14 мин.

«КраСава» в «Роторе»: узнал о лихих 90-х, оружии в машине и почему бывший президент ненавидит красный цвет

В новом выпуске «КраСавы» героем стал целый футбольный клуб. «Ротор» идет на третьем месте в ФНЛ и уже в следующем сезоне может вернуться в РПЛ. Савин поговорил с бывшим президентом клуба и нынешним руководством, встретился с легендами «Ротора».

Но сначала Сава залетел в родной интернат, где учился 4 года. Интернат находился на 4-м этаже школы №2. Теперь учреждение стало гимназией №12, а 4-й этаж закрыт на ремонт. На почетной доске выпускников есть и Жека – фото из «Амкара» и «Крыльев». Рядом с Савой Евгений Алдонин, Павел Могилевский и Валерий Коробкин.

На противоположной стене – гордость волгоградского футбола: Калитвинцев, Геращенко, Прокопенко, Никитин и «лихое трио» Веретенников – Есипов – Нидергаус. Первым матчем после переезда из Тобольска для Савы стал «Ротор» – «Шинник» (6:2). Веретенников забил 5(!) мячей.

Жека встретил свою учительницу по английскому языку Веру Васильевну. Савин извинился перед ней за то, что до сих пор не знает языка, и сказал всем молодым футболистам обязательно учить английский.

Из школы футболисты пешком шли на утреннюю тренировку (1,5 км в одну сторону), возвращались на учебу и обед («Не помню меню, но точно была ромовая баба») и потом опять шли на вечернюю тренировку. На выходных ребята играли на земляном поле за школой.

Жека вспомнил, как в 16 лет его чуть не выгнали. Иногородние выпускники купили по бутылке пива «Волжанин» в магазине напротив и выпили в комнате у Савина. Тару они оставили под кроватью, чтобы выкинуть утром.

Утром бутылки обнаружила уборщица. Директор позвонил родителям Савина и сказал, что их сын спивается. Саву спасло только то, что он уже тренировался с дублем и считался перспективным.

После интерната Савин поехал на стадион – конечно же, на трамвае. Попался очень подходящий – в цветах «Ротора».

На матч с «Нижним Новгородом» пришли 16 тысяч фанатов. Это не рекорд – на «Торпедо» собралось 36 тысяч, а всего арена вмещает 45,5 тысяч.

Савва как всегда приехал на фарт: «Ротор» воткнул победный на 90-й минуте и выиграл 2:1. Но главный момент матча – кричалка про Уткина: «Вася Уткин – жирный гей». Неделю назад Василий назвал болельщиков волгоградского клуба гопниками.

Дальше – встреча с Андреем Рекечинским, генеральным директором клуба.

Андрей – бывший ватерполист. Четыре года назад он собирался заканчивать и переходить на должность в областном спорткомитете. Тогда «Ротор» только вышел в ПФЛ. Рекечинскому поступило предложение возглавить клуб и начать все с нуля.

В структуре сейчас две футбольных команды (в ФНЛ и ПФЛ), академия и регбийная команда. Бюджет клуба – больше 300 млн рублей. Из них на аренду стадиона уходит 2,36 млн за матч – арена принадлежит «Спорт-Ин», но в конце сезона перейдет области.

Андрей признается, что ему от предыдущего президента Владимира Горюнова почти ничего не досталось: стадион «Трактор» перешел от училища олимпийского резерва, автобус, техника и несколько машин.

– Вообще это законно, что у Горюнова оказался стадион, база, герб в собственности?

– В стране был развал. Все резко стало частным. С гербом получилось не менее странно. Мы набросали его быстренько – нам сказали, это на пару недель чисто для лицензирования. В итоге играли под ним 2 года.

– Тот «Ротор» был частным или государственным?

– Изначально там было много денег государственных, но его приватизировали, и он перешел частному владельцу – вместе с Центральным стадионом [на его месте построили «Волгоград Арену» – Sports.ru].

