7 мин.

ФЗ о ЧМ

Эта нехитрая аббревиатура расшифровывается как Федеральный закон об организации и проведении в РФ Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Попробуем разобраться, в чем суть. 

Проект закона появился на сайте Минэкономики. С момента победы российской заявки на право проведения ЧМ 2018 прошло уже более полугода, и время для такого документа уже пришло. Его главная задача – установить «правила игры» для организаторов, туристов, спонсоров, телеканалов, да и вообще всех, кто имеет хоть малейшее отношение к турниру. Итак, по порядку.

ГОСТИНИЦЫ

Правительство РФ планирует регулировать цены на гостиницы в городах, где будут проходить матчи чемпионата. Видимо, будут утверждены максимальные цены для каждой категории гостиниц, например, двухместный номер в «трешке» не дороже 100 евро за сутки. Для такой меры потребуется, как минимум:

  1. Найти инвесторов, готовых строить отели с заранее установленной ценой проживания, и, следовательно, с сомнительным сроком окупаемости. Да, после окончания чемпионата цены можно будет поднять, но и поток туристов к этому моменту будет уже другой.

  2. Рассчитать, сколько номеров «не хватает» в каждом городе и построить нужное количество отелей к началу чемпионата.

  3. Определиться с границами регулирования цен: например, ограничения коснуться только Екатеринбурга или еще и пригородов?

  4. Договориться с владельцами уже существующих отелей и, как-то компенсировать им потери от снижения цен.

Для всего этого потребуется принять еще не один нормативный акт, причем как на федеральном уровне, так и на местах.

ВИЗЫ

С даты вступления закона в силу по 31 декабря 2018 года все иностранцы, заключившие трудовой договор с ФИФА, РФС, Оргкомитетом ЧМ 2018 и другими, связанными с ними структурами, получают визы бесплатно, а также освобождаются от миграционного учета и получения разрешений на работу. На время чемпионата визы вообще не понадобятся. Члены официальных делегаций ФИФА освобождаются от таможенного досмотра. «Отрепетировать» специальный порядок въезда в страну мы сможем на олимпиаде в Сочи.

Также закон временно возрождает отдельные элементы рабства, ограниченные трудовым законодательством: для всех работников, задействованных в организации чемпионата, может устанавливаться ненормированный рабочий день, работа в ночное время и в выходные дни, специальный порядок предоставления отпусков и т.д.

БЕЗОПАСНОСТЬ

В законопроекте есть небольшой раздел, посвященный вопросам безопасности. К примеру, там указано, что во время чемпионата Президент РФ может ограничить движение транспортных средств или проведение публичных мероприятий. В принципе, это и так понятно. А вот про обеспечение безопасности на футбольных матчах ничего не сказано, также не понятно, кто это будет финансировать. Применительно к теме безопасности уместно было бы вспомнить Закон о болельщиках, который, вроде бы как есть, а вроде бы и нет…

БЕСПЛАТНЫЙ ПРОЕЗД

Проезд между городами чемпионата для зрителей станет бесплатным. В качестве проездного билета можно будет использовать билеты на матчи. При этом приехать нужно будет не ранее чем за три дня до матча, а уехать не позднее чем через 3 дня после его окончания. Потери транспортных компаний должны покрываться за счет федерального или регионального бюджетов. Разумеется, про возможные суммы таких потерь пока ничего не известно.  

ТОРГОВЛЯ И РЕКЛАМА

Продавать что-либо в радиусе 2 км вокруг стадиона и над ним можно только с разрешения ФИФА. То же самое касается рекламы и использования символики чемпионата. Для ФИФА это одна из главных статей дохода, поэтому запрещено практически все. Даже для розыгрыша билетов, к примеру, на радио, нужно специальное разрешение. Не понятно, кто будет выявлять нарушения, и нести ответственность. Допустим, рядовой предприниматель из Саранска взял да и напечатал 1000 футболок с логотипом чемпионата и начал их продавать в своем магазине на окраине города, вдали от стадиона. Порядочный немец такую футболку купил, на следующий день понял, что приобрел контрафакт и сообщил в ФИФА. Оргкомитет будет нести ответственность за то, что не выявил и не предотвратил? И что будет с нашим предпринимателем? Пока в законопроекте сказано лишь то, что в каждом городе будет сформирована специальная комиссия, а в статье 26 говорится, что вред, причиненный ФИФА, РФС, Оргкомитету и представителям этих организаций вследствие нарушения гос гарантий, подлежит возмещению за счет бюджета. Кроме того Российская Федерация (не ясно в лице какого ведомства) должна будет защищать всех пострадавших в суде.

