15 мин.

Невезучие. Пилоты с наибольшим количеством гонок без побед

Оставили след в истории

Нет никаких сомнений, что в этом году падет великий рекорд Михаэля Шумахера по количеству побед за всю карьеру. Повторить достижение красного барона, одержав 91-ю победу, Льюис Хэмилтон сможет уже в следующей гонке на Нюрбургринге. Почти никаких сомнений нет, что Льюис также сможет побить казавшийся вечным рекорд Шумахера по чемпионским титулам. Однако в королевских гонках на подходе не только рекорды, но и антирекорды. В теории Серхио Перес может установить антирекорд, проведя наибольшее количество гран-при ни разу не одержав победу. Для этого мексиканцу нужно будет провести ещё два полных сезона в Формуле 1.

Есть такая категория пилотов, которые, несмотря на достаточно продолжительную карьеру, так ни разу и не смогли побывать на первой ступени пьедестала. Их ни в коем случае нельзя называть плохими пилотами или характеризовать их карьеру, как неудачную. Пусть в их карьере не было побед, но свой след в истории они оставили.

 

10-ое место – Адриан Сутиль (128 гран-при, лучший результат – 4-ое место)

Один из двух представителей данного рейтинга, который даже на подиум за всю карьеру ни разу не приехал. Адриана можно назвать пилотом одной команды. Вся его карьера ассоциируется с Force India. Дебютировав ещё в Spyker (в будущем Force India), Сутиль вместе с индийской командой прошел путь становления от команды-аутсайдера до крепкого середняка. Ярких эпизодов в карьере немецкого пилота было немного, что, наверное, лучше всего характеризует его путь в Формуле 1. Адриан не боролся за победы, но и вопросов о своем нахождении в пелотоне не вызывал (а-ля Юдзе Идэ).

С задачами команды-середняка Сутиль более чем справлялся, набирая очки по мере возможностей. За всю карьеру Адриану, так и не выпал шанс побороться за победу. В 2009-ом году на двух этапах в Спа-Франкоршаме и Монце у Force India был темп, благодаря настройкам болида под низкую прижимную силу. В Бельгии Физикелла на Force India завоевал поул, боролся за победу и в итоге финишировал вторым. А вот уже в Италии сам Адриан смог стартовать с первого ряда стартового поля. Однако в самой гонке побороться за победу Сутиль не смог. В той гонке немецкий пилот  финишировал на 4-ом месте, что является его лучшим результатом за карьеру. В дальнейшем Адриан проведет несколько стабильных сезонов за Force India, станет участником судебного разбирательства, из-за которого пропустит сезон 2012 и в 2014-ом году завершит карьеру в Sauber.    

 

9-ое место – Эдди Чивер (143 гран-при, лучший результат – 2-ое место, 9 подиумов)

В 1980-х Эдди Чивер безоговорочно был самым ярким представителем США в королевских гонках (Андретти не в счет, всё-таки блистал Марио в 1970-е). Карьера Чивера в Формуле 1 развивалась достаточно размеренно. Пройдя классический путь: аутсайдер-середняк-топ-команда, американскому пилоту удалось добраться до конкурентоспособной команды. И в 1983-ем году Чивер получил место в кокпите Renault, став первым нефранцузским пилотом, который удостоился такой чести.

Renault начала 1980-х была одной из самых амбициозных и прогрессирующих команд пелотона. От года к году команда прибавляла в скорости, выйдя на пик, как раз в 1983-ем году. Начало 1980-х было едва ли не самым романтичным периодом в истории Формулы 1. Это была эпоха, когда за победы могли бороться 5-8 команд, а проблемы с надежностью у лидеров были в порядке вещей. Именно надежность и была слабой стороной болидов Renault. В сезоне 1983 Чивер смог благополучно финишировать только лишь в шести гонках из шестнадцати. Из этих шести финишей четыре были на подиуме. Своему легендарному партнеру Алену Просту Чивер конечно же проигрывал в скорости, да и механические проблемы в большей степени касались американца. Тем не менее, реальные шансы побороться за победу у Чивера были.

