10 мин.

Калле Рованперя – самый молодой чемпион и победитель этапа чемпионата мира по ралли. Секрет успеха – возраст!

В воскресенье, 2 октября, в Окленде, Новая Зеландия, финский гонщик вписал свое имя в историю, став чемпионом мира по ралли 2022 года по версии «ФИА» на следующий день после своего 22-летия.

Получив этот титул, он побил рекорд самого молодого чемпиона в этом виде спорта, который держался 27 лет, когда в 1995 году Колин МакРей выиграл чемпионат в возрасте 27 лет и 89 дней.

Но быть молодым и чемпионом мира - не новость, поэтому, чтобы получить некоторое представление о том, чего уже добился Рованперя, мы поговорили с восьмикратным чемпионом мотогонок и самым молодым победителем премьер-класса в 20 лет: Марком Маркесом, прыгуном с шестом Арманом Дюплантисом, действующим двукратным чемпионом «Формулы-1» Максом Ферстаппеном (дебютировал в 17 лет), двукратным победителем Кубка Америки яхтсменом Джимми Спитхиллом, а также с директором команды Рованперя (и человеком, которому принадлежал рекорд самого молодого победителя этапа в чемпионате мира по ралли) Яри-Матти Латвалой.

Рованперя начал выступать в чемпионате мира по ралли на последних двух этапах 2017 года сразу после своего 17-летия. Финн смог финишировать 10-м уже на втором этапе. До перехода в высший класс он уже успел заявить о себе во второй категории. Следующий год должен был стать его первым полным сезоном в спорте. Калле перешел в «Шкода моторспорт» на два сезона. С 2020 года его домом стала «Тойота». Он сразу же произвел впечатление, завоевав подиум всего лишь во второй гонке за команду - сезон был сокращен из-за пандемии, но в 2021 году Рованперя начал творить историю...

Побил несколько рекордов

Первым рекордом, который побил Рованперя, стало то, что он стал самым молодым гонщиком, выигравшим этап в чемпионате мира по ралли. Это произошло на седьмом этапе 2021 года в Эстонии, где он и его второй пилот Йонне Халттунен одержали победу, опередив второе место на 59,9 секунды.

До этого рекорд принадлежал его соотечественнику Яри-Матти Латвале, являющемуся по совместительству его руководителем команды. Латвала, конечно, был рад, что его гонщик побил этот рекорд. «Я знаю, что рекорды создаются для того, чтобы их можно было улучшить, и я знал, что когда-нибудь это произойдет», - сказал он. «Но я был очень счастлив, и лучшим парнем для побития рекорда был Калле. Рованперя продолжил финскую традицию. До меня самым молодым победителем этапа был Хенри Тойвонен, потом я, а теперь Калле. Все меняется, так что мне было жаль терять рекорд, но я был счастлив, что это сделал именно он».

Рованперя закончил тот сезон еще одной победой и еще одним подиумом. Как итог – четвертое место в общем зачете. С этого момента люди ожидали от молодого гонщика новых достижений. Им не пришлось долго ждать. Финн выиграл три из первых четырех гонок сезона, а в общей сложности – 6 из 13. Ему удалось оформить титул за два этапа до конца сезона.

В свои 22 года и один день Калле имеет в своем шкафу первый чемпионский трофей, но Рованперя будет только сложнее, если он хочет продолжить этот путь. «Второй чемпионат дается труднее», - говорит Латвала. «Ты всю свою карьеру стремишься к этой цели, а когда ты ее добиваешься, мотивация для новой победы может даться тяжело. Нельзя полагать, что после победы в первом чемпионате второй будет легким - для второго нужно работать еще усерднее».

Сила в молодости

В 2023 году Рованперя будет человеком, которого можно победить, но он не единственный спортсмен, добившийся такого успеха в столь юном возрасте. Самое большое препятствие может быть пройдено, но впереди еще много работы.

Арманд «Мондо» Дюплантис – 22-летний спортсмен, который поразил мир прыжков с шестом своими достижениями в столь юном возрасте. Всего в 16 лет он начал собирать золотые медали, первая из которых была завоевана на молодежном чемпионате мира. Год спустя он побил рекорд в своей возрастной группе. В 2020 году швед побил мировой рекорд, установив высоту 6,17 м. С тех пор он побил свой собственный рекорд несколько раз, взяв 6,21 м. Он также является олимпийским чемпионом, чемпионом мира, чемпионом мира в помещении и обладателем рекорда в помещении.

Чтобы продолжать улучшать свои результаты, Мондо знает, что тяжелая работа никогда не прекращается, и, как и Латвала, знает, что нужно работать еще усерднее. «Я чувствовал себя уверенно перед своим первым чемпионатом мира», - сказал Дюплантис. «Я чувствовал, что у меня действительно хорошие шансы, и как только ты входишь в колею и набираешься сил, то на каждом соревновании стараешься поднять свою игру. Каждый сезон я стараюсь выложиться по максимуму и улучшить результаты прошлого сезона».

Калле понимает, что теперь на него будет оказываться давление, но мотивация к победе все еще присутствует. «Когда ты попадаешь на ралли, ты всегда хочешь быть первым, и для меня этого достаточно, чтобы продолжать давить и оставаться на том уровне, на котором мы сейчас находимся», - сказал он. «Хотя все остальные, конечно, наседают, и я думаю, что станет намного жестче. Каждая команда постоянно делает свою машину лучше и быстрее».

