6 мин.

Атмосферный «Фон». Что изменят букмекеры в российском футболе

Кризис заставляет российский футбол искать дополнительные источники дохода. Футбольная национальная лига заключила договор с букмекерской конторой «Фонбет». Отныне турнир в первом дивизионе нужно называть не иначе как «ФОНБЕТ–Первенство России по футболу среди команд клубов ФНЛ». Но данное название может противоречить закону «О рекламе», который налагает суровые ограничения на рекламу букмекерских контор. В ФНЛ, впрочем, рассчитывают избежать штрафов и санкций.

ФНЛ

Между двумя законами

В России действует запрет на многие виды азартных игр, а на рекламу тех, что разрешены (букмекерские ставки и тотализаторы), введены большие ограничения. В частности, рекламировать их можно только в местах проведения азартных игр и только в специализированных СМИ, а на телевидении – с 22:00 до 07:00.

Но участники сделки считают, что не нарушают закон «О рекламе». Де-юре ФНЛ только изменила название соревнования в этом сезоне: «ФОНБЕТ–Первенство России по футболу среди команд клубов ФНЛ». Новый логотип оформлен в соответствующем стиле. По закону «О спорте» СМИ обязаны использовать именно такие наименования. За все это букмекеры заплатят футбольной лиге около 20 млн рублей.

ФНЛ надеется втиснуться в лазейки между законами «О спорте» и «О рекламе». Первый определяет, что «утвержденные организаторами точные и неискаженные наименования физкультурных или спортивных мероприятий не являются рекламой». Второй как раз запрещает рекламу букмекеров. Однако еще нужно доказать, что титульный спонсор – это реклама. Лига не использует логотип «Фонбет» и вообще ничего не говорит про ставки. Единственная активность – партнерство в «системе раннего оповещения». Букмекеры будут передавать информацию о подозрительных ставках, намекать на договорняки.

Теперь рынок ждет реакции Федеральной антимонопольной службы. Эксперты считают, что если ФАС удовлетворит такая логика, то у турниров, спортивных сооружений и команд могут появиться титульные спонсоры, чья реклама тоже запрещена, – от водки до порноиндустрии. При этом ФНЛ и «Фонбет» готовы и к санкциям. По информации еженедельника «Футбол», в одном из приложений к договору прописано, что в случае наложения штрафа букмекеры берут его выплату на себя.

В СМИ тоже не понимают, что теперь делать с новым названием ФНЛ, и можно ли его упоминать в прессе без последствий и штрафов за рекламу. «О том, будет ли это расценено как реклама, нужно спрашивать ФАС, – прокомментировал ситуацию руководитель проектов самого посещаемого в российском интернете спортивного портала «Чемпионат.сом» Дмитрий Сергеев.–Как я вам отвечу, как поведут себя государственные органы? К сожалению, ни ФНЛ, ни «Фонбет» так же не могут ответить. У нас в ближайшее время будет встреча, на который мы обсудим, как себя вести».

Итальянский след. Пять фронтменов «Зенита-2» в ФНЛ

Пример заразителен

Существовать в лазейке между двумя законами футбол и букмекеры будут несколько месяцев. Ожидается, что осенью будут приняты поправки к закону «О рекламе», и букмекеры выйдут из рекламного подполья. Так государство пытается поддержать футбольные клубы, которым госкомпании и администрации регионов урезают финансирование. Ранее так же была разрешена реклама пива, и некоторые команды обзавелись пивными спонсорами.

Контрактом с ФНЛ букмекеры дали старт маркетинговой гонке. «В России впервые букмекерская компания становится компаньоном в проведении футбольного турнира, и для нас по многим причинам этот проект выходит далеко за пределы просто партнерства, – гордо объявила букмекерская сеть «Фонбет». – Именно в командах ФНЛ мы видим серьезный потенциал. Нам крайне важно поддержать молодых футболистов, которые, по нашему мнению, могут стать достойными представителями России на чемпионате мира-2018».

При этом эксперты считают, что после разрешения рекламировать свои услуги букмекерский бизнес может почти вдвое увеличить свой оборот. «Фонбет» рискнул и сделал ставку раньше всех. Но на рынке есть и другие игроки.

Похожее «тихое» спонсорство оформлено между РФПЛ и букмекерской конторой «Лига Ставок». Букмекерская контора тоже должна оповещать Премьер-лигу о подозрительных матчах. Особого эффекта от «системы оповещения» пока не замечено. Хочется верить, потому что наш футбол играет по правилам. Названия и логотипы РФПЛ и «Лиги Ставок» всего лишь ненавязчиво соседствуют в прессе и на телевидении. ФНЛ надеется, что компетентные органы так же лояльно отнесутся к партнерству с «Фонбет». Хотя в футбольной лиге не исключают, что к ним скоро придет проверка.

Букмекеры

Константин Зырянов: «Иногда кричали: «Хватит кормить семью Зырянова!»

Трусы Бендтнера

– Букмекерство выходит из подполья, – приветствует соглашение ФНЛ и «Фонбет» Паруйр Шахбазян, руководитель сайта «Рейтинг Букмекеров». – Думаю, не за горами титульное спонсорство клубов конторами. Наземный букмекерский бизнес сейчас полностью легален и чувствует себя нормально. Последние изменения – в хорошую сторону. Что касается онлайн-букмекерства, то закон [о нем] принят, он вступил в силу, но до сих пор не применяется. Потому что должны заработать центры обработки данных, через которые и будут проходить ставки, а их нет.

Пока в России маркетинговые бюджеты букмекеров составляют лишь 10–20% от общих затрат. Но когда заработают все поправки, букмекерские компании смогут, как в Европе, позволить себе заключить договор с условным (или вполне реальным) Никласом Бендтнером, который выйдет на поле в фирменных трусах и покажет их сразу после гола.

Европейский футбол давно сотрудничает со ставками. Последний крупный договор заключила компания «Марафон», купившая права на рекламные возможности «Манчестер Юнайтед». Сумма сделки – бюджеты сразу нескольких клубов той же ФНЛ: около 3 млн евро. Ранее фирма ударила по рукам с «Тоттенхэмом» и «Ливерпулем», а также прописалась на майках «Фулхэма» как титульный спонсор. Долгое время форму мадридского «Реала» украшал логотип конторы Bwin. Крупнейший британский игрок William Hill спонсирует «Саутгемптон».

Отмоченные сухари. Главные события 7-го тура ФНЛ

Миллиарды от букмекеров

Спонсорские договоры с лигами тоже обычное дело. Английский первый дивизион официально называется Sky Bet Championship, украинская Премьер-лига получила название «Лига Пари-матч». Та же итальянская Серия В, с которой дружит наша ФНЛ, именуется Serie B Eurobet.

Суммы в спонсорских договорах везде разные, но те же 20 млн рублей, которые получит ФНЛ, для конторы уровня «Фонбет» – несерьезные деньги. В рамках всего бизнеса – и вовсе смешные. Сейчас букмекерский рынок в стране оценивается в 150 млрд рублей, чистая прибыль — почти 2,5 млрд рублей. Но если будут приняты все поправки о рекламе, то букмекеры станут большими игроками на рекламном рынке, и часть этих миллиардов может отойти футбольным клубам.

Текст: Вячеслав Опахин

Фото: Global Look Press

Аппстор
googleplay 90 минут