Тот сезон, так и остался единственным в карьере Эдди, в котором он мог по-настоящему бороться за победу. После проигранного кубка конструкторов, в Renault решили полностью поменять пилотский состав. И к следующему сезону американскому пилоту пришлось искать себе новую команду. Затем Чивер провел в Формуле 1 ещё 6 сезонов за Alfa Romeo, Team Haas Lola и Arrows. В этих командах о борьбе за высокие места уже речи не шло.

 

8-ое место – Жан-Пьер Жарье (143 гран-при, лучший результат – 3-е место, 3 подиума)

Жарье, как и многие герои этого рейтинга, был не самым ярким пилотом своей эпохи. За 12 проведенных лет в Формуле 1, француз не был претендентом на высокие позиции. Однако шансы победить в отдельно взятой гонке у него всё же были.

Одновременно ярким и до боли обидным для Жарье получился старт сезона 1975. В составе команды-середняка Shadow французскому пилоту удалось завоевать два поула в первых двух гонках сезона, что уже являлось сенсацией. Однако за рамки квалификаций неожиданные успехи Жарье не выходили. На гран-при Аргентины со своего, завоеванного поула Жан-Пьер, так и не смог стартовать из-за проблем с трансмиссией. На следующем этапе в Бразилии Жарье снова взял поул. На сей раз, стартовать пилоту Shadow всё же удалось. Французский пилот даже смог выдержать темп лидеров, захватив лидерство с пятого круга. Тем обидней был сход за 8 кругов до финиша. На этот раз подвела топливная система. В сезоне 1975 Жарье провел ещё несколько хороших квалификаций, но надежность машины все усилия француза умножала на ноль.

Последний реальный шанс одержать победу Жарье получил уже в 1978-ом году. Две последние гонки сезона он провел за рулем чемпионского Lotus, заменяя трагически погибшего Ронни Петерсона. На последнем этапе сезона в Монреале Жарье завоевал свой третий поул в карьере. Это первое место на стартовой решетке внушало куда больше оптимизма, чем два предыдущих. Ведь на этот раз французский пилот был за рулем чемпионского болида. В самой же гонке повторился старый сценарий. Жарье лидировал большую часть гонки и печально сошел по причине утечки масла. Вместе с маслом утекли и последние шансы Жарье победить на этапе Формулы 1.

 

7-ое место – Дерек Уорик (162 гран-при, лучший результат – 2-ое место, 4 подиума)

В отличие от Жарье шансов побороться за победу у Уорика по сути и не было. Проведя почти всю карьеру в середняках и аутсайдерах, Уорик только на один сезон смог попасть в относительно конкурентоспособную команду. В 1984-ом году, под впечатлением от проигранного кубка конструкторов Renault изгнала двух своих пилотов Алена Просто и Эдди Чивера (истории начинают переплетаться). Их места заняли Патрик Тамбэ и Дерек Уорик.

Можно сказать, что сезон 1984 всё расставил по местам. Ушедший из Renault Ален Прост едва не стал чемпионом с McLaren, а французская команда стала бледной тенью себя. Если ещё в прошлом году Renault спокойно боролась за титул, то в этом болиды французской команды были пятыми-шестыми по скорости в пелотоне. Сезон 1984 был сезоном McLaren и побороться с серебряными стрелами за победу даже в одной гонке было очень сложно, а для Renault практически нереально. Тем не менее, именно в том году Дерек Уоирк добился своих наилучших результатов в карьере, завоевав 4 подиума за сезон. Среди них было два вторых места, но ни о какой борьбе за победу в тех гонках не шло. Следующий год для Renault сложился ещё хуже предыдущего, он же стал последним для Уорика в стане французской команды. В последующих командах Дерек не будет бороться даже за подиумы.   

 

6-ое место – Мартин Брандл (165 гран-при, лучший результат – 2-ое место, 9 подиумов)

Этого господина, думаю, многие знают пусть даже и не в статусе пилота. Болельщикам по всему миру Брандл запомнился, прежде всего, как непримиримый партнер Михаэля Шумахера. С легендарным немцем Брандл выступал в одной команде всего один сезон, и именно этот отрезок стал самым ярким в карьере британца. В сезоне 1992 Брандл получил в свое распоряжение самый конкурентоспособный болид за всю свою карьеру.

