10 мин.

Антонио Ди Натале: 200 голов — это не шутки

Лежащий на столе телефон начинает вибрировать. Пришло новое сообщение. «И что от меня нужно Клементе Мастелле?», — спрашивает сам себя Тото Ди Натале. Действительно, по какому поводу ему пишет бывший министр и член партии Сильвио Берлускони Forza Italia?

Об этом мы не узнаем: в конце концов, это личное дело двух земляков, уроженцев Кампании. У них много общего: карьеры политика и футболиста подходят к концу. Однако, если Мастале уходит далеко не в лучах славы, проиграв на последних выборах в Европейский парламент, то Ди Натале в свои 37, когда коллеги его возраста уже ушли на пенсию или доигрывают в низших лигах, продолжает блистать.

Лишь один гол отделяет его от отметки в 200 точных ударов в Серии А и 300 — в профессиональной карьере, лишь одного матча не хватает, чтобы провести 400 игр в элите итальянского футбола (интервью давалось до матча с «Палермо» (1:1), — прим. ред.). Антонио Ди Натале — живая легенда кальчо, которая появилась на авансцене тихо и без лишних слов. Не только потому, что Тото предпочитает разговаривать на мало кому понятном диалекте. Это его стиль жизни — быть незаметным, но полезным, рассказывать, кто он такой на поле, а не за его пределами. Он скромничает ровно так же, как делал это, выбирая клубы: «Эмполи» и «Удинезе«. В «Фриули» он стал идолом.

- Антонио, как ты отпразднуешь 200-й гол? - Устрою вечеринку, на которую приглашу не только своих родных и тех, кто сейчас имеет отношение к «Удинезе», но и всех бывших одноклубников и тренеров.

- Как думаешь, чем бы ты занимался, если бы не стал футболистом? - Даже не знаю. Неаполь — непросто город, я мог начать заниматься чем угодно. Однако, к счастью, я выбрал футбол — свою детскую страсть.

Антонио Ди Натале

 

Антонио Ди Натале перешел в «Удинезе» летом 2004 года всего за 100 тысяч евро. За это время в футболке «бьянконери» Тото провел 339 матчей в серии А, в которых забил 181 гол. Всего же в профессиональной карьере на счету Ди Натале 299 голов (6 за «Иперцолу», 12 за «Виареджо», 49 в составе «Эмполи», 11 в национальной сборной, 23 в Кубке Италии, 17 — в еврокубках). Все статистические данные приведены по состоянию на 8 ноября 2014 года

 

- Ты по-прежнему бываешь в районе Помильяно д’Арко, где вырос? - Да. Папы с мамой больше нет, но там живут мои братья и сестры: Паоло, Микеле, Кармине и Анна.

- Шестого января, после поражения «Удинезе» от «Вероны» 1:3, ты заявил, что в июне закончишь карьеру. Что заставило тебя передумать? - Этот матч стал кульминацией очень непростого периода для команды и для меня лично. Мой отец был тяжело болен, «Удинезе» за два месяца проиграл шесть раз… Меня очень задевала критика: критиковали не столько меня, сколько наш коллектив. Когда дела идут не лучшим образом, хочется чувствовать, что тебя поддерживают, однако…

Но летом я все обдумал и на свежую голову решил, что нужно продолжать. Физическое состояние позволяет мне еще играть, я десять лет в этом клубе, да и 200 голов забить все-таки хотелось. Также на мое решение очень повлиял президент Поццо: он показал, насколько я важен, говорил о новом стадионе, пообещал мне место в «Удинезе» после окончания карьеры. Стану ли я тренером? Нет, сомневаюсь. С футболистами общаться сложно.

- Что сказала твоя жена Иления, когда узнала, что ты хочешь уйти? - Тогда, в январе, едва вернувшись домой, я сказал ей: «Пришло время закончить». Она неуверенно на меня посмотрела и ответила: «Это твоя карьера, ты сам знаешь, что делать». А вот мой сын Филиппо расхохотался. Возможно, он понимал, что я передумаю.