По данным Коммерсанта, использование олимпийской символики контролирует оргкомитет Игр в Сочи 2014 года. В мае 2008 года оргкомитет подписал соглашение об основах взаимодействия с ФАС, согласно которому до конца 2016 года антимонопольное ведомство помогает отслеживать и пресекать случаи незаконного использования символики. ФАС трактует их как нарушение п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ "О защите конкуренции", то есть "недобросовестную конкуренцию". Кодекс об административных правонарушениях подразумевает штрафы за такие нарушения в размере от 1 до 15% выручки от реализации товара, но не менее 100 тыс. руб. Один из первых штрафов пришлось выплатить в 2008 году заводу шампанских вин "Абрау-Дюрсо" за незаконное использование логотипа с пятью кольцами, изображение снежинки, а также слов "Сочи-2014" и "Олимпийское". В 2009 году была наказана управляющая компания Банка Москвы — за создание фонда с названием "Олимпийский проспект — Сочи-2014", а уже в 2011 году ФАС нашла олимпийские кольца на рекламе сети "Елки-палки", а также заставила "Дженерал Моторз Дэу Авто энд Технолоджи СНГ" поменять название цвета кузова машин Chevrolet, содержащее слово "Olympic". 

СТАДИОНЫ

Глава 11 «Строительство и реконструкция стадионов» занимает аж 3 (!!!) абзаца, что, в общем-то, довольно показательно. Про мифическую смету на строительство я писал в предыдущем посте.

Отдельный раздел законопроекта существенно упрощает различные процедуры согласований для строительства стадионов, тренировочных баз, гостиниц и т.д. К таким процедурам, в частности, относятся: изменение разрешенного вида использования земельных участков, гос экспертиза проектной документации, экологическая экспертиза, подключение к инженерным сетям, получение разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию. Подобные послабления могут немного улучшить настроение частным инвесторам.

Отдельно стоит сказать о том, что законопроект предусматривает возможность изъятия у собственников земельных участков и сноса домов для строительства объектов чемпионата. Во-первых, это очередные расходы для бюджета: нужно будет нанимать оценщиков, выплачивать компенсации, вести суды, покупать участки и строить дома взамен изымаемым. Во-вторых, несмотря на накопленный опыт в Бутово, Сочи, плюс планируемое переселение Правительства России за МКАД, процедура изъятия и компенсации пока не отработана и почти всегда проходит болезненно.

НАЛОГИ

Законопроект вносит большое число поправок в Налоговый кодекс. В итоге ФИФА и все связанные с ней структуры практически полностью освобождаются от налогообложения и таможенных пошлин. Ряд льгот предоставляется инвесторам, финансирующим строительство объектов чемпионата:

  • товары для реконструкции и строительства объектов чемпионата освобождаются от ввозного НДС (ст. 150 НК РФ);

  • доходы организаций, финансирующих строительство и реконструкцию объектов чемпионата, или непосредственно ведущих такие работы, освобождаются от налога на прибыль (ст. 251 НК РФ). Имеются в виду доходы, связанные с проведением чемпионата.

  • имущество, используемое в связи с организацией и проведением чемпионата, освобождается от налога на имущество (ст. 373 НК РФ), извините за тавтологию.

  • земельные участки, на которых размещаются (включая период строительства и реконструкции) объекты чемпионата, освобождаются от земельного налога (ст. 395 НК РФ).

Относительно последних двух пунктов нужно заметить, что к 2018 году в России все-таки может быть введен единый налог на недвижимость, и тогда потребуются очередные изменения.

РЕЗЮМЕ

Законопроект затрагивает практически все аспекты проведения чемпионата, но при этом носит рамочный характер, то есть вводит базовые нормы, которые должны регулироваться отдельными законами, постановлениями и приказами. Основная доля таких нормативных документов будет приниматься на уровне городов, где будут проходить игры, именно в них уже можно будет увидеть конкретные ограничения, льготы, списки согласований и т.д.

Самый важный вопрос – источники финансирования. Пока они прописаны как средства бюджета и частных инвесторов, нет ни пропорций, ни условий финансирования. Хотя в первую очередь нужно еще и определить сумму затрат, этого тоже пока не сделано. По данным газеты ру, при верстке федерального бюджета на 2012—2014 годы Минфин заложил на проведение чемпионата мира 105 млрд рублей. К сожалению, никак не уточняется, на что конкретно планируется направить эти деньги.

Исходя из текста законопроекта пока можно просто перечислить статьи затрат на проведение чемпионата:

  • Строительство стадионов и тренировочных баз.

  • Строительство гостиниц.

  • Затраты, связанные с регулированием цен на гостиничные услуги.

  • Строительство автомобильных и железных дорог.

  • Компенсация транспортным компаниям в связи отменой платы за проезд на время проведения чемпионата.

  • Компенсация доходов, выпадающих в связи с вводом облегченного визового режима.

  • Расходы на обеспечение безопасности.

  • Компенсации ФИФА за вред, причиненный тем, что со стороны РФ не были обеспечены данные ранее гарантии (безопасность, защита прав и т.д.).

  • Компенсации за изъятие земельных участков.

Ничего не забыл?