– Вы можете подтвердить мысль многих людей, что Горюнов – тот, кто создал эту команду и ее убил?

– Создавал он не один. Думаю, и убил не один. Время другое пришло, и люди не смогли перестроиться. Горюнов многое сделал для клуба в те годы, его заслуг тоже нельзя отрицать. Самолеты, крутая база была. Да, сейчас она устарела, но тогда она была великолепной.

Сейчас «Ротор» ищет место под новую базу – сделать это нелегко: нужен большой участок недалеко от стадиона, чтобы всем подходил. Молодежная команда летом арендует поля у Горюнова, но на этом отношения с бывшим президентом заканчиваются.

• За три года через «Ротор» прошло 72 футболиста и 5 тренеров. Рекечинский объясняет: сюда входят и молодые ребята на просмотре, которые не подошли по уровню.

Жека сгонял и на старую базу, чтобы услышать версию Владимира Горюнова.

Тот факт, что академия уже не та, Горюнов принимает спокойно. «Я просто работаю: беру лопату, принимаю бетон, траву кошу».

Интернат «Ротора» был крутым: был всегда в тройке в разных возрастах, дети гоняли в Германию. Все были при форме, а водители носили костюм с галстуком. Одно время водителем работал отец Романа Павлюченко – он играл в клубе с 2000 по 2003 год. Горюнов вспомнил, что Павлюченко-старший разбил автобус: врезался недалеко от стадиона «Трактор».

Всей семьей в Волгоград переезжал не только Павлюченко – Нидергаус, Кривов тоже. Родители получали квартиру, работу и подъемные.

• Горюнов ненавидел красный цвет: должны быть клубные цвета, и только. «Ты попробуй на базе «Спартака» появиться в голубом костюме – тебя завтра в котле сварят и костей не найдут!», – объясняет позицию бывший президент. Традициями Горюнова пропитаны даже дети. Несколько лет назад дочка отказалась покупать ботиночки с красными шнурками.

Валерий Есипов объяснил это проще: Горюнов ненавидит «Спартак» и все, что с ним связано.

«Однажды мы горели Новороссийску 2:1 после первого тайма; мы два пенальти не забили. Горюнов заходит в раздевалку и говорит, что что-то не так. За ним жена – в красных туфлях. Тут у него взрыв! Срочно водитель отвез ее переобуться – в итоге выиграли 5:2».

• Деньги на «Ротор» Горюнов собирал разными путями: торговал нефтью и металлами, торговля акцизами и многое другое.

В одно время у бывшего президента была своя авиакомпания, а у клуба – самолет. «Кому-то это понадобилось – вот они и взяли».

– Какие у вас отношения с Рохусом Шохом [бывший вице-президент «Ротора», теперь президент Федерации футбола Волгоградской области]? Вас раньше всегда видели вместе на базе.

– Можно кого-то не любить, но я просто не помню этого парня.

– Как получилось, что и клуб, и герб, и база – ваши?

– Я создавал клуб, он мой. Так же и с гербом. Базу до сих пор ремонтирую. Ты же видел: везде подбелено, покрашено. А они сидят на горбу у губернатора и деньги считают. Вот сегодня сделал отдых – ездил на могилу сына. Завтра косить надо.

– Не хотите отдать эту базу «Ротору»?

– Кому, #####? Это не тот «Ротор». Дети, пожалуйста: заходите днем и ночью. Они даже играть здесь не хотят. Возят на первенство города в камыши и с родителей берут по 150 рублей. А отдавать я не собираюсь. Почему никто не возьмет и нефтяную вышку не отдаст? Хватило бы на весь «Ротор».

• Главная гордость Горюнова сейчас – туи во дворе. «Детишки младших групп подарили. Их одиннадцать – как игроков в старте. Как ради этого не жить?»

• Веретенникова не звали в «Вердер». «Это ложь, #####! – говорит Горюнов и крестится. – Если бы его кто-то позвал, я бы сам его отвез. Где он заиграл потом, кроме «Ротора»? Он про меня вечно гадости говорит – я молчу. Хотя могу столько рассказать, что у болельщиков, которые Веретенникову хлопают, уши в трубочку свернутся!»

