9 мин.

Дайджест футбольного бизнеса # 3

Виза, которая стала спонсором ФИФА в 2007-м, продлила соглашение с международной футбольной федерацией до 2022 года, сумма 8-летней сделки оценивается в 170 млн долларов. Этим маневром Виза в очередной раз побила МастерКард. Напомню, что в середине 2000-х Виза решилась активно участвовать в спонсорстве(футбола в том числе), что было вотчиной ее главного соперника. Стратегия была настолько агрессивной, что Виза удалось перехватить ФИФА в 2007-м году, причем не без скандала. МастерКард подал на ФИФА в суд, за нарушение условий контракта и договорился о внесудебном возмещении убытков аж на 90 млн долларов. Подобный «куш» Визы стал возможен из-за смены политики и даже корпоративного устройства компании. Раньше маркетинговая политика проводилась локально, и за нее отвечали два отдела «США» и «Глобальный». В середине 2000-х Виза решила объединить эти части своего бизнеса и выстроить единую глобальную платформу. Успех был огромный, показатели фирмы с тех пор резко пошли в гору. И новая сделка с ФИФА — очередная победа новой команды, при этом Виза ведь еще спонсирует Олимпийские Игры. Однако, не все сложилось в их пользу. Дело в том, что по прошлому договору Виза хитро завернула и была спонсором в плане платежной системы и в плане партнера по розничным банковским услугам. «Второй пакет» Виза даже перепродавала локальным фирмам, например, таким образом Виза продала право быть спонсором в Японии на время ЧМ-2002 японскому Japan Post Bank. ФИФА эта политика не нравилась, но поделать они особо ничего не могли, пришлось выкупать права на этот сегмент у Визы на ЧМ-2010 и ЧМ-2014. В новом договоре четко прописано, что Виза не «финансовый спонсор», а спонсорская «платежная система». ФИФА же как раз в шоколаде и сможет еще сильнее повысить свои коммерческие доходы, продавая права быть официальным партнером ЧМ, предоставляющим банковские услуги. Пока не совсем понятно, сможет ли Виза как-то монетизировать права на предоставление банкам эмблем ФИФА и ЧМ для кредиток. Так Виза поступает с Олимпиадой, которую тоже спонсирует, фактически предоставляя некоторым своим партнерам право выпускать специальные карточки с символикой Олимпиады.

МастерКард тоже не спал, не сумев опять заполучить ФИФА, им удалось заключить контракт с национальной командой Бразилии до 2020 года. Но это лишь «утешительный приз». Хотя, разумеется, у самой МастерКард огромный актив в виде спонсорства УЕФА.

 

В новом материале The Independent пишет об очередном расследовании незаконных гос субсидий Еврокомиссией, объектом внимания чиновников на этот раз стали власти Мадрида и Реал. Дело касается земли около стадиона, которую клуб хочет сделать частью большого комплекса, включающего в себя отели, магазины, рестораны. Решение о начале формального процесса пока отложено, дело находится еще в предварительной стадии. Стоит заметить, что, если Реал признают виновным, это может привести к осложнениям, так как ФФП УЕФА прямо запрещает гос помощь.

Суть расследования в запутанных сделках между Реалом и муниципалитетом Мадрида еще 1998-ого года. Тогда власти Мадрида заключили некоторое соглашение(непонятной природы) на пользование и разработку земли, которая принадлежала клубу, участок в районе «Las Tablas». Изначально эта земля была оценена городом в 421 тыс евро. Проект муниципалитета ни к чему не привел, но власти решили землю выкупить. Проблема в том, что в 2011-м муниципалитет города оценил этот же участок в 22,7 млн евро, то есть рост стоимости за 11 лет составил невероятные 5400%. В результате был проведен «бартер», «обмен землей». Муниципалитет предоставил клубу все разрешения и права на куда более коммерчески перспективные участки около стадиона(оцениваются как раз в 20-22 млн евро) взамен земли на севере Мадрида.

Все это, конечно, довольно сомнительно, рост цен на землю в Мадриде в начале 2000-х был существенный, но кризис 2008-ого по ним также ударил сильно, и уж, разумеется, на 5400% за 10-11 лет земля не дорожает, если только там, не знаю, нефть не находят.