- Чего ждать поклонникам «Удинезе» от следующего лета? - Все будет зависеть от того, как я буду себя чувствовать. Мне нравится играть, мне хочется играть. Но, если огонь погаснет, то уже не зажжется.

Антонио Ди Натале и жена Иления

 

Антонио познакомился с Иленией еще в период соих выступлений за «Эмполи». Сегодня одна из самых крепких пар Кальчо воспитывает 11-летнего сына Филиппо, который, к слову, уже делает свои первые шаги в футболе в академии отца, и 7-летнюю дочку Дилетту. «Он никогда не играл и не будет играть в минифутбол. Когда ему надоест сидеть дома, он найдет, чем заняться. У него есть интересы, кроме футбола, но он почти никогда не бывает дома, даже во время отпуска! Он ничего не умеет делать руками, ногами у него получается куда лучше. Потому я не стану дарить ему дрель», — говорит Иления по поводу того, чем будет заниматься после завершения карьеры

 

- Какие у тебя цели после 200 голов? - Прежде всего, догнать Роберто Баджо — он забил 205. Я думал об этом с первого дня летних сборов.

- У вас существует какое-то соперничество с Тотти? Ты не повесишь бутсы на гвоздь раньше, чем он? - Если не принимать во внимание Коломбо и Фреццолини, вратарей, которые не играют, мы с Франческо — единственные футболисты Серии А, которые родились в 1977-м. Тотти велик, я не стараюсь в чем-то его обойти.

- Каким поступком за 20 лет своей карьеры ты гордишься? - Тем, что остался в «Удинезе«. Я сделал это, потому что клуб очень много сделал для меня, я благодарен Поццо, который позволил мне стать тем, кем я стал, люблю этот город. Фриульцы научили меня культуре работы и уважению.

- Решение, который ты не принял бы, будь у тебя такая возможность? - Я всегда поступал осознанно, не думаю, что в чем-то ошибся. Когда в 2004-м году я ушел из «Эмполи», у меня было много предложений. Но цифры говорят, что я поступил правильно, став игроком «Удинезе».

- А жалеешь о чем-то? - Незабитый пенальти в матче с Испанией, который стоил нам вылета с Евро-2008. Я хотел пробить вправо, но в последний момент передумал.

- Почему у тебя не сложились отношения со сборной? - Разве не сложились? Я провел 42 матча, забил 11 голов. Мы бы выиграли чемпионат Европы 2012-го года, попадись в финале не Испания.

Антонио Ди Натале не забил пенальти

 

Именно Антонио было суждено сделать фатальный промах в серии послематчевых пенальти четвертьфинального матча против сборной Испании, после которого турнир для «Скуадры Адзурры» закончился. Впрочем, четыре года спустя форвард «Удинезе» исправился, и забил в ворота Касильяса в матче группового турнира, став единственным футболистом огорчившим супер-команду Висенте дель Боске на континентальном первенстве 2012 года

 

- Что ты ответишь тем, кто говорит: «Ди Натале хорош, но в гранде он бы так не блистал»? - Я лишь скажу, что забить 200 голов — не шутки. Это феноменальное достижение классного игрока. Тем более, играющего за скромную команду. Это не 200 матчей, их удается провести многим.

- И в чем секрет? - Тут нет однозначного ответа. Семья, спокойная размеренная жизнь, работа, те, кто помогает мне. Паоло Артико — мой личный тренер, сейчас ему помогает Алессандро Де Гвиди. Они каждый день «заводят мой мотор». У меня есть четкое расписание: в 18:30 я уже дома, в 22:30 ложусь спать, в семь тура веду детей в школу. Я — семейный человек. Думаю, в этом главный секрет.

- В таком городе, как Милан, соблазнов было бы больше? - В Милане, в Турине, в Риме… Но «движение» есть в Удине. Просто я предпочитаю компанию родных.

- О тебе много говорят. Есть какие-то слова, которые вызывают особую гордость? - Три недели назад, когда мне исполнилось 37, коллеги говорили много хорошего. Тотти, Буффон… Джанлуиджи назвал меня великим игроком и великим человеком… В футболе все решает статистика, но чувства и эмоции тоже важны. Я ко всем отношусь с уважением и очень рад, что это ценят.

