3 мин.

Впервые за 40 лет меняется концепция днища – ради большего числа борьбы на трассе

Центральной частью всей концепции новых аэродинамических правил 2022 года является днище. Исчезло плоское днище, которое было на машинах с 1983 года. На его место приходит днище с двумя большими каналами, идущими спереди и сзади по обе стороны от центральной планки.

Это увеличит прижимную силу, создаваемую днищем, что, вместе с ограничениями, наложенными на верхние элементы болида, приведет к тому, что гораздо большая часть общей прижимной силы будет создаваться днищем.

Общее количество создаваемой прижимной силы будет примерно сопоставимым, а любой недостаток, как ожидается, будет восстановлен к концу сезона по мере того, как команды будут совершенствовать свое понимание новых автомобилей. Но именно соотношение прижимной силы под днищем и над днищем будет иметь решающее значение для зрелищности гонок.

Каналы в днище выполнены на основе эффекта Вентури – сначала они широкие, затем сужаются, а затем снова расширяются. За счет того, что нижнюю поверхность образует асфальт, влияние на давление воздуха расширяющейся секции в задней части заключается в том, что она вытягивает воздух через суженную секцию намного быстрее, чем в противном случае.

Чем быстрее движется воздух, тем больше разница давлений под днищем и над ним, тем сильнее автомобиль прилипает к земле.

Каналы начинаются в передней части боковых понтонов. Эти широкие впускные отверстия имеют до четырех небольших перегородок, которым команды могут придавать форму и угол наклона в заданных пределах. Они помогают направлять воздух к впускному отверстию, сводя к минимуму количество воздуха, выталкиваемого наружу автомобиля.

Именно вытеснение создает грязный воздух, который так затрудняет работу следующего автомобиля, и минимизация степени этого вытеснения была приоритетом номер один в этих правилах. Перегородки используют разницу давлений на них, чтобы как тянуть воздух к впускному отверстию, так и создавать вихри, которые ускоряют этот впускной воздух, снова создавая большую прижимную силу под днищем за счет увеличения скорости воздуха, проходящего через каналы.

Максимальное усиление всасывающего эффекта этих каналов означает формирование уплотнения вокруг них для предотвращения утечки с боков. В этом помогают вихри, а также новые внешние боковые крылья вдоль внешних верхних поверхностей днища.

Каналы стали расположены дальше, чем для диффузоров предыдущего поколения. В результате центр тяжести сместится вперед. Но поскольку переднее крыло производит меньше прижимной силы, чем раньше, на самом деле эти автомобили будут аэродинамически сбалансированы спереди и сзади почти так же, как и у предыдущих автомобилей, примерно соотношение составит 40 на 60 % при движении на открытом воздухе. Но этот аэробаланс меняется гораздо меньше, когда вы следуете за другим автомобилем.

Поскольку большая часть прижимной силы, действующей на передние шины, генерируется днищем, а не крылом, болид гораздо менее чувствителен к любой турбулентности от впереди идущего автомобиля.

Таким образом, каналы хранят секрет того, что должно быть гораздо больше борьбы между гонщиками и смены позиций на трассе.

Источник: Formula-1.