8 мин.

Семь лучших побед в дождевых гонках

Дождь – это то, что делает гонки гораздо интереснее ввиду непредсказуемости, так как в такую погоду необходимо обладать высочайшим чувством машины и, несомненно, талантом – таким, какой был у Айртона Сенны или Михаэля Шумахера. Ведь не зря им дали прозвище «Человек дождя». Блог Formula Uno попытался составить список семи самых лучших побед в дождевых гонках.

Это не рейтинг, и расставлять эти гонки по местам мы не собираемся – пусть это каждый решит для себя сам. Конечно, это субъективный выбор, ведь многих гонок я не видел вживую, пришлось черпать информацию из различных источников и полагаться на выбор других. Да и количество интересных гонок не может ограничиваться семью, поэтому что-то не попало в этот список.

 «Донингтон-Парк», Гран-при Европы 1993 года, победитель – Айртон Сенна («Макларен»)

Третий этап чемпионата 1993 года состоялся в Донингтон-Парке, впервые после победы Тацио Нуволари в 1937-м. Погода была отвратительная, шел проливной дождь. Как и Нуволари на слабенькой «Альфа-Ромео» одолел здесь «Серебряные стрелы», Сенна смог опередить более серьезных соперников благодаря тому, что лучше приспособился к погодным условиям: бразилец провел всего четыре пит-стопа против семи у главного соперника Проста. «Донингтон» стал звездным часом Айртона, доказав его величие.

Кстати, лучший круг в гонке был установлен также Сенной, но самое интересное, как он это сделал: в конце круга Сенна свернул на пит-лейн и проехал по нему, не заезжая на пит-стоп. А поскольку пит-лейн расположен на внутренней части «Донингтона», то бразилец выиграл время, формально не нарушая правил. 

«Фудзи», Гран-при Японии 1976 года, победитель – Марио Андретти («Лотус»)

Шестнадцатый этап чемпионата мира прошел в Японии на автодроме «Фудзи». Перед последней гонкой сезона отрыв Ники Лауды от Джеймса Ханта составлял всего три очка. Стартовое поле первого в истории «Формулы-1» Гран-при Японии было дополнено местными гонщиками: Норитаке Такахара вывел на старт второй Sertis, Кацуеси Хосино участвовал на старом «Тиррелле», а Масахиро Хасеми – на шасси «Кодзима» местного производства, обутым в «Данлоп» (почти все команды использовали резину «Гудьир»).

В квалификации Марио Андретти опередил Ханта и Лауду, расположившихся на втором и третьем местах. Перед стартом пошел сильный дождь и уже после первого круга Ларри Перкинс свернул в боксы и отказался продолжать гонку из-за почти нулевой видимости. Его примеру вскоре последовали Лауда, Карлуш Паче и Эмерсон Фиттипальди. В гонке лидировал Джеймс Хант, но на 61 круге ему пришлось заехать в боксы для замены проколотого колеса. За 5 кругов до финиша Хант вновь заехал в боксы и вернулся на трассу на 5-м месте, которое приносило титул чемпиона Лауде. За оставшееся до финиша время Хант сумел обогнать идущих впереди Алана Джонса и Клея Регаццони, финишировать третьим и завоевать чемпионский титул. Гонку выиграл Марио Андретти, для которого эта победа стала второй в карьере и первой с 1970 года. Быстрейший круг в гонке был показан Масахиро Хасеми, который показывал хороший темп в начале гонки за счет специально подготовленых шин, но их быстрый износ отбросил пилота на финише за пределы первой десятки.

 «Нюрбургринг», Гран-при Германии 1968 года, победитель – Джеки Стюарт («Матра»)

Стать победителем Гран-при с отрывом от соперников в четыре минуты – признак настоящего чемпиона! Наряду с великим Хуаном Мануэлем Фанхио, Джеки Стюарт – единственный гонщик, который одержал три победы на легендарном «Нюрбургринге». Но ни одна из них не сравнится по зрелищности с победой на Гран-при Германии 1968 года. Погода была настолько плохой, что старт дважды откладывался, и Стюарт был одним из пилотов, высказывавшихся в пользу переноса гонки на другое время. 

Грэм Хилл возглавлял чемпионат, и, как подобает лидеру, со старта взял инициативу на себя, но в ухудшающихся погодных условиях уступил Джеки Стюарту, который уверенно прорвался с шестой позиции. Стюарт «съел» плохо стартовавшего Жаки Икса. Хилл, Йохен Риндт и Крис Эймон были следующими, а так как трек напоминал мелкую речку, можно сказать, что Джеки Стюарт оставил своих соперников в кильватере, прежде чем скрылся в тумане. Шотландец победил с отрывом около четырех минут на трассе, где обгонять сложно даже тогда, когда трек абсолютно сухой!

 «Сузука», Гран-при Японии 1994 года, победитель – Дэймон Хилл («Уильямс»)

Опережая Михаэля Шумахера на пять очков перед двумя последними этапами чемпионата, Деймон Хилл не мог позволить сопернику отыграть отставание на принципиальном для обоих Гран-при Японии, проходившем на легендарной «Сузуке». И когда перед стартом гонки над трассой полил дождь, многие стали сомневаться в шансах Хилла обогнать Шумахера, которого называли Regenmeister – «мастер дождя». 

