Легион Блюза (Часть I)
Камрады, поводом для написания этого топика стала наша дискуссия с DILLINGER по поводу блюза. Я и раньше говорил, что этот блог для того и открывался, чтобы предоставить моим друзьям (и не только) своего рода простор для широких дискуссий о музыке и литературе, а тут вроде бы как продолжение разговора намечается… И потом, я обещал…
К теме блюза я, так или иначе, вернулся бы, и даже после этой писанины не единажды еще вернусь, поскольку, с одной стороны могу слушать эту музыку и говорить о ней бесконечно, а с другой - блюз настолько многогранен, что ни один такой камбэк не будет примитивным повтором. Количество жанровых разветвлений у блюза велико, тут и traditional, и classic (archaic), и New-Orleans, и folk, и rhythm-n-blues, и Texas Blues, и West-side (он же Чикагский)… и наиболее почитаемый мною Blues-rock. По большому счету, не вдаваясь в детальное жанровое исследование, надо отметить, что последний – это, скорее всего смежный стиль, существующий на стыке рока и блюза. Тем он мне и интересен больше других, поскольку к блюзу я подобрался через долгий путь рокера, в то время как сам рок эволюционировал от …блюза. Вот такие вот музыкальные повороты.
Теперь непосредственно по теме. Долго думал в каком ключе построить эту статью. Ведь, собственно, переписывать биографии известных музыкантов – как то совсем не оригинально, да и сами вы при желании найдете все, что необходимо. Писать критические отзывы о тех или иных альбомах как то тоже не с руки, тут ведь на всех не угодишь, да и покруче критики найдутся… Короче, решил запостить, своего рода Легион – десятку любимых исполнителей и коллективов, с теми работами, которые на мой взгляд заслуживают внимания. А вы, если что, добавите… И еще, прошу не воспринимать как стилистическую неразбериху то, что в моем списке одновременно будут и представители Texas blues, и Chicago и Blues-Rock. Это не ошибка, просто я же сказал, что список мой, поэтому давайте считать это маленьким авторским капризом. Ну, где-то так. Поехали!
1. Первым номером в моем списке пойдет Stevie Ray Vaughan. Сложно предположить, каким бы был блюз, не появись он на сцене. С одной стороны, он поднял интерес к блюзовой музыке в 80-х, а с другой - изменения, которые он привнес в эту музыку, хорошенько "выбелили" ее. Техасский блюз всегда был ориентирован на гитару больше, чем на какой-либо другой инструмент, но после SRV в массовом сознании он ассоциируется именно с гитарным мастерством, а не с вокалом, свингом, не говоря уже об акустической музыке. В 1983 году выходит первый альбом его группы "Double Trouble", который получает одобрительную критику в соответствующих музыкальных изданиях. Затем следуют еще 2 более успешных коммерчески, но, на мой взгляд, менее интересных музыкально альбомов. Работая над ними, он находится в глубокой алкогольной и наркозависимости. Но Стиви был силен не только в игре на гитаре, но и морально, он выстоял, вылечился и альбом "In Step" был записан уже здоровым человеком. Стиви Рей становится национальной звездой, участвует в концертах известных музыкантов, у него появляется толпа поклонников. Но 27 августа 1990 года жизнь СРВ трагически оборвалась - вертолет Эрика Клэптона, в котором с концерта возвращался Стиви, врезался в скалу. Этот чувак записал не так много альбомов, и все они считаются классическими, но, я все же возьму на себя смелость, и выдающимися назову уже упомянутый In Step (1989) и Texas Flood (1983).
