4 мин.

«Трудно представить лучшего президента «Феррари», чем ди Монтеземоло». Что означает смена руководства в Маранелло

Журналист Эндрю Фрэнкел рассуждает о причинах ухода Луки ди Монтеземоло с поста президента «Феррари», подходе к работе его преемника Серджио Маркионне и изменениях, которые ждут итальянскую компанию.

Лука ди Монтеземоло попрощался с «Феррари». Фото: REUTERS/Albert Gea

Слухи об уходе Луки ди Монтеземоло из «Феррари» появились еще несколько недель назад, а теперь нашли официальное подтверждение. В среду в заявлении «Фиата», родительской компании «Феррари», было сообщено, что ди Монтеземоло покидает пост президента, который занимал в течение 23 лет.

Прежде чем говорить о причинах и возможных последствиях, стоит сказать об успехах «Феррари» под руководством Луки ди Монтеземоло. В области автомобильной промышленности его достижения говорят сами за себя: согласно сведениям издания Bloomberg, доходы компании увеличились в 10 раз, а показатели продаж не только увеличились в три раза, но теперь зависят от производителя, а не потребителя.

Ключевым моментом в стратегии ди Монтеземоло стало ограничение объема производства, и в последнее время даже его сокращение, а также увеличение доходов и повышение эксклюзивности. Как в итоге оказалось, именно этот подход привел к конфликту с главой «Фиата» Серджио Маркионне.

В гоночной команде Лука ди Монтеземоло начал работу в 1974 году в возрасте 26 лет. Именно при нем, после 11-летнего перерыва, – самого длинного на тот момент – «Феррари» вернулась на вершину, выиграв в 1975 году вместе с Ники Лаудой чемпионат мира.

После работы в «Фиате» и других местах (к примеру, он занимал пост исполнительного директора в компании «Чинзано», а в 1990 году возглавлял комитет по проведению чемпионата мира по футболу в Италии) в 1991-м Лука вернулся в «Феррари», дорожное подразделение которой в то время было в упадке, а гоночная команда находилась в глубокой депрессии.

С 1993 года начал развиваться бизнес по продаже дорожных машин, а в 1999-м в «Формуле-1» «Феррари» выиграла Кубок конструкторов, но это было только прелюдией к беспрецедентной серии из пяти титулов Михаэля Шумахера.

В дальнейшем автомобильный бизнес продолжил развиваться, но гоночная команда дрогнула – в 2008 году Скудерия выиграла последний на настоящий момент титул в «Формуле-1», а сезон-2014 стал одним из худших за последние 20 лет.

Казалось, что основной причиной решения Луки ди Монтеземоло подать в отставку стали результаты в «Ф-1». Несомненно, это сыграло немалую роль. Но менее обсуждаемой причиной и не менее значимой стали различия во взглядах с главой «Фиата» Серджио Маркионне.

Ди Монтеземоло хотел, чтобы «Феррари» оставалась исключительной и амбициозной компанией, в то время как Маркионне, как полагают, полон решимости использовать бренд в качестве инструмента для усиления «Фиат Групп», в которую, помимо «Феррари», входят «Крайслер», «Джип», «Альфа-Ромео» и «Мазерати». В будущем это должно концерну позволить конкурировать с «Фольксвагеном».

Главный вопрос для традиционалистов «Феррари»: добавит ли компания, воспользовавшись своей коммерческой привлекательностью, в линейку выпускаемых автомобилей (двухдверных купе и кабриолетов) внедорожника? Маркионне наверняка осознает, что это вызовет жесткую критику со стороны людей, разделяющих мнение ди Монтеземоло о том, что внедорожник – чересчур для бренда «Феррари», и что в долгосрочной перспективе подобное решение принесет больше вреда, чем пользы.

С другой стороны, он будет сравнивать текущее положение «Феррари» с «Порше» начала 2000-х – тогда немецкая компания быстро увеличила объем продаж во всем мире за счет выпуска внедорожника, который, казалось, не соответствует бренду. Но в то же время Маркионне должен понимать, что если «Феррари» откажется, то останется в одиночестве, поскольку «Мазерати», «Роллс-Ройс», «Бентли» и даже «Ламборгини» уже приступили к выпуску внедорожников.

Где «Феррари» может получить SUV-платформу? Ответ очевиден – у дочерней компании «Джип». Новая «Мазерати Леванте», как известно, разрабатывалась на той же платформе, что и «Гранд Чероки». Таким образом, если Маркионне решится на данный шаг, развитие продолжится. «Феррари» на платформе «Джипа»?  Звучит причудливо, но вполне реально.

Что касается самого Маркионне, который возглавит «Феррари» с 13 октября, он, по общему признанию, тот человек, который изменил «Фиат». С другой стороны, он продемонстрировал неуверенность в случае с «Альфа Ромео», которая продолжает последовательно отставать от своего потенциала, а стратегия перезапуска «Мазерати» в качестве конкурента «БМВ», «Ауди» и «Мерседеса» слишком нова, чтобы сказать, будет достигнут успех или нет.

Не собираюсь списывать Маркионне еще до начала его работы на посту президента «Феррари». Лишь хочу отдать должное Ди Монтеземоло и отметить, что трудно представить лучшего главу компании, чем он, несмотря на разочаровывающие результаты Скудерии в последние годы. «Феррари» будет сложно заполнить пробелы после его ухода, и я желаю сеньору Маркионне удачи в этом деле.

Источник – Motorsport Magazine