Австралийский яхтсмен и двукратный победитель Кубка Америки Джимми Спитхилл говорит, что как только он почувствовал вкус успеха, ему не терпелось сделать это снова. «Ты привыкаешь выигрывать, когда работаешь в большой команде, заставляешь всех работать вместе, решаешь проблемы, сталкиваешься с трудностями, которые возникают в группе - это было очень, очень трудно, но когда ты достигаешь цели, это становится одним из самых приятных событий в жизни. После этого хочется большего. Тот факт, что это постоянно выводило меня из зоны комфорта, действительно помогло мне вырасти как спортсмену и человеку».

Марк Маркес - восьмикратный чемпион мира мотогонок - четвертый по успешности гонщик всех времен. Он сказал, что первый чемпионат - самый легкий, поскольку на тебя почти не давят. Маркес выиграл свой первый чемпионат мира в 2010 году в классе 125 куб. см, затем на два сезона перешел во вторую категорию, а в 2013 году перешел в первую в «Хонду». «Победа в первом чемпионате мира в премьер-классе была потрясающей», - говорит Маркес. «Я соревновался со своим кумиром Валентино Росси и в первой гонке финишировал сразу за ним. Затем во второй гонке я выиграл вместе с Дани [Педросой], моим партнером по команде, который занял второе место. Это был удивительный и лучший сезон в моей карьере. Если я разбился - это был мой первый сезон - если я выиграл гонку, это было потрясающе, а если я финишировал в первой пятерке, ничего страшного, это был мой первый год, не было никакого давления, что мне очень помогло».

Пилот «Ред Булл» Макс Ферстаппен также побил множество рекордов, когда присоединился к команде. Он стал самым молодым гонщиком, выигравшим гонку в истории спорта. Макс сказал, что он никогда не ставил перед собой целей: «Я просто продолжал двигаться вперед, чтобы увидеть, как далеко я смогу зайти».

Советы от чемпионов мира

У Рованперя есть одна общая черта с другими чемпионами, а отличие в том, что они уже не один раз добавились успеха, так что какие советы они могут дать молодому гонщику?

1. Наслаждайтесь моментом

Очевидно, что звание чемпиона мира в любой дисциплине - это цель всей вашей жизни, поэтому вы собираетесь наслаждаться моментом - и так и должно быть, но наша группа чемпионов говорит, что не слишком долго! «Как только ты становишься чемпионом, то чувствуешь легкость!» - говорит Марк Маркес. «Ты вне этого мира, и так и должно быть. Но потом тебе нужно вернуться с небес на землю. Мне повезло это сделать благодаря моему отцу, моей матери и всем людям, которые меня окружают. Они всегда держат ноги на земле, и это очень важно для спортсмена».

Мондо Дуплантис согласен с Маркесом: «Наслаждайтесь достижениями, но вы должны стараться смотреть вперед, продолжать раздвигать барьеры возможного».

2. Иметь хороших людей вокруг себя

Как уже упоминал Маркес, окружать себя хорошими людьми очень важно. Слишком часто можно услышать о молодых суперзвездах, которых сбили с пути плохие советы и люди, окружающие их.

«Калле - очень классный парень и очень умный», - сказал его директор команды Яри-Матти Латвала. «Ему никто не нужен. У него идеальный характер для раллийного гонщика».

Сам Рованперя говорит, что хотя у него нет никого особенного, он полагается на других: «Мои друзья — это ключ к моим проблемам и мыслям. Я всегда стараюсь проводить время с семьей и друзьями».

«У меня есть две семьи, которые поддерживают меня», - объясняет Маркес. «Мои мать, отец и брат, а также моя гоночная команда. Мой брат [Алекс] очень важен, потому что мы всегда тренируемся вместе и очень важны друг для друга. У меня есть мой менеджер и тренер. Вам не обязательно иметь самых лучших людей, но вам нужны люди вокруг вас, с которыми вы хорошо работаете. Когда ты чувствуешь себя хорошо и у тебя хорошая атмосфера в команде, ты можешь расти и многому научиться».

3. Много тренировок

Общее мнение таково: после победы нужно работать вдвое усерднее, чтобы победить снова. Все остальные соперники теперь анализируют твои действия, и у тебя есть мишень на спине.

«После того как ты насладился своим достижением, возвращайся и тренируйся, как раньше», - говорит Маркес. «И даже больше! Потому что теперь все хотят победить тебя».

Яхтсмен Джимми Спитхилл согласен с тем, что тяжелую работу ничем не заменишь. «Нет коротких путей, не успокаивайтесь, и хотя вы можете обрести уверенность, импульс и веру от победы в большой гонке, самое главное: дело не в последней гонке, а в следующей!».

Макс Ферстаппен считает, что Рованперя знает, что делает, и не нуждается в советах. «Он чемпион мира и знает, что делает. Он сделал это в таком молодом возрасте и в таком сложном виде спорта. Это невероятно. В ближайшие годы он может стать только лучше, и я с нетерпением жду узнать, чего он добьется».

Латвала, который знаком с чемпионатом мира по ралли уже 20 лет, дает последний совет своему молодому гонщику: «Второй чемпионат сложнее. Ты всю свою карьеру стремишься к первому титулу, а когда ты его получаешь, мотивацию для повторной победы найти нелегко. Не думайте, что после завоевания первого титула второй будет легким, для второго нужно работать еще усерднее!».