12 мин.

«Нам нечему учиться у UFC». Кто самый лучший ММА-промоутер России

Подводя промежуточные итоги своей работы, глава российской ММА-организации «Легенда», а также владелец сети «Клуб Единоборств №1» Руслан Сулейманов рассказал Ригану Рахматулину (mmanews.info) о сильных и слабых сторонах UFC, поделился мнением о качестве отечественных СМИ, а также назвал самого влиятельного человека в российском ММА.

Какие новости нам стоит ожидать от «Легенды» в ближайшее время?

– Мы взяли паузу для переформатирования внутренней деятельности компании и в начале года готовы выйти с новыми предложениями. Планируем проводить мероприятия турнирного принципа, которые мы проводили и раньше. Но сейчас, особенно в последнее время, сталкиваемся со сложностями в организации нашей деятельности.

– Это связано с экономической ситуацией в стране?

– Нет, с этим никак не связано. Я вижу причину возникших проблем в переформатировании деятельности внутри нашей компании.

– Расскажите о самых ярких впечатлениях от посещения турниров UFC.

– Я уже был на пяти турнирах UFC. Конечно же, мы осознаем, что UFC – организация номер один. Почти по всем аспектам промоушена, который занимается организацией боев, они безусловные лидеры. Лишь в нескольких компонентах, в первую очередь в плане шоу, «Легенда», начиная с первого турнира в Москве, обошла их. Во всем остальном они в отрыве от всех. Даже от второго промоушена они в огромном отрыве и на порядок превосходят почти во всех компонентах. Вторую строчку, на мой взгляд, совместно занимают Bellator и WSOF.

Частота турниров UFC и различного рода околотурнирных мероприятий, причем самых различных, вплоть до реалити-шоу, зашкаливает. При этом у них огромный актив бойцов, с которым даже близко никто не может сравниться. У UFC около 500 бойцов на эксклюзивном контракте. Но, несмотря на это, побывав на пяти турнирах UFC в пяти различных штатах, пяти различных городах, один раз даже в Мексике, где бились Вердум и Хант, я четко для себя уяснил, что UFC, как и главная кикбоксерская организация Glory, очень стандартны. У них все турниры под копирку. Каждое шоу, где бы оно ни проводилось, на каком бы континенте, организовано, грубо говоря – по налаженной схеме. И это их большой минус перед зрителями, которые идут на бои. Болельщики, побывав даже на одном турнире, заранее знают, что их ждет на предстоящем эвенте. Одно и то же. Турниры, которые похожи один в один во всех нюансах. Никакой концепции шоу у них нет. Развлечением зрителей в течение шести часов они не занимаются. А ведь шесть часов – очень много, если считать с самого начала турнира. Это слишком трудно для зрителя, очень тяжело и скучно для него. Во всем остальном – бои, качество боев – они бесспорные лидеры. Все на самом высоком уровне. Поэтому у меня такое резюме: UFC нас совершенно ничем не удивила.

– Но все же...

– Конечно, как бы ни были их турниры скучны, у них отлаженная система, и она заслуживает уважения, равно как и бешеная частота эвентов. Это первое, что мне понравилось.

Второе, – умение UFC представлять бойцов. Как они доводят их до арены, начиная с раздевалок. Умело транслируется выход бойца со всей его командой. Это очень интересно, зрелищно и захватывает толпу на трибунах. У нас в России, к сожалению, так пока не заведено. Вот эти моменты мы хотели бы перенять и развивать у себя. У нас это должно получиться.

Конечно, для многих других промоутерских организаций в России, даже при скучном подходе UFC к оформлению шоу, есть, что почерпнуть у ведущей мировой лиги MMA.

– Почему во многих турнирах отечественных организаций мы видим песни и пляски?

– Сложный вопрос... У нас индустрия в целом менее развита, чем в США. Это факт и объективная реальность. И это отражается на уровне популярности наших и не наших бойцов-звезд. Это видно даже на примере семинаров, которые мы проводим в «Клубе Единоборств №1». Мы привозим самых топовых бойцов мира, которых до этого никогда не было в России, и вряд ли бы они приехали, если бы не мы. Но на Алистера Оверима и Бадра Хари приходили по 60 человек! Это просто смешно! А ведь спортсмены такого уровня, поистине легенды и звезды, впервые выступали в России! В любой другой стране, где популярны единоборства, на каждый их семинар приходило бы в пять, в десять раз больше зрителей.

– То есть причина в слабом фанатском движении?

– Совсем не хочу назвать фанатов необразованными. Однако российские единоборства делают пока первые шаги. По крайней мере, у нас они не так популярны, как в Европе и Штатах. Еще у нас не развиты СМИ в сфере единоборств. Я бы даже сказал, что недоразвиты, особенно в сравнении с мощнейшей западной прессой.

