10 мин.

Смерть Сенны, сражение Шумахера и Хаккинена, титул Мэнселла. Главные моменты «Формулы-1» в 90-е

Айртон Сенна погиб. Ален Прост, Найджел Мэнселл и Нельсон Пике завершили свои карьеры в «Формуле-1». В какой-то момент в чемпионате не осталось ни одного чемпиона. В лидеры вышли Михаэль Шумахер и Мика Хаккинен.

Прямо в середине десятилетия наступил самый болезненный и острый момент – это сезон 94-го. Трагические смерти пилотов в Имоле, полемика по поводу законности «Бенеттона», запрет Шумахеру на участие в двух гонках и столкновение в Аделаиде, подарившие немцу первый титул в карьере.

Не обошлось без хороших моментов. В 96-м чемпионом стал Дэймон Хилл. Хаккинен после серьезной аварии в Аделаиде-95 вернулся в гонки. Позднее финн завоюет два титула вместе с «Маклареном».

Второе столкновение Сенны и Проста на Сузуке

Годом ранее Прост и Сенна столкнулись, за что второго лишили победы в гонке. Это стоило ему титула. Айртон не мог такое забыть.

Сенна, стартовавший с поула на Сузуке, был в ярости из-за того, что не мог выбирать, с какой стороны трассы ему начинать. Прост, покинувший токсичный «Макларен» ради «Феррари», лучше стартовал, но Сенна просто протаранил того, чтобы впоследствии стать чемпионом.

Победителем гонки выйдет Пике на «Бенеттоне».

Дебют Михаэля Шумахера в Спа

«Послушай меня, малыш». Руководитель команды Эдди Джордан дает Шумахеру несколько советов перед дебютом в «Формуле-1» на Гран-при Бельгии 1991 года. Немец заменил в «Джордане» Бертрана Гашо, заключенного в тюрьму за нападение на водителя такси в Лондоне. Его напарником стал Андреа де Чезарис.

Шумахер всех впечатлил, квалифицировавшись седьмым в Спа, сравнявшись с лучшим на данный момент новичком сезона. Он сходит с дистанции на первом круге из-за неисправности сцепления, но на следующем этапе в Монце едет уже за «Бенеттон», а остальное уже история.

Мэнселл становится чемпионом мира

На фото запечатлен Мэнселл, доминирующей на Гран-при Великобритании 1992 года.

Разработанный Эдрианом Ньюи Williams-Renault FW14B с активной подвеской - идеальный инструмент для знаменитого мускулистого и храброго Мэнселла, чтобы продемонстрировать свое мастерство. Британец выиграл 8 из первых 10 гонок сезона. Такого не было со времен Кларка в «Лотусе».

Мэнселл, для которого эта победа стала пятой на родине, завоевывает титул за пять раундов до конца и набирает почти вдвое больше очков, чем его напарник по команде «Уильямс» Риккардо Патрезе, занявший второе место.

Последняя победа и титул Алена Проста в карьере

Зрители на Гран-при Германии 1993 года в восторге от Шумахера, идущего позади Проста.

В конце 91-го Прост порвал с «Феррари» и пропустил целый сезон, заменив Мэнселла в 93-м, который отправился покорять «Индикар». Француз стал новым лидером «Уильямса». Именно в Хоккенхайме он одержал свою 51-ю и заключительную победу в карьере. Хилл проколол колесо и упустил победу, что и помогло его напарнику.

Прост выиграет свой четвертый титул на Гран-при Италии за три гонки до конца сезона.

Последняя победа Сенны в карьере

Последняя победа маэстро. Сенна идет к победе на Гран-при Австралии 1993 года в Аделаиде – так завершилась его карьера в «Макларене». Следующий сезон он начнет в «Уильямсе».

«Хонда» ушла из «Формулы-1», поэтому «Макларену» пришлось использовать моторы «Форд», уступавшие «Рено» на «Уильямсе». Лучший пилот своего поколения радовался победам лишь на Интерлагосе, Донингтон-парке (та самая), Монако и Сузуке.

Это было достойное завершение после титулов в 88-м, 90-м и 91-м.

Черный день «Формулы-1»

Трагедия в Имоле. В квалификации погиб Роланд Ратценбергер – это первая смерь со времен гибели Элио де Анджелиса в 86-м.

Эта новость шокирует мир автоспорта, в частности Сенну, который положил себе в кокпит австрийский флаг, чтобы отдать должное Ратценбергеру в случае его победы.

Сенна лидирует в гонке, опережая Шумахера до тех пор, пока не разбивается в повороте «Тамбурелло». О смерти будет объявлено позже. Весь мир, в частности Бразилия, повергнут в траур.

Через тернии к звёздам

Сезон 1994 года закончился драматичным финалом. Шумахер и Хилл претендовали на титул в Австралии. Немец был дисквалифицирован в Спа и Сильверстоуне. За игнорирование черного флага в Британии ему еще запретили выход на старт в Италии и Португалии. При этом Шумахер все равно имел в запасе на одно очко больше, чем британец, который стал лидером «Уильямса» после смерти Сенны.