2. Вторым номером (не потому, что менее значительный, а просто первый номер навсегда остался за Стиви Реем) стоит монстр, я бы сказал колосс блюз-рока – Buddy Guy. Если справедливы слова Армена Григоряна «…Если ты чувствуешь это, как чувствует негр блюз…», то про Бадди Гая я сказал бы, что он играет блюз и чувствует рок в нем как никакой другой белый! Великий экспериментатор, человек, который с блюзом вытворял такое, что не снилось никакому там Хаулин Вулфу или Би Би Кингу, по-настоящему раскрылся на мой скромный взгляд только в своих последних работах! Из этого совершенно не следует, что его предыдущее творчество было чем-то пустым… Иначе б его не ставили в свои учителя и упомянутый Стиви Рэй, и Эрик Клэптон, да кто угодно… Воспользуюсь еще одной аналогией и перефразирую от лица сегодняшних блюзменов и блюз-рокеров – все мы вышли из «Бадигаевской шинели». Так вот, кажется, что предыдущие 40-50 лет были для Бадди своего рода «выдержкой купажа в жанровых бочках», периодом поиска и экспериментов во имя одной цели – предъявить миру тот волшебный напиток, под названием «созревший блюз», которым нас этот король жанра балует в своих последних работах. Среди них мне особенно близки Slippin In (1994), Sweet Tea (2001) – чистейшей воды эксперимент на стыке блюза и психодела!, Bring’ Em in (2005) – моя любимая пластинка содержащая шедевральную «What Kind of Woman is This». Советую обязательно послушать также Live; The Real Deal (1996) и самую последнюю работу Skin Deep (2008) c замечательными дуэтами с Сюзан Тедески (на гитаре ассистировал Derek Trucks) и Эриком Клэптоном. Звук просто чумовой, аранжировки и исполнение - высший класс!
3. Третьим номером в моей классификации следует Peter Green. В британской музыке – Грин это целая эпоха, самостоятельное явление, во многом противоречивое и недооцененное… В то время как на 70-е пришлись все наиболее значительные успехи в Рок-музыке, для Грина эти годы стали эпохой слухов, порожденных его жизненными приключениями. Да, на счету Грина - отнюдь не только музыкальные достижения: жизнь в религиозной коммуне в Израиле, работа то могильщиком, то санитаром и в конце концов - помещение музыканта в 1977-м в психбольницу. Ну, а первым серьезным музыкальным достижением Питера Грина стала пластинка "A Hard Road". Это было в 1966 году, когда последовало предложение от одного из крестных отцов британского блюза Джона Мэйолла, который пригласил Питера в свою группу Bluesbreakers как замену Эрику Клэптону. Именно этому составу, куда помимо Джона и Питера входили барабанщик Эйнсли Данбар и басист Джон Мэкви, было суждено записать одну из лучших работ британского блюза за всю его историю - упомянутый альбом "A Hard Road". А уже в 1967 году Питер и Джон Мэкви, ища выход собственным амбициям, объединились с Миком Флитвудом и Джереми Спенсером в группе, поначалу носившей более чем красноречивое название Peter Green′s Fleetwood Mac. Откровенно говоря, вспоминать о работе Грина в Fleetwood Mac мне не хочется. Просто не нравится этот период мне совершенно. Сольная карьера и работа с The Splinter Group – это другое дело! Последние пластинки и совершенно новые произведения (а не перепевки), которые выдают эти деды (а в составе группы я бы обязательно отметил известного блюзового толстопуза и бородача Найджела Уотерса) поражают воображение даже искушенного слушателя! Переходим к материалу: "Time Traders" (2001). Альбом полностью состоит из своих композиций; На диске 13 вещей, из которых хочется отметить Real World, Lies, Feeling Good, Time Keeps Slipping Away. Блюз и блюз-рок высшего класса - вот что записано на этом альбоме! Аранжировки стали еще богаче, появились духовые, стало еще больше многоголосия, новых звуков. Сноуи Уайт (кто не знает – «Снежок» известный сессионный музыкант) пришел подыграть Питеру в его инструменталке. "Reaching the Cold 100" (2003). Классная пластинка, которую я бы порекомендовал приобрести тем, кто по каким-то причинам еще не знаком с творчеством Green. Дело еще и в том, что этот альбом несколько мелодичнее и мягче по звуку в сравнении с предыдущими записями Peter Green Splinter Group. А если вы еще и поклонник Tony Joe White или Chris Rea, то тогда послушать "Reaching The Cold 100" вам просто необходимо. Особенно такие блюзы, как "Look Out For Yourself", "Must Be A Fool" и "I′m Ready For You". Ну, и пожалуй "Destiny Road" (1999). Тоже очень хорошая пластинка, чего только стоит Big Change Is Gonna Come! Короче, хватит слов, втыкайте камрады.
А я тем временем, буду готовить продолжение. Впереди еще много всего интересного…
Продолжение следует…
Это одна из моих любимых наших команд в любимом блюз-кафе на Кантимировской. Надо и тебе туда сходить! Там замечательная атмосфера.
