6 мин.

Легион Блюза (Часть I)

     

      Камрады, поводом для написания этого топика стала наша дискуссия с DILLINGER по поводу блюза. Я и раньше говорил, что этот блог для того и открывался, чтобы предоставить моим друзьям (и не только) своего рода простор для широких дискуссий о музыке и литературе, а тут вроде бы как продолжение разговора намечается… И потом, я обещал…

К теме блюза я, так или иначе, вернулся бы, и даже после этой писанины не единажды еще вернусь, поскольку, с одной стороны могу слушать эту музыку и говорить о ней бесконечно, а с другой - блюз настолько многогранен, что ни один такой камбэк не будет примитивным повтором. Количество жанровых разветвлений у блюза велико, тут и traditional, и classic (archaic), и New-Orleans, и folk, и rhythm-n-blues, и Texas Blues, и West-side (он же Чикагский)… и наиболее почитаемый мною Blues-rock. По большому счету, не вдаваясь в детальное жанровое исследование, надо отметить, что последний – это, скорее всего смежный стиль, существующий на стыке рока и блюза. Тем он мне и интересен больше других, поскольку к блюзу я подобрался через долгий путь рокера, в то время как сам рок эволюционировал от …блюза. Вот такие вот музыкальные повороты.  

Теперь непосредственно по теме. Долго думал в каком ключе построить эту статью. Ведь, собственно, переписывать биографии известных музыкантов – как то совсем не оригинально, да и сами вы при желании найдете все, что необходимо. Писать критические отзывы о тех или иных альбомах как то тоже не с руки, тут ведь на всех не угодишь, да и покруче критики найдутся…   Короче, решил запостить, своего рода Легион – десятку любимых исполнителей и коллективов, с теми работами, которые на мой взгляд заслуживают внимания. А вы, если что, добавите… И еще, прошу не воспринимать как стилистическую неразбериху то, что в моем списке одновременно будут и представители Texas blues, и Chicago и Blues-Rock. Это не ошибка, просто я же сказал, что список мой, поэтому давайте считать это маленьким авторским капризом. Ну, где-то так. Поехали!

1. Первым номером в моем списке пойдет Stevie Ray Vaughan. Сложно предположить, каким бы был блюз, не появись он на сцене. С одной стороны, он поднял интерес к блюзовой музыке в 80-х, а с другой - изменения, которые он привнес в эту музыку, хорошенько "выбелили" ее. Техасский блюз всегда был ориентирован на гитару больше, чем на какой-либо другой инструмент, но после SRV в массовом сознании он ассоциируется именно с гитарным мастерством, а не с вокалом, свингом, не говоря уже об акустической музыке. В 1983 году выходит первый альбом его группы "Double Trouble", который получает одобрительную критику в соответствующих музыкальных изданиях. Затем следуют еще 2 более успешных коммерчески, но, на мой взгляд, менее интересных музыкально альбомов. Работая над ними, он находится в глубокой алкогольной и наркозависимости. Но Стиви был силен не только в игре на гитаре, но и морально, он выстоял, вылечился и альбом "In Step" был записан уже здоровым человеком. Стиви Рей становится национальной звездой, участвует в концертах известных музыкантов, у него появляется толпа поклонников. Но 27 августа 1990 года жизнь СРВ трагически оборвалась - вертолет Эрика Клэптона, в котором с концерта возвращался Стиви, врезался в скалу. Этот чувак записал не так много альбомов, и все они считаются классическими, но, я все же возьму на себя смелость, и выдающимися назову уже упомянутый In Step (1989) и Texas Flood (1983).