Но в Испании подобные "штучки" довольно-таки в ходу. Чего хотя бы стоит тот факт, что в прошлом году около 60% субсидий, зарезервированных в качестве помощи предпринимателям и разным общественным организациям, от прав-ва Каталонии получил фонд FC Barcelona Foundation, что вызвало кучу негодования в прессе. Ведь сама провинция в кризисе и на пороге банкротства, а массовые урезания субсидий и гос трат, которые идут и на федеральном, и на региональном уровнях, сильно ударяют по мелкому и среднему бизнесу в Каталонии.

Но не только в Испании подобные штуки прокатывают. Недавно Лондон подписал контракт с Вест Хэмом на аренду «Олимпийского Стадиона». Еще до заключения соглашения Еврокомиссия сказала, что начнет расследование этой сделки на предмет незаконной гос помощи. Стадион Вест Хэм получит в аренду на 99 лет, будет платить арендную плату в 2 млн фунтов, что вполне резонно. Но загвоздка в том, что клуб получает стадион, который в два раза примерно более вместительный, чем нынешний, который стоил около 480 млн фунтов. Но самое главное, что от 150 до 190 млн фунтов нужно еще потратить на его перестройку «под футбол». Так вот, Вест Хэм предоставляет лишь 15 млн фунтов от этого бюджета, а это значит, что все остальное, минимум 130 млн фунтов, дает правительство(от федерального, до местного). Плюс в случае перепродажи клуба город получит какую-то часть суммы(не сообщаются детали). При этом особенно странно, что все средства от продажи стадиона «Аптон Парк», которая стала возможной благодаря долгосрочной аренде Олимпийского Стадиона, пойдут исключительно клубу и будут использованы, чтобы погасить около 70 млн фунтов долгов(перед владельцами в том числе). Клуб при этом получает себе на баланс отличный актив, забирает всю билетную выручку и тп. Несколько лет назад(там лет 8, а то и 10), еще до шейхов, подобную сделку провернули в Манчестере, где Сити также довольно «дешево» достался новый стадион, построенный городом. Причем там сделка была даже менее выгодной для налогоплательщиков, клуб бы назначен «оператором арены», что давало им дополнительные полномочия, и в договор не было включено никакого пункта, связанного с перепродажей клуба, поэтому одни из владельцев(лень смотреть кто именно) сделали солидный куш за счет гос денег. Ведь подобный долгосрочный договор — это «актив» и он существенно повышает стоимость, инвестиционную привлекательность клуба.

 

Вообще, тема гос помощи футболу имеет довольно много аспектов. Вот взять, например, сделку Юве с Турином. Тоже клуб получает землю в долгую аренду за довольно небольшую плату. Но ведь клуб инвестирует в эту терраиторию, и еще доп инвестиции приведет, создаст рабочие места, новые предприятия(рестораны, магазины и тп) для города. Так что это «win-win». С другой стороны, пусть в той же Англии клубы от этого ушли далеко, но в их «сердце» все равно заложено некое общественное, некоммерческое начало. Футбольный клуб — это не тот же Apple, он в первую очередь для местных жителей, он выполняет социальную роль и имеет право на некоторые послабления. С другой стороны, как Вест Хэм(или испанские клубы) добрался до таких долгов? Не через субсидии же фанатам, не через те самые «социальные» механизмы. Нет, через непомерно высокие трансферы и зарплаты, от которых городу плюсов толком и нет. Так зачем субсидировать все это дело, если жители UK и так платят немалые деньги за билеты, ТВ-показы. С этой позиции те же расследования Еврокомиссии можно приветствовать. Мне кажется, что постепенно назревает конфликт между реалиями футбола и другого бизнеса. И уже нужны какие отдельные правила, какие-то чисто футбольные законы или поправки. Пожалуй, это второй шаг после ФФП, который нужно УЕФА проработать.

 

Стали известны отчисления клубам от ТВ-прав в Аргентине за прошлый сезон

 

пик1

Это базовая ставка, плюс определенные бонусы. В общем, это дает не слишком хорошее, но и не слишком плохое отношение лидера к последнему месту в 2,2. Равномернее всех деньги распределяют в АПЛ с отношением примерно в 1,6. Далее идет Бундеслига с показателем около 2. У Серия А примерно 4.