Короче, как-нибудь обязательно загляну к вам на огонек.Так что, ставьте самовар!
Рад знакомству. Просьбу постараюсь учесть, только уже в следующей части!
Кстати, их будет 4.
В этом содержится некий сюрприз и так сказать, скрытый смысл)))
Кстати, если вдруг надумаешь по поводу джаза материал какой-нибудь сварганить, давай скидывай мне, как, потом определимся. Я в блоге размещу (это на случай если ты своего еще не завел).
Постановку в Германии видел. Откровенно говоря, она представляет и представляла интерес исключительно в политическом контексте. С точки зрения исполнения, я не отметил там для себя ничего интересного. Даже DVD имеется дома, но желания пересматривать не возникает. Другое дело - фильм Паркера!!!
Надо будет собраться с силами и настрочить остальное. Материала ведь до фига, да и дело не окончено. Не хорошо.
Ага, добрался. Я много всего слушаю, в том числе и старые блюзы 20-40 годов, просто потрясающе. Ксенон меня образовывает потихоньку. Недавно он нам наглядно продемнострировал связь между рэгтаймом и блюзом. Вот, например: http://www.youtube.com/watch?v=4n20U8hWHSE
Сейчас Бадди Гая качаю, а за Воэна тебе большое спасибо. У нас сейчас проходит Бэттл Гитаристов, Воэн вошел в полуфинал, будет играть против Хендрикса. В другом полуфинале - Пэйдж против Блэкмора :)
Заглядывай сюда, в Заповедник, проголосуй (только там много всякого другого, конкурсы/викторины): http://www.sports.ru/tribuna/forums/zapovednik/?
Или в Долину, там всегда кто-то есть: http://www.sports.ru/tribuna/forums/dolinafluda/
--
Да, и с красивыми волевыми победами тебя в двух последних играх! Сквитаемся в следующем сезоне!
Не возражаешь, если я отрекламирую твой блог у нас в Долине?
Там у нас есть несколько любителей эээ... ну, в том числе и блюза. Или - еще лучше - загляни сам, если хочешь.
Было бы классно, если бы ты подключился к нашем ТД, Треку Дня!
В Долине чуть было спор не начался по поводу гениальности
сего творения, имею ввиду Паркера.
Один питерский неадекват, Трубка :) пытался принизить его гениальность.
Но спор закончился не начавшись, все уснули.
Я тоже этот фильм смотрел десятки раз, причем не один раз не обходится без слез,
меня он просто прошибает в ряде моментов, конечно это совместное художественное влияние
и фильма, и музыки.
Причем чем больше я интересовался психологией, тем яснее мне становился замысел фильма.
Безусловно, это выдающийся шедевр на все времена.
А кстати, не видел постановку в Германии, когда рушили Берлинскую стену?
С марширующими под «хамер, хамер» советскими войсками?
Неплохая, там многие звезды пели и некоторые места не хуже, чем в оригинале.
http://www.youtube.com/watch?v=HICsPNm2ARY
просто шедевр!!
эх....
А меня зовут Сергей.
Делаешь отличное дело, спасибо!
Я по возможности буду присоединяться. Я как раз с другой стороны к блюзу подошел,
со стороны джаза, так что вместе может нам эту махину будет легче поднимать )
Сразу предложение: а можно хотя бы некоторые ключевые темы,
которые ты описываешь, выставлять в каком-нибудь плеере, на шаре или в ютьюбе хотя бы,
для ленивых? Было бы очень наглядно.
Пока, до новых встреч.
Ладно, до новых встреч, рад был заново познакомиться :)
Ксенону об этом блоге напомню, и тебе черкну, если у нас на ТД блюз выложат.
----------- Трек понедельника: одиночество -----------
Второй на моей памяти ТД о Лондоне. Подсказан, невольно, коллегами по работе.
Среди долдонящего целый день МТВ эта песня показалась мне райской.
Не очень известный исполнитель, самая известная его песня.
Ralph McTell - Streets Of London:
www.sharemania.ru/0282296
...
Почему ты говоришь, что одинок?
И - что солнце угасло для тебя?
Дай твою руку, я проведу тебя по улицам Лондона
И ты увидишь, и ты поймешь...
