперся на гонку в это "последнее место на земле". Некоторые бегуны имели за плечами больше 100 марафонских забегов, некоторые были новичками в этом деле. У многих была цель пробежать марафон на каждом континенте (об этом как-нибудь подробнее расскажу в блоге "Вокруг спорта"). Также вечерами к нам заходили в гости ученые и рассказывали о своих исследовательских проектах

Горы защищают лагерь от сильных ветров 

Позавтракав кашей, блинчиками, свежими фруктами и кофе, мы уселись позади моторизованных саней и отправились на старт. Маршрут марфона представляет собой 1 и 3/4 25-километровой петли, поэтому нам нужно было ехать с лагеря - где находился финиш гонки - на старт. Было много споров среди участников, чтобы такого бы одеть, особенного после того, как штатный метеоролог Марк де Кейзер сообщил, что температура воздуха -12 градусов, с падением до -25 при порывах холодного ветра. Лагерь защищен от ветра окружающими горами, но вот трасса маршрута продувается ветрами. Я одела мериносовую основную куртку, тонкий флис и ветрозащитную курту сверху, а теплые ветрозащитные шерстяные штаны. Голову я экипировала балаклавой и защитными очками, ну а руки - теплыми флисовыми и еще ветрозащитными перчатками. Я одела две пары шерстяных носков и обулась в обувь Pearl Izumi.  Все намазались солнцезащитным кремом в 50SPF для защиты от солнечных лучей, что проходят сквозь дыру в озоновом шаре. 

Начало гонки

В 11 утра 1 декабря, под яркими лучами солнца, 32 бегуна из 17 стран взяли старт седьмого Антарктического ледового марафона, полные решимости завершить вызов собственной воле. Путь был расчищен и маркирован маленькими оранжевыми флажками каждые 50 метров. Нам было запрещено ездить по этому пути перед гонкой, поэтому маршрут был ровным и гладким насколько это было возможно. Однородная поверхность преобразила местность, покрытие которой сложное для бега. Но с течением дня, солнце размягчило снег, поэтому второй круг было еще сложнее бежать, чем первый. Каждый шаг требовал энергии.

Наслаждаясь Пустотой

Лишь с небольшими визуальными знаками на местности, бег по прямой линии целых 6 миль превращается как в психологическую, так и физическую борьбу. На трассе было 3 сервис-станции, расположенные через каждые 10 км дистанции. Поэтому предыдущая станция успевала превратиться в черную точку на горизонте прежде, чем следующая станция медленно превращалась в лагерь со столами с напитками, бисквитами и шоколадом. Каждая станция манила неотразимой возможностью остановиться и что-нибудь поесть-попить, передохнуть и пообщаться с персоналом. Время здесь проходило значительно быстрее чем на белом фоне трассы.

Клеман Тэвене побеждает и устанавливает новый рекорд гонки

Первым финишную черту пересек француз Клеман Тэвене (Clement Thevenet), который лидировал в мужском марафоне с самого начала и показал  рекордное время 3:47:07. Затем прибежала Ивонн Браун (Yvonne Brown) из Британии, которая стала победительницей женского марафона с впечатляющими 4:26:10. Элвин Мэттьюс (Alvin Matthews) из США прибежал третьим с 4:38:19. Сразу же за ним прибежала вторая и третья среди женщин: ирландка Эмер Дули (Emer Dooley) с 4:41:30 и британка Элисон Хамлетт, которая закончила свой бег с временем 4:46:39. С тремя женщинами в Топ-5, это был сильнейший женский забег и все три побили рекорд трассы. Каждого финишера, который появлялся на горизонте, дружески приветствовали все присутствующие. Хотя после финиша, финишерам нужно было сначала в лагере принять теплую пищу и переодеться в сухую теплую одежду.

Третий круг четырехкруговой 100К

В 10 утра следующего дня, ультра-бегуны - все пять - начали свой 100-километровый забег в совершенно отличных условиях от предыдущего дня марафона. Низкие облака затянули небо и при отсутствии солнца температура упала до -25 градусов. Спокойно в лагере, но на трассе ветер прям сносит с ног и при остсутствии даже определения для подобного каждый шаг был коварным. Марафонцы же восстанавливались целый день в лагере, выходя наружу лишь тогда, когда ультра-бегуны пробегали мимо лагеря на очередном своем круге. Мы успели трижды покушать, послушать лекцию и посмотреть несколько DVD к тому времени, как все тот же француз Клеман Тэвене (Clement Thevenet) финишировал на 100-километровке с временем 12:09:06, другой рекорд Антарктиды и невероятное достижение после победы за день до этого в марафоне. После 20 часов последний бегун закончил свой забег в 100К, но на трассе все еще оставался один спортсмен. Директор гонки Ричард Донован (Richard Donovan)  решил пробежать тоже 100, но не километров, а миль!

Директор гонки Ричард Донован празднует забегом на 100 миль

В 2002 году Донован стал первым человеком, который пробежал марафон на Южном полюсе. Он решил пробежать 100 миль, чтобы отметить столетие со дня покорения Южного полюса Амундсеном. Он начал свой забег с бегунами на 100К и когда последний из них финишировал он пробежал еще 4 часа, чтобы завершить дистанцию за итоговые 24:35:02. Все обитатели лагеря вышли поприветствовать его на финише, где он отпраздновал все это дело холодным пивом

 

Самолет Британской станции наблюдения покидает лагерь

Это было очень загруженное время для  лагеря Union Glacier. Группа норвежцев на лыжах отправилась на юг встретить там своего премьер-министра 14 декабря в день юбилея. 4 инженера из Британской станции наблюдения (Antarctica.ac.uk) сделала временную посадку на своем пути на британскую базу в Ротера. Они перевозили около 70 тонн оборудования к Лейк Эллсворт перед началом проекта бурения для добычи воды и пород с глубины 3 км. 

Начало обратного пути домой

Все мы садились в Ильюшин для отлета обратно в Пунта Аренас с общим чувством достижений. Клемен Тэвене установил новый рекорд антарктического марафона. Все три женщины превзошли предыдущий женский рекорд. Сара Амес (Sarah Ames) стала первой женщиной, которая трижды пробежала 7 марафонов на 7 континентах. Дон Керн (Don Kern) пробежал 7 марафонов на 7 континентах в течении 26 дней ну и группа бегунов присоединилась к клубу Большого Шлема, как люди, которые пробежали марафон на всех континентах + на Северном полюсе. 

Антарктический ледовый марафон 2012 пройдет 20 ноября. Более детально читайте на официальном сайте соревнований icemarathon.com

Вот собственно и весь рассказ. В который раз мы видим, что человеку под силу многое, стоит только захотеть и приложить нужные усилия. И пусть, как это банально-пафосно не звучит, но... может кто-то, глядя на фотографию Элисон, и сам решится на подобный побег от обычной размеренной жизни длиной в  42 км 195 метров?

Источник: англоязычная статья Элисон Хамлетт (Alison Hamlett), http://www.runnersworld.co.uk/