- Ты был тронут? - Да, слышать подобное от Буффона — большая честь.

- Тебе никогда не хотелось выступать в другом чемпионате? - У меня были варианты, но единственная иностранная команда, за которую я хотел бы поиграть — это «Ливерпуль». У них великолепный стадион с невероятной атмосферой. Когда в 2008-м году туда из «Удинезе» перешел Доссена, они обращались и ко мне, но ничего не произошло.

b

 

В своей карьере Ди Натале забивал и на «Энфилде». Произошло это в октябре 2012 года, когда третья команда Италии в матче 2-го тура группового этапа Лиги Европы добыла феерическую победу со счетом 2:3. Помимо гола Антонио отметился еще и ассистом

 

- Есть кто-то из бывших одноклубников, с которым ты хотел бы сейчас играть? - Фабио Квальярелла. Мы — хорошие друзья. Еще Яквинта, Санчес…

- Когда ты смотришь на матчи «Арсенала» и видишь Санчеса, не думаешь, что мог бы быть на его месте? - Нет. Кстати, все, кто играл со мной в атаке, потом перешли в большие клубы.

- Одноклубник, которого ты больше всех ругаешь? - В последнее время это Муриэль. Потенциально он даже сильнее Санчеса, но у него нет стремления расти. Я не знаю, как убедить его, что он может стать очень классным футболистом.

- А тот, от которого ты ждал многого, но он этого так и не добился? - Антонио Флоро Флорес. Прекрасный игрок, но не полностью раскрывшийся.

- Кого ты можешь назвать своим учителем в футболе? - Двух бывших футболистов «Удинезе»: Валерио Бертотто и Нестора Сенсини. С моего первого дня в команде они взяли меня под свое крыло, поддерживали: в раздевалки они имели огромный авторитет. Я, став капитаном, пытаюсь вести себя так же: говорю мало, но, когда открываю рот, то все меня слушают.

Антонио Ди Натале

 

«Уже после завершения карьеры я буду искать парней, у которых есть мечта в футболе, и сделаю все возможное для того, чтобы помочь им достичь желаемого. Не знаю, стану ли я тренером, но уж точно мне хотелось бы занять должность директора в молодежном секторе. Для меня это будет сродни возвращению к прошлому, туда, где я начинал свой футбольный путь»

 

- А ты стал учителем для кого-то? - Пожалуй, для Санчеса. Он и сам об этом говорил. Каждую среду мы тренировались вдвоем, отрабатывали удары издали.

- Кому из тренеров ты благодарен больше всего? С кем были проблемы? - Я всем обязан Сильвио Бальдини, при котором пробился в первую команду «Эмполи». С Серсе Косми в «Удинезе» мы много спорили, но сейчас отлично общаемся.

- Ты не чувствуешь, что отличаешься от коллег? Что слишком нормальный как для футболиста? - В детстве моим кумиром был Марадона. Я всю жизнь мечтал встретиться с ним, и год назад познакомился в Милане. Я всегда его обожал, даже несмотря на то, что он совсем на меня не похож. Диего — номер один, таким все прощают. Но на стене моей футбольной школы я повесил табличку со словами: «Родители, которые думают, что их сын — Марадона, пожалуйста, заберите его домой».

Туттуировки Антонио Ди Натале

 

Татуировки Ди Натале. На запястье Марадона, на спине — инициалы жены и детей

 

- Если Диего — номер один, то какой номер ты? - Я приблизился к первому номеру. Когда Роберто Баджо говорит, что он считает меня игроком своего уровня, и при этом смотрит мне в глаза… Я чувствую, что всем доволен.

- Тото, дома ты говоришь на неаполитанском или тосканском, диалекте родины твоей жены? - Никто из моих двух детей не понимает неаполитанского… Но иногда я пытаюсь учить Филиппо. Ему нравится смотреть по ТВ шоу «Сделано на юге», и я этим пользуюсь.

- Скажи честно, помогаешь детям с уроками? - Только с математикой. В ней я — спец.

По материалам SportWeekПеревод и адаптация Юрия Шевченко,специально для Calcio News