4 мин.

На пути сквозь американскую стену. Филип Хайнц

Середина июня, а значит время Маре Нострум. Уровень секунд, показанных на этом представительном, но в то же время промежуточном турнире, в этом году очень высок. Сара Шёстрём и Юлия Ефимова едва не побили мировые рекорды. Сара сейчас своими результатами говорит о том, что с чемпионата мира она должна увозить минимум четыре золота. Юлия имеет неплохие шансы забрать весь золотой багаж Будапешта в брассе, хотя здесь, конечно, всё менее однозначно. Ещё впереди заключительный из трёх этапов турнира, так что, может быть, показанные в открытом бассейне Барселоны секунды - это ещё не предел.

Но Маре Нострум 2017 - это не единственный заслуживающий внимания турнир этой недели. Сдвинутый на два месяца чемпионат Германии взорвал бомбу. Мощную и неожиданную.

Европейское мужское комплексное плавание - это по сути своей очень тусклая тень плавания мирового: и азиатского, и, конечно же, американского, и даже бразильского. Говоря о современном периоде времени и о дистанции в 200 метров (хотя и 400 ушли недалеко), есть только Чех между прошлым и будущим. Только Ласло из европейцев разменивал 1.57. Его рекорд Европы ещё "костюмного" 2009 года составляет 1.55,18. Лучший результат без полиуретанового костюма на секунду медленнее, и датирован 2012-м годом. После этого Чех, покинув комбинированные разборки и основной упор сделав на баттерфляе, оставил комплексное плавание Старого света сиротой.

Но в этом году оно расцвело. Первым звеном этой тенденции был швейцарец Жереми Депланш. 26 мая в возрасте 22-х лет он проплыл за 1.57.40, что лучше его личного рекорда прошлых лет на две секунды. Прогресс незаурядный. Произошло это на открытом чемпионате Франции, который, надо заметить, в этом году так же, как и немецкий, оказался сдвинут по срокам относительно своего обычного положения в календаре. Видимо, чтобы Семён Макович проплыл за 1.57.5, чемпионат России нужно проводить в начале июня.

Вот, казалось бы, появился новый лидер европейского комплекса, но вчера Филип Хайнц разорвал эти предположения относительно Депланша и отправил их в мусорный контейнер неподалёку от берлинского бассейна. Это был двойной удар: 1.56,59 в квалификации и 1.55,76 в финале.

Филипу уже 26 лет. В последние годы он был лицом европейского комплекса, пусть и тусклым, малозаметным. Многолетние результаты на уровне 1.57-1.58 казались пределом, но ему удалось сделать шаг в другую реальность, а 1.55 и 1.57 - это действительно две разных планеты. К чемпионату мира он подходит в качестве лидера мирового сезона (я скептически отношусь к перспективам Чейза Кэлиша или другого американца превзойти результат немца на чемпионате США).

Станет ли он чемпионом мира? Как только я увидел эти секунды, мне сразу вспомнился Маркус Дайблер. Он практически ровесник Хайнца, также специалист комплекса. Они долгое время соревновались друг с другом и были приблизительно одного уровня. И однажды для Маркуса наступил день X, когда он стал чемпионом мира в 25-метровом бассейне на 100-метровке комплексом. С мировым рекордом. Опередив Райана Лохте, Владимира Морозова, Косуке Хагино. Это была огромная неожиданность. Но после этого Дайблер в возрасте 23-х лет завершил карьеру.

Шансы Хайнца на победу в Будапеште, конечно, далеки от ста процентов. Сказать, что они ощутимо выше, чем у Хагино, Ванг Шуна или, возможно, Кэлиша, пока можно лишь с натяжкой. Главное, чтобы Филип не переплюнул Маркуса Дайблера и не закончил карьеру ещё до начала чемпионата мира. Под впечатлением от своих секунд после финиша он сказал: "На самом деле, я бы сейчас должен завершить карьеру, потому что я всегда говорил, что, как только я проплыву за 1.55, моя карьера может быть завершена".

Но если он добьётся победы на чемпионате мира, то, думается мне, вряд ли этот день X будет выглядеть, как успех Маркуса Дайблера. И с точки зрения уровня неожиданности, и с позиции дальнейшего развития карьеры. И на мировой рекорд, конечно, рассчитывать не стоит.

Давайте посмотрим, как именно немец и его основные соперники плывут эту дистанцию.

 

Видно, что у Хайнца на этой неделе получилась ударная вторая половина. Его раскладка принципиально отличается от сплита Хагино, который всегда, в том числе на дистанции вдвое длиннее (на ней это даже более показательно), очень быстро начинает, но уже на брассе относительно своих соперников выглядит не столь выгодно. У Ванг Шуна проседание на брассе выражено сильнее, но в отличие от японца он не имеет строго затухающего тренда.

А теперь ещё одно сравнение, но уже с временем мирового рекорда Райана Лохте и победным олимпийским результатом Майкла Фелпса образца прошлого года, которые по разным причинам пропускают предстоящий чемпионат мира.

 

И здесь становится понятно, что этап брассом у Хайнца просто первоклассный. И сочетание баттерфляя, брасса и кроля, по большому счёту, тоже. Всё отставание от американского дуэта зарыто на этапе на спине.

Можете ли вы вспомнить, сколько лет этот американский дуэт Фелпс-Лохте не отдаёт никому побед на 200 IM? Я не могу. Но в Будапеште с большой долей вероятности эта американская стена будет разрушена. И, может быть, не только она.