9 мин.

Зарплаты 250 тысяч за матч, проблемы с экипировкой и ПЦР-тесты за свои деньги: Айдын Кожахмет о такой нужной реформе судейства

Идеального и справедливого судейства нет ни в одной стране мире, ни в одном турнире. Как бы ФИФА ни стремилась к совершенству, споры о влиянии арбитров на исход матчей будут всегда. Просто потому, что всегда есть как минимум два мнения. Всегда есть тот, кто пострадал из-за трели свистка, и с этим ничего не поделать. Но сделать так, чтобы не возникало каких-либо разговоров о беспределе, коррупции, предвзятости и прочих заговорах, можно. Если это кому-то нужно.

Но в Казахстане об этом, кажется, давно забыли. Чиновники из федерации лишь обещают повысить уровень арбитража, но из года в год ничего не меняется. В кулуарах хватает разговоров о том, кто кому и за сколько помогает. Называются суммы за нужный исход, и даже конечные бенефициары всех этих схем. По сути, все всё знают. И всех это устраивает. Или нет?

Но страдает от этих скандалов и интриг сам футбол. Его уровень неразрывно связан с качеством судейства. Авторитет местной лиги никогда не повысится, и она не станет привлекательным для болельщиков, спонсоров и инвесторов, если исход игры будут решать в кабинетах, а нужный результат добывать за счет коррупционных схем с участием судей.

Но сейчас пока не про коррупцию, а про стыд. Уже в первом туре КПЛ случились два мощнейших скандала: в Туркестане Айдын Рахимбаев разрешил проведение матча на поле, залитом водой по щиколотку. А в Атырау после игры Арман Исмуратов устроил потасовку с футболистом. По сути, оба скандала случились не на поле, но оба напрямую связаны с действиями и решениями рефери.

От внештатных ситуаций никто не застрахован, тут не поспоришь. Но назвать эти эпизоды внештатными нельзя. В обоих случаях судьи поступили глупо и опрометчиво. И это тоже вряд ли можно оспорить. Какой вывод можно сделать? Очень простой – кому-то не хватает профессионализма, и эту проблему нужно решать.

Мы сейчас говорим не только об уровне судей. Не только о несправедливо назначенных пенальти или необоснованных удалениях. Проблема гораздо глубже: казахстанским судьям мало кто верит, у них нет нужного авторитета. Нападение какого-то молодого игрока, только начинающего карьеру, на рефери-международника – яркий показатель. Судей не уважают. И это факт.

Департамент судейства и инспектирования, что вы делаете для исправления ситуации? Ответ очевиден. Даже обращение в ФИФА с просьбой дать оценку действиям Исмуратова в Атырау – признак полной импотенции в принятии решений. В ФИФА, кстати говоря, вряд ли будут это как-либо оценивать и давать рекомендации. Хотя бы просто потому, что эта организация не влезает во внутренние дела федераци. Касайся вопрос инцидента из международного матча, то да. В своей внутренней кухне федерации должны разбираться сами. Иначе зачем они существуют?

И это далеко не первые случаи, когда судейские скандалы касались не только работы рефери в поле. Вспомните недавний пост бывшего лайнсмена Еркежан Бараевой, в котором она раскрыла любопытную и позорную деталь: арбитры вынуждены сдавать ПЦР-тесты за свои деньги. Причем тогда, когда сезон еще не стартовал, и у них не было дохода.

Вы спросите, а когда было иначе? Когда это судьи пользовались авторитетом и все в их хозяйстве было в порядке? Да еще совсем недавно, при том же самом президенте федерации. Как минимум реакция на нештатные ситуации была другая. Вспомните тот же случай из 2012-го года, когда в матче «Тобол» – «Тараз» арбитр Сергей Пасько отработал так плохо, что команды грозились бойкотом чемпионата, а комментарии о работе судейской бригады давал даже аким Костанайской области Сергей Кулагин.

Что тогда сделало руководство федерации? Напрямую обвинили Пасько в предвзятости и дисквалифицировали его пожизненно! Очков «Тоболу» это не вернуло, но сама ФФК тогда продемонстрировала: беспредела мы не допустим, виновные будут жестоко наказаны. Позже со своей должности был снят глава судейского корпуса Александр Мазманьян. А теперь сравните это с ситуацией Исмуратова, когда Кенетаев решил переложить ответственность на ФИФА и УЕФА. Чувствуете разницу?

Я не желаю Исмуратову чего-то плохого. Мой посыл: в этом деле необходимо разбираться. Тот кусок видео, на котором он бьет игрока «Атырау», не дает всей полноты картины, а по рассказам очевидцев (не из ФК «Атырау») не все было так однозначно – возможно, Исмуратова спровоцировал сам футболист. Нас там не было и мы не знаем деталей, но мы можем сделать простой вывод: рефери (тем более международник) не имеет права поддаваться на провокации и должен соблюдать главное правило в поведении – холодная голова и такое же холодное сердце.

Что изменилось за эти 8-9 лет? Почему уровень судейства и сам авторитет арбитров пал так низко? Вряд ли проблема в смене поколений. Да, тогда были сильные рефери, такие как Руслан Дузмамбетов, Павел Салий, Кайрат Сламбеков, Игорь Хисамутдинов, а сейчас из непререкаемых авторитетов можно выделить лишь Артема Кучина. Но и это свидетельствует об общем упадке дел в этой области. Получается, что у нас не способны воспитывать сильных и авторитетных арбитров?