Олег тренирует «Ротор-2», который идет на последнем месте во Втором дивизионе (Центр).

Сава встретился и с легендой «Ротора» Валерием Есиповым.

• Есипов – единственный, кто не отвернулся от Горюнова.

«Ошибки есть у каждого. Я не могу отвернуться от человека, который мне дал все. Мы жили в 90-е».

Есипов считает, что президента клуба прижали из-за того, что он собрался в губернаторы. И сделал это Николай Максюта – бывший губернатор.

• В 1996 году Евро мог пройти в России. Горюнов дружил с президентом УЕФА Леннартом Юханссоном и лоббировал чемпионат Европы в РФ.

Даже на гараже «Ротора» уже был лого Евро. Почему в последний момент такой вариант отпал, никто не знает.

• Не играл в сборной, потому что не пошел в «Спартак». «Мне прямо говорили: перейдешь в «Спартак» – двери в сборную открыты. Если нет, то будет тяжело попасть».

• «Ротор» часто гонял в детдомы и тюрьмы.

«Мы сами собирали деньги и привозили детям. Давали денежки на чулки или еще что-то, чтобы воспитатели не видели. В 90-е мы были кумирами для них. Однажды мне пришло письмо: одна из этих девочек выросла, родила сына и назвала его Валерой».

• За серебро чемпионата России-93 дали по вишневой девятке, норковой шапке, поднос, а женам и родителям – оренбургские платки.

– Куда звали Есипова – Веретенникова – Нидергауса?

– В 94-м нас хотел «Левски» на концовку, 5 игр. Горюнов не отпустил: страховка была высокая – а вдруг травма? Володю часто звали в Германию – у него же гражданство немецкое. А Веретенников мог перейти в «ПСЖ» или куда-то в Испанию. Я мог уйти в «Аталанту»: в 94-м «Ротор» приехал в Италию на сборы за счет этого клуба, но Владимир Дмитриевич просто не отпустил.

Сначала сказал, что я стою 1 миллион долларов, потом поднял до 3 млн. «Аталанта» согласилась и на эти условия. А он отвечает: «Он не продается». «А зачем же вы торговались?» «Хотел узнать, сколько стоит».

• В Новороссийске команду судил пьяный боковой. В 96-м «Ротор» мог взять чемпионство: в трех последних турах надо было выиграть две игры. «Локомотиву» на выезде проиграли, с «Черноморцем» сыграли вничью.

«Мы сначала не заметили. А потом боковой не засчитал гол. Мы подходим к нему – а он «упакован».

• Есипов ездил с охотничьим ружьем. «Я только купил новую машину, ехал из Курска по новой дороге – везде еще битум, гравий. Меня объезжает десятка и весь гравий по машине: лобовое, фары. А это лихие 90-е. Я погнался за ними (это лица кавказской национальности). Они остановились, достали биты, арматуру. А я достаю охотничье ружье. Забрал у них деньги на ремонт».

«Лучше быть судимым за убийство, чем убитым», – такой слоган выдал Есипов в конце истории.

• В 95-м команду оштрафовали за финал Кубка. «Ротор» проиграл по пенальти «Динамо», и Горюнов лишил игроков шестимесячной зарплаты. «Может, этот факт помог обыграть «Манчестер Юнайтед». Жить на одну премию неприятно, но это стимул», – вспоминает Есипов.

За проход «МЮ» команда получила по 10 тысяч долларов. «Александр Беркетов вынес мяч из ворот и попросил врача обезболить – что-то дернул. Тот ему дал воды и все. Оказалось, что в чемоданчике врача были деньги – наши премии».

– То есть Горюнов верил, что пройдете?

– Нет, это просто нам за трансляцию отдали деньги наличкой прямо на месте.

Отдельная часть видео – разбор конфликта Академии Слуцкого и «Ротора».