Тогда Benneton находился в стадии становления и только собирался свергнуть Williams с трона. Тем не менее, по сравнению с предыдущими командами Мартина Benneton был просто сказкой. Брандл наконец-то мог бороться за подиумы, но для стабильной борьбы за победы скорости тому Benneton всё-таки не хватало. В том сезоне британский пилот смог завоевать 5 подиумов (первые в карьере) по-настоящему побороться за победу у него, так и не получилось. Показав характер в борьбе со своим партнером Шумахером, Брандл покинул команду по окончании сезона. Проведя ещё 4 сезона с переменным успехом, британский пилот завершил карьеру в королевских гонках. Победить Мартину, так и не удалось, зато не каждый комментатор может рассказать, как выступал в одной команде с Шумахером.

 

5-ое место – Роман Грожан (176 гран-при, лучший результат – 2-ое место, 10 подиумов)

Вот мы и начали постепенно подбираться к действующим пилотам. Карьеру Грожана уж точно нельзя назвать размеренной и однообразной. На заре карьеры французский пилот считался одним из самых перспективных новоявленных пилотов. Затем вследствие различных инцидентов на трассе, за Грожаном начала закрепляться репутация крашера (один страйк в Бельгии чего стоит). В общем, скучным путь Романа в Формуле 1 точно не назовешь.

В сезонах 2012-2013 у Грожана была относительно конкурентоспособная машина, позволяющая время от времени приезжать на подиум. Что касается борьбы за победу, то здесь всё гораздо сложнее. В теории на том Lotus можно было побеждать, что доказал Кими Райкконен, но по факту победить можно было только лишь при удачном стечении обстоятельств. В 2012-ом году на трассе в Валенсии Грожан проводил, пожалуй, гонку всей жизни.

Начав гонку с четвертой позиции, Роман на старте прошел Мальдонадо, выйдя на третье место. На десятом круге гонки был пройден уже Хэмилтон, так Грожан переместился на вторую строчку. Ну, а далее произошло самое интересное. Не выдержал генератор лидера гонки Себастьяна Феттеля. Сход. Здесь-то и должен был открываться путь французского пилота к первой победе, но к тому моменту Грожан уже пропустил Алонсо (на рестарте после машины безопасности) и потерял свое потенциальное лидерство. А через 7 кругов, всё тот же генератор отказал уже на машине Грожана. Сейчас никому не известно смог бы Роман навязать Алонсо борьбу за победу, не поведи его техника или нет. Этот сезон с большой долей вероятности станет последним для Грожана в Формуле 1. Одержать победу Роману, так и не удалось, зато исполнение самого легендарного страйка у него не отнять.

 

4-ое место – Нико Хюлькенберг (181 гран-при, лучший результат – 4-ое место)

Нико является обладателем другого печального антирекорда по количеству проведенных гран-при без подиумов. Многие называют Хюлькенберга одним из самых недооцененных пилотов своего поколения. Всю карьеру Нико провел в командах-середняках, являясь, наверное, самым популярным представителем быстрых пилотов, которым так и не выпал шанс попробовать свои силы в топ-команде. Одно время ходили слухи, что Хюлькенберг может перейти в Ferrari, но это было такое время, когда на замену Массе сватали каждого второго пилота пелотона.

Самый реальный шанс побороться за победу выпал Нико на гран-при Бразилии 2012-го года. Пока Алонсо и Феттель решали, кто станет чемпионом, у Хюлькенберга была своя борьба. С самого старта гонки Нико держался в группе лидеров, постепенно прорываясь наверх. Спустя несколько кругов после старта немецкий пилот вышел на третье место, а на восемнадцатом круге Нико, и вовсе вышел в лидеры гонки. Тогда, ещё никто не знал о будущем антирекорде Хюлькенберга и его шансам приехать хотя бы на подиум не придавали сакрального значения. На сорок восьмом круге Нико совершил обидную ошибку, из-за которой потерял лидерство, а спустя шесть кругов, в борьбе за первое место его вынес Хэмилтон. На этом бразильская сказка для Нико и закончилась. Гонку он продолжить смог, но о борьбе за победу речи уже не шло. Можно сказать, что на сегодняшний день Хюлькенберг обладает своеобразным призом зрительских симпатий. Ведь давно, так не болели нейтральные болельщики за кого-либо, как за Нико в этом сезоне, когда он вернулся на один этап в королевские гонки.