Наказания пилота «Бенеттона» выглядят драконовскими. Изначально его оштрафовали за то, что тот на прогревочном круге в Сильверстоуне обошел Хилла на поуле. При этом это было нормой в те времена. За позднее отбытие штрафа ему показали черный флаг. Немец и его проигнорировал, финишировав на подиуме, за что бан на две гонки и получил. Так хотели проучить команду за использование запрещенной противобуксовочной системы, но при этом доказательств у них не было. Все было очень политизировано.

Шумахер на 36-м круге гонки в Аделаиде шел лидером, но задел стену и повредил подвеску. Когда Хилл попытался его пройти, то Шумахер закрыл калитку, что вывело из гонки обоих. Немец стал чемпионом мира.

До финиша добрались всего три машины!

Ни в одной гонке чемпионата мира «Формулы-1» не было меньше финишировавших, чем на Гран-при Монако 1996 года. В значительной степени это связано с тем, что все началось на мокрой трассе. Только 16 из 21 стартовавшего гонщика пережили первый круг. Но никто не ожидал, что до финиша смогут добраться всего три машины.

Хилл лидировал за рулем «Уильямса», но его подкачал мотор. Жан Алези на «Бенеттоне» берет дело в свои руки, но не выдерживает подвеска. В итоге гонку выигрывает пилот «Лижье» Оливье Панис. Вторым на «Макларене» финиширует Дэвид Култхард, а третьим Джонни Херберт на «Заубере».

Деймон Хилл завоевывает титул

На фото Хилл празднует не только победу на Гран-при Японии 1996 года на Сузуке, но и титул чемпиона мира. Для Хилла этот результат стал искуплением за ряд ошибок в 1995 году, в результате которых Шумахер смог спокойно выиграть второй титул в карьере за рулем «Бенеттона».

В 1996 году немец выступал уже за «Феррари», но о борьбе за титул еще говорить рано. На этом фото его можно также увидеть. Немец финишировал вторым в гонке. В чемпионате Шумахер занял третье место.

Столкновение Вильнева и Шумахера

Это будет четвертая и заключительная развязка борьбы за титул, завершающая столкновением (89-й, 90-й, 94-й). На этот раз вина Шумахера была более очевидной.

Пилот «Феррари» вновь на одно очко был выше в зачете, на этот раз Вильнева. Все решилось на 48-м круге Гран-при Европы 1997 года в Хересе. Немец знал, что поражение будет стоить ему короны, поэтому попросту решает выбить обоих с трассы.

Но ему не удалось этого сделать. В итоге Вильнев финишировал третьим, завоевав титул чемпиона мира. Первую победу в карьере одержал Хаккинен. В качестве наказания Шумахера исключают из всего чемпионата 1997 года.

Неожиданная победа Джонни Херберта

В то время мы еще не знали, что победа Джонни Херберта за рулем «Стюарта» на Гран-при Европы 1999 года на Нюрбургринге станет первой из 63 побед для команды, которая станет известна как «Ред Булл».

Команда принадлежала трехкратному чемпиону мира Джеки Стюарта и его сыну Полу. Это был третий и последний сезон в истории команды. Херберт выиграл в основном благодаря хаотичным погодным условиям, что сделало эту победу очень эмоциональной.

Команда из Милтон-Кинса была переименована в «Ягуар» в 2000 году, а затем была продана «Ред Булл» в 2005 году за 1 доллар.

Мика Хаккинен становится чемпион мира в 98-99

Серебряные стрелы возвращаются. Ну вроде как. «Мерседес» вернулся в «Формулу-1» в 1994 году в качестве поставщика моторов для команды «Заубер», а затем в 95-м году переключился на «Макларен». Команда приобрела серебряные оттенки, когда вместо Marlboro ее спонсором стал West в 97-м. Хаккинен выигрывает титул в 1998 и 1999 годах…

На фото он показан на первом в истории Гран-при Малайзии в Сепанге в 99-м году – это будет первый из многочисленных проектов Германа Тильке.

Эдди Ирвайн, ставший лидером «Феррари» после перелома ног у Шумахера на Гран-при Великобритании, получает победу из рук своего напарника, вернувшегося в гонки, чтобы обойти Хаккинена и выйти вперед по очкам, но пилот из «Макларена» возьмет волю в кулак и выиграет финальный этап сезона в Японии.

Многочисленные эпизоды были уже подробно рассмотрены в блоге в предыдущие годы...

Главные моменты «Формулы-1» за 70 лет:

Эпоха великого Хуана Мануэля Фанхио. Главные моменты «Формулы-1» в 50-е

Титул Сёртиса, смерть Кларка и гений Чепмена. Главные моменты «Формулы-1» в 60-е

Возвращение Лауды, уход Стюарта, титул Ханта и смерть Риндта. Главные моменты «Формулы-1» в 70-е

Битва Сенны и Проста, титулы Лауды и Пике, смерть Вильнева. Главные моменты «Формулы-1» в 80-е