2. Вторым номером (не потому, что менее значительный, а просто первый номер навсегда остался за Стиви Реем) стоит монстр, я бы сказал колосс блюз-рока – Buddy Guy. Если справедливы слова Армена Григоряна «…Если ты чувствуешь это, как чувствует негр блюз…», то про Бадди Гая я сказал бы, что он играет блюз и чувствует рок в нем как никакой другой белый! Великий экспериментатор, человек, который с блюзом вытворял такое, что не снилось никакому там Хаулин Вулфу или Би Би Кингу, по-настоящему раскрылся на мой скромный взгляд только в своих последних работах! Из этого совершенно не следует, что его предыдущее творчество было чем-то пустым… Иначе б его не ставили в свои учителя и упомянутый Стиви Рэй, и Эрик Клэптон, да кто угодно… Воспользуюсь еще одной аналогией и перефразирую от лица сегодняшних блюзменов и блюз-рокеров – все мы вышли из «Бадигаевской шинели». Так вот, кажется, что предыдущие 40-50 лет были для Бадди своего рода «выдержкой купажа в жанровых бочках», периодом поиска и экспериментов во имя одной цели – предъявить миру тот волшебный напиток, под названием «созревший блюз», которым нас этот король жанра балует в своих последних работах. Среди них мне особенно близки Slippin In (1994), Sweet Tea (2001) – чистейшей воды эксперимент на стыке блюза и психодела!, Bring’ Em in (2005) – моя любимая пластинка содержащая шедевральную «What Kind of Woman is This». Советую обязательно послушать также Live; The Real Deal (1996) и самую последнюю работу Skin Deep (2008) c замечательными дуэтами с Сюзан Тедески (на гитаре ассистировал Derek Trucks) и Эриком Клэптоном. Звук просто чумовой, аранжировки и исполнение - высший класс!

3. Третьим номером в моей классификации следует Peter Green. В британской музыке – Грин это целая эпоха, самостоятельное явление, во многом противоречивое и недооцененное… В то время как на 70-е пришлись все наиболее значительные успехи в Рок-музыке, для Грина эти годы стали эпохой слухов, порожденных его жизненными приключениями. Да, на счету Грина - отнюдь не только музыкальные достижения: жизнь в религиозной коммуне в Израиле, работа то могильщиком, то санитаром и в конце концов - помещение музыканта в 1977-м в психбольницу. Ну, а первым серьезным музыкальным достижением Питера Грина стала пластинка "A Hard Road". Это было в 1966 году, когда последовало предложение от одного из крестных отцов британского блюза Джона Мэйолла, который пригласил Питера в свою группу Bluesbreakers как замену Эрику Клэптону. Именно этому составу, куда помимо Джона и Питера входили барабанщик Эйнсли Данбар и басист Джон Мэкви, было суждено записать одну из лучших работ британского блюза за всю его историю - упомянутый альбом "A Hard Road". А уже в 1967 году Питер и Джон Мэкви, ища выход собственным амбициям, объединились с Миком Флитвудом и Джереми Спенсером в группе, поначалу носившей более чем красноречивое название Peter Green′s Fleetwood Mac. Откровенно говоря, вспоминать о работе Грина в Fleetwood Mac мне не хочется. Просто не нравится этот период мне совершенно. Сольная карьера и работа с The Splinter Group – это другое дело! Последние пластинки и совершенно новые произведения (а не перепевки), которые выдают эти деды (а в составе группы я бы обязательно отметил известного блюзового толстопуза и бородача Найджела Уотерса) поражают воображение даже искушенного слушателя! Переходим к материалу: "Time Traders" (2001). Альбом полностью состоит из своих композиций; На диске 13 вещей, из которых хочется отметить Real World, Lies, Feeling Good, Time Keeps Slipping Away. Блюз и блюз-рок высшего класса - вот что записано на этом альбоме! Аранжировки стали еще богаче, появились духовые, стало еще больше многоголосия, новых звуков. Сноуи Уайт (кто не знает – «Снежок» известный сессионный музыкант) пришел подыграть Питеру в его инструменталке. "Reaching the Cold 100" (2003). Классная пластинка, которую я бы порекомендовал приобрести тем, кто по каким-то причинам еще не знаком с творчеством Green. Дело еще и в том, что этот альбом несколько мелодичнее и мягче по звуку в сравнении с предыдущими записями Peter Green Splinter Group. А если вы еще и поклонник Tony Joe White или Chris Rea, то тогда послушать "Reaching The Cold 100" вам просто необходимо. Особенно такие блюзы, как "Look Out For Yourself", "Must Be A Fool" и "I′m Ready For You". Ну, и пожалуй "Destiny Road" (1999). Тоже очень хорошая пластинка, чего только стоит Big Change Is Gonna Come! Короче, хватит слов, втыкайте камрады.

А я тем временем, буду готовить продолжение. Впереди еще много всего интересного…  

Продолжение следует…