Наверное, это комплекс причин, которые объясняют слабое фанатское движение, недостаточный интерес, а иногда и отсутствие интереса к единоборствам и конкретным бойцам, чемпионам. Теперь относительно того, как организаторы подходят к реализации боев. Мои коллеги называют это «шоу», приглашая певцов, рэперов, танцы-кабаре. Но, к сожалению, это бич отечественного ММА. «Легенда» является единственной на сегодняшний день компанией, которая официально заявляет, что у нее нет никаких певцов. У нас они не выступают по десять минут между каждым боем.

В среднем турниры у основных российских организаций длятся от трех до четырех часов. «Легенда» же, изначально понимая, что это скучно и тяжело для людей, что не нужно, чтобы перед каждым боем кто-то пел и танцевал, сознательно выбрала такой подход, когда во время эвента существует максимум одна такая пауза. И эта пауза начинается уже ближе к основной части боев. Делается некая разрядка в течение пяти-десяти минут с музыкально-танцевальной заставкой, чтобы люди могли выдохнуть, немного отвлечься, сходить перекусить, но не делали это во время боев. И как факт: первый наш турнир длился 3 часа 20 минут, второй – 4 часа с небольшим. Мы учли все пожелания фанатов, а потом получили массу положительных отзывов, где нас благодарили за то, что мы не переборщили, не передержали. И не много, и не мало, в самый раз. С этим мы попали в яблочко.

Каждый промоушен индивидуально выбирает подход к проведению турниров. Мы демонстрируем западный подход, европейский. Хотя та же UFC, как я уже говорил, проводит шоу, как и самые растянутые эвенты наших организаций, по шесть часов. Но у них это время заполнено исключительно боями, у них отсутствуют нелепые заставки с рэперами и прочим. Я бы не сказал, что поголовно все промоутеры России являются любителями попсовых вставок.У каждого свой подход.

– Неужели все настолько плохо в наших СМИ о единоборствах? Или вы видите хоть небольшой прогресс?

– При всех претензиях к нашим СМИ я не могу не отметить тот факт, что они, конечно же, развиваются. И слава богу! У нас развивается все. Из года в год растет число бойцов, развивается фанатское движение. Другое дело, что все это могло бы идти гораздо быстрее и качественнее. В том числе благодаря таким командам, как наша. Мы тоже развиваем СМИ: своей мощной и яркой работой подталкиваем прессу к тому, чтобы они по-современному и по-западному освещали события мира смешанных единоборств, профессионально подходили к околотурнирным событиям.

– Организация звездных семинаров – бизнес или меценатство?

– Все семинары для нас убыточны. Мы это делали по большей части по одной причине – подарить людям России, мальчишкам, девчонкам, подросткам, которые увлекаются единоборствами, возможность прикоснуться к звездам, задать вопросы, сфотографироваться, пообщаться – ведь раньше они видели этих бойцов только в роликах на ютубе. На каждом семинаре работаем не то что в ноль, а уходим в минус. Практически занимаемся благотворительностью, и наша команда – единственная подобного рода в России. Мы этим гордимся, потому что и в этом плане мы абсолютные лидеры.

– Можно ли вас назвать самым влиятельным человеком ММА в России?

– Я так сказать не могу – самокритичен. Прекрасно знаю целый ряд вещей, которые мы сделали как никто в России за все время. Но кроме меня, нашей команды, есть очень яркий человек. И этот человек – Федор Емельяненко. Он делает титанический вклад в развитие единоборств в России. Он непререкаемый авторитет для меня и самый великий боец.

– Что вы хотели бы улучшить на сегодняшний день в «Легенде»?

– Для нас сейчас самое главное – возможность продолжать наше дело. Дай бог, мы и дальше будем работать на достойном уровне. Мы настолько учли все, что можно было, перед первым турниром! Даже несмотря на то, что не имели опыта: все четверо – я и трое моих партнеров – не из спорта, у каждого из нас бизнес в других сферах. И проведя всего один турнир, мы укатали весь мир. Даже не всех в России, а всех в мире, в том числе и UFC. Это наша убежденная позиция. И я всегда могу доказать, в чем и почему мы всех сделали. И мы этим будем гордиться.

На сегодняшний день у нас уже более богатый опыт, и на основании всех проведенных турниров можем утверждать, что есть множество вещей, которые заслуживают попадания в Книгу рекордов Гиннесса. Очень многое, поверьте! Наша сфера, к сожалению, не освещается людьми, которые занимаются записью рекордов. А мы сами к этому не рвемся, мы люди скромные (смеется). Мы для себя это знаем и можем назвать все цифры, факты любому желающему.