Чтобы заявиться в ФНЛ, «Ротору» нужна была академия. Но губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, по словам тренера «Витесса», об этом не знал.

«9 мая 2018 года на финале Кубка России мы с ним встретились, и он предложил объединить проекты. Изначально договорились, что они берут всех тренеров и платят полностью зарплату. Я просил, чтобы не трогали мою методику. А от меня доптурниры и экипировка.

Но оказалось, что 4 возраста и 3 тренера не входят в «Ротор» – то есть я платил зарплаты и аренду поля. Дальше – трэш!

Стадион, на котором мы тренировались, перешел к «Ротору». Раньше я платил 30% от полной стоимости (помог губернатор). А «Ротор» выкатил мне 100%! То есть мы в сотрудничестве с клубом – и аренда мне стала обходиться дороже!

Дальше выясняется, что они могут платить тренерам только половину зарплаты – 25 тысяч рублей.

Потом поставили гребчиху, которая все контролировала: сколько детей пришло, сколько не пришло. Например, у пацанов восстановительный день и они договариваются с мамой одного из мальчиков, владелицей ресторанного комплекса, о походе в баню. И начинаются вопросы: почему вы пошли туда? Я вот думаю: что вы вообще лезете в методику? Сегодня восстановительный день! Может, в гребле не восстановительный день?

Апофеозом стала поездка в Голландию – «Ротор» забрал название, но за лицензии платил я, за дорогу тоже я, 50% зарплаты. И при этом у меня никаких полномочий».

Оказалось, что в Голландию «Ротор» отпустить не может. Всем тренерам пришлось брать отпуск за свой счет на время турнира. Тренерам угрожали штрафами и увольнениями. И даже день, который потратили сотрудники на поездку в визовый центр в Ростове, оформили как «отпуск за свой счет».

После этого Слуцкому сказали, чтобы он перевел деньги за поездку на счет «Ротора», а клуб решит, оплачивать или нет.

«Они мне великодушно позволили мои деньги занести им на счет и ими пользоваться. Тут я сказал: «Баста, карапузики, идите вы все в пень вместе с господином Рекечинским и этой гребчихой!» И, естественно, вывел проект.

Проблема в том, что клубом руководят дебилы. Слишком много эго, власти. Они просили тренеров дать опровержение моим словам, которые были в «Спорт-Экспрессе»; после этого стали понижать им зарплаты (некоторым — до 15 тысяч) абсолютно незаконным способом», – сказал Слуцкий.

Гендиректор «Ротора» высказал свое мнение.

«Леонид Викторович как человек экспрессивный, эмоциональный, может, что-то сказал. В государстве надо работать по тем законам, которые уже есть, которые предлагают.

У его тренеров не было желания договариваться. Были все время какие-то взаимные претензии. Леонида Викторовича никто не выгонял со школы. Он просто принял для себя решение забрать эти возраста.

Но не все ушли. Один тренер добровольно остался. Его можно понять – они заслужили право играть в чемпионате России. Квота осталась за «Ротором», и ему захотелось довести своих ребят. Это неправда, что мы занизили кому-то зарплаты».

Тренеры Академии Слуцкого подтверждают слова тренера «Витесса» и говорят, что в клубе хотели видеть только результаты. «Им хотелось в ладоши хлопать на первенстве города».

Сам Слуцкий признался, что на школу уходит 10 млн рублей в год. Кроме того, он планирует построить стадион за 50 млн. На вопрос «Зачем?» Леонид ответил просто: «Волгоград дал мне образование и возможность стать тем, кем я являюсь. В том числе и заработать какие-то средства. Это моя доля, которую я бы хотел городу вернуть».

Весь выпуск – ниже.

Чуть не перешел в «Спартак», отказал «Штутгарту», в детстве продавал запчасти: Дзагоев в новом выпуске «КраСавы»

«КраСава» в Белграде: Тошич скучает по российской зарплате, дерби «Партизана» и «Црвены» – 🔥🔥🔥

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson /Allsport; REUTERS/Str Old