6 мин.

Может ли «Челси» позволить себе Лигу Европы в следующем сезоне?

Players of Chelsea celebrate with trophy after the UEFA Europa League Final between Chelsea and Arsenal at Baku Olimpiya Stadionu on May 29, 2019 in Baku, Azerbaijan. (Photo by Etsuo Hara/Getty Images)

Финансовые тонкости участия в еврокубках.

Этот материал – адаптированный перевод текста The Athletic. Подписывайтесь на крупнейший телеграм-канал о «Челси» @breakevens, чтобы читать еще больше!

Перед финальной неделей сезона АПЛ «Челси» неожиданно выкарабкался из середины турнирной таблицы и все еще может попасть в еврокубки.

Прямо сейчас лондонцы занимают седьмое место. У них столько же очков, сколько и у «Манчестер Юнайтед», но «Челси» находится выше за счет разницы мячей (у «МЮ» она вообще отрицательная). До «Ньюкасла», который прямо сейчас находится на шестом месте, всего два очка. Впереди три тура. Шестое место даст путевку в Лигу Европы – в случае если команда Эрика тен Хага не сможет победить в финале Кубка Англии «Манчестер Сити».

Такой сценарий для «Челси» станет успешным. Сезон будет расцениваться как положительный прогресс для неопытной команды, которую штормило весь год в самой конкурентной лиге мира.

Однако это наложит на клуб новые финансовые трудности, о которых мы уже не раз говорили в этом сезоне.

Новые правила ФФП от УЕФА позволяют фиксировать убытки до 80 млн евро к сезону-2024/25 (а отчетный период будет включать и сезоны-2022/23 и 2023/24), что гарантирует финансовую стабильность клуба и отсутствие санкций со стороны УЕФА. Это заметно меньше, чем правила прибыльности и устойчивости от АПЛ (PSR) – по ним за три сезона можно было фиксировать убытки до 105 млн фунтов.

Официальные финансовые данные «Челси» за сезон-2022/23 фиксируют убытки клуба в размере 90,1 млн фунтов до налогов. Это довольно тревожная картина, учитывая что лондонцы еле вписались в PSR, прописав 76,5 млн фунтов доходов за счет продажи двух отелей рядом со стадионом дочерней компании Тодда Боули и Clearlake Capital. Эта сделка все еще ждет одобрения АПЛ – руководство чемпионата должно оценить продажу на предмет «справедливой цены». По информации The Athletic, продажа гостиниц возле «Стэмфорд Бридж» была согласована почти год назад, но АПЛ все еще не дала ответа.

В любом случае, это не поможет «Челси» с правилами ФФП. «Правила УЕФА исключают из расчета прибыль за недвижимость. – объясняет финансовый эксперт Киран Магуайер. – Вы можете использовать этот маневр для соблюдения правил PSR, но это не пройдет ни в EFL, ни в УЕФА».

Другую лазейку, которой пользовалось новое руководство «Челси», тоже прикрыли. Речь об амортизации контрактов: Боули и консорциум Clearlake подписывали соглашения с новичками на 7-8 лет, что позволяло размазать сумму трансфера на большее число лет. Теперь УЕФА ограничил срок амортизации пятью годами: игроков все еще можно подписывать на любое количество лет, но размазать сумму трансфера можно максимум на пять лет. УЕФА ввел правило прошлым летом, а вот АПЛ немного запоздала – внутри страны ограничение ввели только в январе 2024 года. Поэтому летняя закупка «Челси» перед сезоном-2023/24 в PSR куда более щадящая, чем по правилам ФФП.

«В случае с Мойсесом Кайседо, который подписал восьмилетний контракт с «Челси», будет следующий сценарий: для PSR его трансферная стоимость в 100 млн фунтов разбивается на все восемь лет и в отчетности идет как 12,5 млн фунтов в год. Но для ФФП амортизация урезана до пяти лет, поэтому ежегодная стоимость Мойсеса составит 20 млн фунтов».