Напомню, что ситуация с ТВ-правами футбольной лиги Аргентины довольно странная для футбола мирового(но вполне понятная для России), за футбол в Аргентине с 2009-ого платит гос канал, около 155 млн долларов в год. Причем это примерно в два раза больше, чем платили частные ТВ-компании(TSC) до этого. По утверждениям власти государство не субсидирует футбол, а делает на нем бизнес. Но, зная правительство госпожи Кирхнер, одно из самых некомпетентных в вопросах экономики и развития бизнеса среди более-менее развитых стран, более резонно предположить, что мотивы такого шага — именно популистские. Футбол в Аргентине «спорт номер один», без всяких скидок, а давая гражданам бесплатный футбол на ТВ, ну хоть как-то можно закрыть свои фейлы. Тем более, что по каналу, на котором футбол, и новости показывают с так сказать «государственной позицией». Между тем, ситуация в Аргентинском футболе(да и в самой Аргентине) не из легких, к началу 2013-ого года суммарные долги клубов высшего дивизиона достигли 280 млн долларов, что является «рекордом». Чистый долг «Ривер Плейта» около 54 млн долларов. У Боки - около 24 млн, Сан Лоренцо - 24, Расинг - 26, Индепендьенте — 36 млн. И даже это еще не все. В прошлом году правительство вынуждено было вносить поправки в налоговый кодекс, в связи с тем, что через TPO(владение правами на трансфер игрока «третьей стороной») аргентинские клубы и фонды, инвестирующие в игроков, уходили от налогов. В первую очередь через сделки с уругвайскими клубами(Уругвай считается «налоговым раем» в Южной Америки, его даже называют «Южноамериканской Швейцарией» за крайне дружественный и удобный банковский сектор). Участниками этого расследования об использовании TPO и футбола для отмывания денег, ухода от налогов стали 7 команд и около 150 агентов.

 

Футбольный клуб «Монако», 67% акций которого принадлежит российскому олигарху Дмитрию Рыболовлеву, намерен судится с Французской Профессиональной Лигой(LFP). Дело в том, что Лига приняла постановление, согласно которому Монако вынужден иметь налоговую резиденцию во Франции. Клубу дали время до первого июня 2014-ого года(тогда начинается финансовый 2015-й у бол-ва клубов), пригрозив исключением из чемпионата страны в случае невыполнения предписания. Монако уже заявил, что это решение ставит клуб на «грань исчезновения», и клуб намерен подать апелляцию в ФФФ(Французскую Федерацию Футбола). Клуб уже давно пользуется налоговыми привилегиями небольшого королевства, известного своим статусом «налогового рая». Это было очень кстати для команды, но справедливо раздражало остальных участников чемпионата. Налог с доходов иностранных игроков клуб не платил вовсе, Королевство щедро к своему единственному футбольному клубу, что сказать. Французы же, которые играли за Монако, платили в качестве налогов и соц отчислений процентов на 20% меньше, чем их коллеги из других клубов Ligue 1. Разумеется, за счет этого Монако мог платить куда как более высокие зарплаты.

Напомню, что недавно правительство Франции снова внесло свой известный 75% налог с зарплат более 1 млн евро уже с поправками (прошлый вариант забраковал Конституционный Суд страны) и подтвердило, что все компании, в том числе и футбольные клубы, должны его платить.

Клуб, разумеется, храбрится и говорит, что дело выиграет, что это спланированная атака на ФК «Монако» и нужно уважать договоренности 90-летней давности. Но в реальности всем понятно, мне кажется, что маневра у клуба толком нет. Монако, очевидно, получает конкурентное преимущество, которое из-за ФФП УЕФА и нового налога во Франции, приобретает ключевое значение. И другие клубы с этим мириться больше не намерены. А следовательно либо Монако играет в своем «внутри-княжеском» турнире, либо подчиняется тем же правилам, что остальные клубы. Важно, что LFP в вопросе поддерживает и правительство, которое намерено приложить максимум усилий, чтобы все налоги, уплаченные Монако поступали в казну Франции.

 

Фото: football.thestar.com