 

3-ое место – Ник Хайдфельд (185 гран-при, лучший результат – 2-ое место, 13 подиумов)

Самый титулованный пилот нашего рейтинга, если таковых здесь можно выделять. Хайдфельд относится к такой категории пилотов, которые всегда где-то рядом, где-то рядом с высокими местами. Лучшим этапом в карьере Ника, безусловно, являются годы в BMW-Sauber. Придя в достаточно амбициозный проект, немецкий пилот вместе с концерном наблюдал прогресс команды. Апогеем проекта BMW стал сезон 2008. Неудивительно, что именно в нем у Хайдфельда и был наилучший шанс на победу. Был, конечно, в карьере Ника и поул в 2005-ом году на Нюрбургринге, но в гонке выдержать темп Renault и McLaren было нереально. А вот гран-при Канады в сезоне 2008 – совсем другое дело.

В том сезоне BMW-Sauber представлял собой третью силу чемпионата и в начале сезона постепенно начинал показывать свои намерения. Гонка в Канаде стала для немецкой команды настоящим праздником. Их главные конкуренты Ferrari и McLaren самоустранились по ходу гонки, тем самым открыв для BMW-Sauber путь к первой в истории победе. В тот момент у Хайдфельда был только один соперник – напарник Роберт Кубица, на которого команда и сделал ставку. В итоге Кубица одержал единственную победу в истории, как для BMW-Sauber, так и для себя. Ну, а для Хайдфельда этот подиум стал самым грустным в карьере. Наверное, в первый и последний раз второе место для него было поражением.   

 

2-ое место – Серхио Перес (186 гран-при, лучший результат – 2-ое место, 8 подиумов)

Вот мы и подобрались к потенциальному рекордсмену. Нахождение в этом рейтинге для Переса, можно сказать является стечением обстоятельств. В отличие от многих своих коллег по данной подборке, Пересу предлагала контракт топ-команда, причем не одна. Наверное, свою самую реальную возможность побороться за победу Серхио упустил вовсе не на трассе, а при подписании контракта.

Как известно в 2012-ом году Пересу предложили контракт две команды: Ferrari и McLaren. Соблазнившись условиями контракта (дебют в следующем году) Чеко выбрал McLaren, о чём наверняка пожалел в будущем. Единственный сезон Переса за серебряных стрел совпал с началом падения команды, а точнее её результатов. Так и не поборовшись за победы, Серхио перешел из McLaren в Force India, в которой также можно было и не мечтать о победах.

Впрочем, однажды и на трассе Пересу выпал реальный шанс победить. Всё в том же 2012-ом году на гран-при Малайзии. Благодаря смелой шинной стратегии в дождевой гонке, Пересу удалось совершить прорыв до второго места. К концу гонки мексиканец стал догонять лидирующего Алонсо, но обидный вылет перечеркнул шансы Чеко побороться за победу. Этот сезон станет последним для Переса в составе Racing Point. С большой долей вероятности в этом году мексиканец подпишет контракт с Haas. И если этот контракт будет не на один год, то почти наверняка Перес установит новый антирекорд. 

 

1-ое место – Андреа де Чезарис (214 гран-при, лучший результат – 2-ое место, 5 подиумов)

Так и мы подобрались к абсолютному рекордсмену, причем этот антирекорд не единственный, который принадлежит итальянскому пилоту. Помимо антирекорда по количеству проведенных гонок без побед, Де Чезарис также возглавляет список пилотов с наибольшим количеством сходов за карьеру (137). За всю карьеру Андреа смог финишировать всего 61 раз. Тем не менее, несмотря на репутацию крашера, завоеванную в начале карьеры, Де Чезарес был неплохим пилотом, и медленным его уж точно нельзя было назвать.

Всё-таки провести в королевских гонках более чем двести гран-при сможет далеко не каждый пилот. За свою пятнадцатилетнюю карьеру в Формуле 1 Андреа защищал цвета 10 разных команд. Он успел застать Minardi, Jordan и Sauber в стадии становления, второе пришествие Alfa Romeo и McLaren в не самый простой момент для команды. Наиболее конкурентоспособен Де Чезарис был за рулем Alfa Romeo и смог завоевать три подиума и один поул. Несмотря на все свои антирекорды, Андреа справлялся с главной задачей пилота, выжимая максимум из болида, каким бы он ни был.