Болельщики часто с теплотой вспоминают времена россиянина Николая Левникова, несколько лет работавшего во главе этого корпуса. Да, при нем были существенные сдвиги. Главное, что ему удалось тогда сделать – как раз-таки повысить авторитет судей, ввести свежую кровь, подготовить ряд молодых и перспективных судей. При нем, вполне естественно, тоже случались скандалы. Но ему удавалось балансировать на грани: защищая своих подопечных от обвинений в предвзятости, он наказывал их и менял ситуацию к лучшему. Скандалили все реже, а в клубах было общее мнение: Левников беспредела не допустит. И сами судьи знали, что с россиянином шутки плохи, и лучше не «чудить».

А что сейчас? У судей нет ни качественных сборов, ни всевозможных курсов, тренингов, диалога с руководством – всего того, что вводил Левников. Даже с экипировкой возникают проблемы.

Ситуацию вряд ли удастся улучшить, уволив одного Кенетаева. Не в нем суть проблемы. Тем более, что по заверениям самих судей, директор ДСИ не участвует во всех этих коррупционных схемах.

Так что нужно менять, чтобы сделать работу судей максимально непредвзятой? Позволю себе сформулировать несколько пунктов будущей реформы.

1. Обеспечить независимость судей – отделить департамент судейства и инспектирования от КФФ в отдельную структуру. Сделать судейский корпус неподконтрольным для всех, кроме президента федерации Адильбека Джаксыбекова. Вряд ли кто-то посмеет решить свой шкурный вопрос через человека такого масштаба. А если даже окажется настолько глуп, то интересно посмотреть, чем это закончится. Чтобы никакой генеральный секретарь или вице-президент, ни один член исполкома, вообще никто, кроме президента КФФ, не мог указывать этому органу что и как делать.

2. Повысить размер гонораров за обслуживание матчей во всех лигах. 250 тысяч тенге, что получает главный арбитр Премьер-лиги за один матч, были вполне себе приличной суммой тогда, когда ее установил Левников. С тех пор прошел десяток лет, страну дважды долбанула девальвация, и эти 250 тысяч в нынешних условиях – копейки. Особенно когда речь идет о миллионах, которые им за нужный результат предлагают клубы.

Даже самый топовый рефери в месяц может обслужить максимум 3 матча. Это 750 тысяч в лучшем случае. А тут приходят представители какого-нибудь клуба и предлагают 5-10 миллионов. Соблазн велик? Весьма. А если рефери за обслуживание одного матча официально будет зарабатывать миллион, то соблазн этот будет уже не столь велик, и будет что терять – либо ты стабильно получаешь по 2-3 миллиона в месяц на протяжении года, либо один раз польстишься на 10, но потом можешь потерять работу до конца года. Есть ведь разница? В разговоре с самим судьями я не раз слышал, что эта мера позволит им вообще не думать о деньгах из левых источников.

Мне логично возразят: откуда взять деньги? Но кто-то хотя бы попытался? Кто-то пробовал договориться о спонсорстве (да-да, у судей топ-лиг есть спонсоры)? Кто-то вообще когда-то поднимал этот вопрос?

3. Вообще отменить понятие «принимающая сторона». Это пережиток советского прошлого. Для Европы, например, это дикость. Нигде судей не встречает клуб-хозяин, не оплачивает им дорогу, не селит в отелях, не обеспечивает транспортом, не кормит и не поит. Это там недопустимо. А у нас – в порядке вещей. Иногда доходит до того, что судьи ходят в сауны и рестораны с представителями клубов.

4. Все расходы на содержание судей должен нести сам департамент. Тем более, что клубы платят щедрые взносы на участие, и в них закладываются зарплаты рефери. По-хорошему логистика и выбор отелей судей так же, как и их номера телефонов, должны держаться в строгом секрете. Понятно, что если кто захочет, то найдет как маршрут передвижения и номер телефона. Но процесс этот должен быть максимально затруднен.

5. Запрашивать детализацию звонков судей после каждого тура. Разговоры прослушивать никто не даст, конечно. Для этого нужна санкция от соответствующих органов. Да и наличие секретного телефона никто не отменял. Но согласитесь, что если у судьи вдруг обнаружится второй телефон, то это уже будет считаться поводом для дисквалификации.

6. Детектор лжи. В России этим активно пользуются, и это как минимум никому не навредило. Этот шаг может помочь хотя бы в качестве превентивной меры. Ведь человека обмануть можно, а вот технику – никогда, если ты не прошел специальную подготовку.

Понятно, что это лишь предложения дилетанта, и, возможно, часть из этих шагов даже противоречит какой-нибудь судейской конвенции ФИФА. Но ведь толчком к какому-то шагу это может послужить, согласны? Каждый из нас понимает, что нынешняя ситуация в нашем судейском корпусе – катастрофа. Как для футбола, так и для самой федерации.

Судейские скандалы и разговоры о предвзятости дискредитируют казахстанских рефери. Чего уж говорить, если даже простые болельщики из Караганды усмотрели некую системность в работе судей в матчах против их любимой команды. Они спаяли ролик из четырех матчей этого сезона, и в каждом из них нашли эпизоды с неназначенными пенальти в ворота соперников. И если смотреть на каждый эпизод по отдельности, то вряд ли можно заподозрить что-то неладное. Но когда все соединить воедино, то картина выглядит так себе.

Но главное: КФФ должна проявить заинтересованность в исправлении ситуации. Хотя бы для того, чтобы тень этих скандалов не падала на ее президента.

Фото: РИА Новости/Александр Вильф; aikyn.kzinbusiness.kz/Азамат Ашимов; VK/astanafootballclub