The Athletic подсчитал, что пятилетняя амортизация УЕФА увеличит ежегодную нагрузку на финансовые отчетности «Челси» от летних трансферов прошлого года с 59,4 млн до 80,9 млн фунтов в сравнении с PSR. Этот расчет основан на том, что летом 2023 года «Челси» потратил 404,8 млн фунтов, судя по трансферным обязательствам клуба. Однако позднее «Челси» в финансовых отчетностях признался, что после 30 июня 2023 года было потрачено 454 млн фунтов на трансферы, что намекает на то, что на 11 игроков, которые переехали на «Бридж» в то окно, потратили даже больше, чем указано в отчетах. А это в свою очередь увеличивает нагрузку на амортизацию.

В таких условиях справедливо появляется вопрос стоит ли «Челси» выступать в Лиге конференций – третьем по рангу еврокубке – и есть ли какие-то финансовые плюсы для клуба? «Вест Хэм» заработал всего 16 млн фунтов в ЛК год назад – а ведь они прошли до победного конца.

Хорошие новости – в Лиге Европы все иначе.

Если «Челси» возьмет ЛЕ в сезоне-2024/25, то получит около 30 млн фунтов призовых. Лучший сценарий также предусматривает семь дополнительных матчей на «Стэмфорд Бридж». Доход лондонцев за матчдэй в сезоне-2022/23 в среднем составил 3,1 млн фунтов. На еврокубки ценники за билеты и вип-пакеты с посещением матчей наверняка будут немного выше чем на матчи АПЛ и внутренних кубков.

В лучшем случае Лига Европы вместе с призовыми и доходами от матчдэя может принести больше 50 млн фунтов. Да, это не 82 млн, которые «Челси» заработал в сезоне-2022/23 за попадание в 1/8 финала Лиги чемпионов, но все равно эти деньги станут заметной прибавкой к доходам, даже если брать в расчет бонусы игрокам, прописанные за участие в еврокубках.

Есть и другие плюсы. Попадание в Лигу Европы явно увеличит шансы «Челси» заключить новых выгодный рекламный контракт: пока неясно, кто будет представлен на футболках клуба в сезоне-2024/25 (соглашение с Infinite Athlete на титульное спонсорство подписали только на год). Ну и еще одно преимущество – через победу в Лигу Европы можно попасть в Лигу чемпионов. Возможно, так будет даже проще чем через АПЛ.

Последний опубликованный финансовый отчет «Челси» укрепил мнение, которое всячески пытались опровергнуть представители клуба, о срочности продажи игроков до 30 июня для соблюдения правил PSR в сезоне-2023/24. Дедлайн может создать дополнительное давление на «Челси» и заметно ослабить позицию клуба в переговорных процессах в попытке продать игроков.

Футбольный финансовый аналитик Swiss Ramble пришел к выводу, что «Челси» необходимо заработать 36 млн фунтов, чтобы вписаться в PSR в сезоне-2023/24 и за трехлетний отчетный период с фиксацией убытков до 105 млн фунтов. Продажа игроков – особенно из академии, учитывая что в финансовых отчетностях их продажа пойдет как чистая прибыль – до 30 июня будет самым оптимальным вариантом для достижения этой цели.

Что касается ФФП, то здесь у «Челси» будет больше времени. Отчетный период в УЕФА начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Так что продажи игроков после 30 июня тоже пойдут в расчеты. Факт того, что в январе «Челси» никого не купил, тоже намекает на то, что клуб пытается вписаться в ФФП.

УЕФА также ввел контроль стоимости состава, который привязал доходы клубов к зарплатам игроков, стоимости трансферов и агентским выплатам. В 2024 году можно тратить на перечисленные опции до 80% доходов, в 2025-м процент упадет до 70. Swiss Ramble рассчитал что в сезоне-2022/23 «Челси» потратил 86% от своих доходов, но это цифра привязана к ужасающе раздутому зарплатному фонду, который составил 404 млн фунтов и с прошлого сезона заметно сдулся благодаря уходу многих игроков с солидными контрактами.

Многие в футбольном мире ждут (а кто-то даже надеется), когда «Челси» обвинят в нарушении финансовых правил. Выход в Лигу Европы или Лигу конференций может увеличить шансы на подобный исход, хотя руководство клуба довольно креативно старается вписаться в ограничения.

В любом случае команда Почеттино должна сосредоточиться на концовке чемпионата и закончить сезон настолько ярко, насколько это возможно. Нужно постараться вернуть еврокубки на «Стэмфорд Бридж». А об остальном пусть заботятся компетентные люди.