Шумахер стартовал с поула и, сместившись, заблокировал «Уильямс» Хилла, защитив тем самым позицию лидера. Болид Хайнца-Харальда Френтцена развернуло, когда немец попытался обойти Хилла. На трассу уже выезжал сейфти-кар, как неожиданно Джонни Херберт потерял контроль над машиной и врезался в пит-уолл. После рестарта Хилл продолжил атаковать Шумахера, но гонка вновь была остановлена из-за аварий Джанни Морбиделли и Мартина Брандла. Шумахер первым заехал на пит-стоп и рискнул заправить больше топлива, чем было нужно. Хилл вырвался вперед и оставался первым  до следующей остановки в боксах.  В итоге – британец опередил немца на три секунды. Хилл бросил вызов Шумахеру на мокрой трассе и одержал победу именно в тот момент, когда это было важнее всего.

«Монтмело-Каталунья», Гран-при Испании 1996 года, победитель – Михаэль Шумахер («Феррари»)

Широко признанный мастер пилотирования на мокрых трассах Михаэль Шумахер провел, возможно, лучшую свою дождевую гонку на испанском Гран-при 1996 года. Впечатляет то, что абсолютное доминирование и победа Шумахера, обогнавшего  «Уильямс» на сорок пять секунд, была одержана на машине, которая проигрывала в скорости своим соперникам по ходу всего чемпионата. Видимость в гонке была настолько плохой, что пилоты с трудом могли видеть свои передние антикрылья, не говоря об огнях передних машин.

Жак Вильнев и Жан Алези предприняли попытку обогнать на старте поул-ситтера Дэймона Хилла. Позади лидеров Михаэль Шумахер откатился на седьмое место, проиграв четыре позиции. Неразбериха началась тогда, когда болиды начали сталкиваться, а пилоты не понимали, в кого они врезались и как это произошло. К концу первого круга шесть машин покинули гонку, а к половине дистанции пелотон не досчитался уже половины пилотов, в том числе и Хилла. Шумахер вырвался в лидеры на двенадцатом круге, обогнав Герхарда Бергера, Жана Алези и Жака Вильнева. Захватив первое место в гонке и имея перед собой чистый трек, Шумахер был неудержим и «штамповал» быстрые круги идин за другим, уверенно завоевав победу. Михаэль Шумахер стал самым быстрым в испанской гонке, чего нельзя сказать о его технике…

Монца, Гран-при Италии 2008 года, победитель – Себастьян Феттель («Торо Россо»)

Это была гонка, в которой Себастьян Феттель заявил о себе, как о настоящей звезде, став самым молодым пилотом, выигравшим этап «Формулы-1». Часто говорят, что дождь – великий уравнитель, который отделяет мастеров от салаг. Данное утверждение справедливо применительно к Себастьяну Феттелю, уровень которого было несравним с его болидом «Торо Россо».

Феттель доказал свое право пребывать в паддоке, заняв поул-позицию в квалификации. Имея перед собой свободную трассу, Феттель со старта ушел в отрыв. На восемнадцатом круге он отправился на пит-стоп, опережая своего преследователя из «Макларена» Хейкки Ковалайнена более чем на десять секунд. Когда трасса начала подсыхать, Себастьян вовремя «переобулся», и победа была у него в кармане! Другой молодой гонщик, Льюис Хэмилтон, после гонки сказал: «Под психологическим давлением легко совершить ошибку. Он этого не сделал, поздравляю его. Это было великолепно!» 

«Йонам», Гран-при Кореи 2010 года, победитель – Фернандо Алонсо («Феррари»)

За десять минут до старта начался дождь, представители команды обсуждали с ФИА вопрос возможности старта за машиной безопасности – никто не знал, насколько скользким окажется новый асфальт под дождем. Старт был отложен на десять минут и скоро команды получили сообщение – гонка стартует за машиной безопасности, гонщики обязаны использовать шины для сильного дождя.

В 15:10 по местному времени гонка стартовала за машиной безопасности в густой пелене брызг, но лишь на три круга – потом ее остановили красными флагами до улучшения ситуации. Дренажную систему отладить не успели, на трассе появились рабочие с щетками, убирающие воду и грязь с поребриков. Рестарт назначили на 16:05 – вновь за машиной безопасности и с обязательным использованием шин для сильного дождя. Затем еще несколько раз появлялась машина безопасности, так как инциденты продолжались.

Первая десятка на 33 круге выглядела так: Феттель – Хэмилтон – Алонсо – Масса – Шумахер – Баррикелло – Петров – Хюлькенберг – Кубица – Кобаяси. Кругом позже объявили рестарт. Хэмилтон вылетел в зону безопасности и Алонсо вернул позицию, Феттель и Фернандо обменивались лучшими кругами, первая четверка ехала плотной группой в равном темпе.

На 41-м круге Петров разбил машину, вылетев в последнем повороте, на 46-м отказал мотор на машине Феттеля – Себастьяну пришлось использовать огнетушитель. Фернандо Алонсо выиграл гонку, одержав пятую в сезоне победу и возглавив личный зачет чемпионата. В хаотичном корейском Гран-при трое из пяти претендентов на титул не заработали очки, судьба чемпионата решилась в финальных гонках сезона, победителем из которой вышел молодой немец Себастьян Феттель.

Спасибо за внимание!

P.S. Все замечания и дополнения прошу высказывать в комментариях к посту.