Мы настолько все учли, что уже по-серьезному нечего улучшать. Конечно, были мелкие нюансы, несогласованности, которые заметны только нам, организаторам, но нельзя было учесть все на сто процентов. Наш турнир готовят 350 человек, а это масштаб концерта Майкла Джексона или Мадонны. Процесс длился пять месяцев. По всем крупным узловым моментам подготовки мы сделали и реализовали все, что хотели. На данный момент настолько всем довольны, что не считаем, что нам нужно что-то сильно менять.Собираемся отойти от концепции приглашения громких и дорогих имен, которые нам помогли для раскрутки бренда Легенды. Мы подошли к этапу, когда у нас сформирована большая аудитория по всему миру, и это несмотря на то, что мы провели всего три турнира. Начинаем растить своих чемпионов. И это нормальный путь развития любого промоушена. Те же UFC начинали растить чемпионов из неизвестных поначалу бойцов.

Команда Легенды понимает, что организация должна развиваться в этом направлении. У нас должны быть свои бойцы, весовые дивизионы. На данный момент переформатируются файткарды, считаем, что нужно совершенствовать эту работу. Сейчас главное – переход на промоутерство и на выращивание своих легенд-чемпионов. Все, кого мы приглашали, свою первоначальную задачу выполнили. Они помогли создать бренд. В то же время мы понимаем, что эти звезды – не наши бойцы. Поэтому нам нужно улучшаться не косметически, а концептуально. Время звезд прошло. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.

– Многие организации являются трамплином для бойцов. Как вы к этому относитесь?

– Прекрасно понятно, какие организации служат конвейером. Лично мне неясны их цели. Это все равно что вытирать об себя ноги. Зачем? Причем те, кто делает так в России, имеют возможность регулярно проводить турниры. Они могли бы держать бойцов у себя и делать из них звезд. Зачем так поступать? Мне непонятно.

У Легенды другой подход. Мы будем стараться удерживать наших бойцов, как это делает UFC в ММА, Glory в кикбоксинге. Будем стараться растить своих бойцов на эксклюзивных контрактах и не быть трамплином для топовых промоушенов. Мы себя уважаем. Надо растить здесь, в России, своих бойцов. Это будет хорошо и для ребят, и для организации.

– Сделка UFC и Reebok – это шаг вперед, как говорит Дана Уайт?

– Если контракт с Reebok более денежный, чем с прошлым спонсором, то это шаг вперед. Разумеется, тут не все так просто. С одной стороны, я представляю организаторов, с другой – по-человечески прекрасно понимаю бойцов. У всех своя правда. Промоушен вправе подписать спонсоров в свой глобальный контракт и вправе обязывать и настаивать на том, чтобы бойцы носили бренд компании на тренировках, околотурнирных мероприятиях, турнирах. Другое дело – как на это смотрят бойцы.

Часто возникают конфликты. Не все промоушены так известны, как UFC. К небольшим организациям претензий обычно не предъявляют. Замена торговой марки формы на небольших турнирах не имеет такого резонанса. А так как UFC на виду и обязала всех бойцов ходить в Reebok, поднялась волна критики. Я могу понять бойцов, они вправе требовать от самой организации части пирога. Но тут должны учитываться рейтинги и уровень бойца. Одно дело, если что-либо требует Джон Джонс, и совсем другое – если новичок, который еще ничего собой не представляет. Но UFC параллельно со своим контрактом может разрешить иметь бойцу контракт с тем же Reebok’ом. Именно так и происходит. UFC дало возможность, по крайней мере известным топовым бойцам, подписать свои, прямые контракты с Reebok. Здесь я с ними согласен.

Это же конфликт спонсорских интересов. Если у UFC все рекламное время будет упоминаться Reebok, то, конечно, не должно быть такого, чтобы боец их организации во время турнира появлялся в футболке или экипировке других компаний. Бойцы имеют право подписывать контракты с производителями авто, грузовиков, самолетов, чего угодно, но не с теми спонсорскими компаниями, которые работают в той же сфере, что и Reebok. Здесь элементарный спонсорский конфликт.

– Осведомлены ли вы о приезде UFC в Россию?

– Я знаю примерно столько же, сколько и фанатское сообщество. Читаю те же ресурсы, что и вы. UFC регулярно обещают, что приедут в Россию в следующем году. И это «в следующем году» каждый раз откладывается. Я слышал, что они созрели и настраиваются именно в 2015-м приехать в Россию. Но есть проблема с разницей во времени. У нас транслируется Bellator по «России 2». Когда идут бои у них – по нашему времени это 5–6 утра, соответственно, их никто и не смотрит. Если же UFC проведет турнир в России, то он будет идти в неудобное для Америки время.

Могу сказать с уверенностью: близкими к руководству UFC людьми было сказано Дэйну Уайту, что если они захотят прийти в Россию, то лучше «Легенды» им никто не поможет. И в организации эвента, и по части шоу. Другое дело, кого они выберут в партнеры: наш промоушен или какой-либо другой. Но это уже их дело, особенно на этом не зацикливаемся, потому что мы в этом не нуждаемся. Хотя помочь хорошим людям из хорошей компании мы всегда рады.

Огромная благодарность Артему Желенкову за помощь в организации материала! Заходите к нему на «Awesome ММА»!