Для ленивых и желающих посмотреть немного чернухи об улицах Лондона:
www.youtube.com/watch?v=Ctb-SrwL884
Вот здесь можно почитать о музыканте (к сожалению, только на английском):
http://en.wikipedia.org/wiki/Ralph_McTell
------------------------------
Пермяк - 3. Как то депрессивно и мелодику не уловил.
МайклСэм - 6. Весьма и весьма душевно, но я не люблю Лондон. будь песня про Нижний Новгород, было бы больше, а так весьма твёрдая 6!
Ксенон - 7,5. ну..медленную и грустную музыку я в целом не люблю. однако тема отличная, в стиле кантри, как мне показалось. Из аналогий пришел в голову мягкий Крис Дебург, а хотелось бы ее услышать в исполнении Боба Дилана, чуть посуше и пожестче. А бродить под нее по мокрым от дождя улицам того же Лондона - это вапще, я думаю..
ОлдПайп - 10. Отличная песня!
Сикоморски - 8. Замечательно. Четыре диеза.
ДимаД - 7.
ЦК - 8. Интонациями напомнило Бразерс ин Армс Дайр Стрейтсовских.
Йога - 3. Не люблю б*мжей и грустные песни.
Страшила - 8. Как раз для понедельника. Да еще и диезы...
Парасолька - 8. Это моё такое мнение, а не подхалимаж к Страшиле под угрозой кнопки)
Банни - 7. Больше за красивый текст...сама песня не очень зацепила.
Демон - 7. Шорошая вещь, но слушать под настроение специфическое нужно
МолСон - 8. А че вялые какие-то в понедельник?
Василиса - 9. Немного грустно, но так романтично))
Шерлок - 1. Ну и я оставлю свой след на сей записи. Умирая, слушать такое будет совсем тошно. А не умирая тем более..... Вот если бы в конце песни он бы спел что-то обычное американское и привычное, типа фак оф то олл, ай стэй элоун, то я заценил бы иначе. Прибавил бы баллов 5 за авангардизм.
-----------
Ладно, извини за встречную рекламу :)
если что - сотри, я не обижусь... это только для того, чтобы ты тоже к нам подключился... новички - вне очереди :)
У нас как-то и День Блюза был!
-------------------------
Я все думал-думал над твоей фразой, что джаз - это юмор. Наверное, это метафора, но это ладно, я с этим согласен.
А вот я пробую провести какие-то параллели. Деревенские, это понятно. Поправь, если любопытно.
Хармс - это Заппа, отличная, тонкая, но чуть клоунская музыка... не для себя, а наружу.
КВН - не знаю, что... наверное, какие-то классические джазовые темы, сходу трудно пример подобрать.
Прожектор - средний по глубине джаз, стеб, много переплетений. В принципе, это - мой уровень.
Хармс - сложный, тонкий джаз, но остающийся доступным какой-то своей частью и для меня.
Комеди Клаб (не люблю его) - не знаю, что.
--
Но это очень навскидку, только для примера.
А можешь попробовать поточнее привести примеры?
-------------------------
А вот - его ответ:
-------------------------
Итак, почему юмор - это джаз?
Вот самое грубое - и там, и там врут.
Искажают реальность, говорят ерунду.
Но в этой ерунде нет-нет, да промелькнет истина, из хаоса
проявится гармония и эта истина и эта гармония открываются нам
в уже несколько ином свете, более неожиданном, более радостном.
Хармса я бы сравнил с джазовым авангардом, с лучшими его образцами.
от Чарльза Мингуса 1960г до, может, позднего Колтрейна.
Т.е. эта музыка может включать и блюзовую форму и отрывок какой-то нежной мелодии
и совершенно бессвязное для неопытного слушателя нагромождение звуков, бесформенное
и атональное.
Яркий пример: замечательная 9 минутная тема под названием Faubus Fables
http://www.sharemania.ru/02473...
Сравнение КК с эйсид-джазом от Мескалина мне понравилось.
То есть, присутствуют в большом количестве цитаты, обращение к творчеству великих,
местами звучание попсоватое и примитивное, местами блестящее и довольно сложное.
Примеры любые, вторая тема из Янербоя отлично подходит, если кому интересно,
могу выложить что-нибудь.
КВН - наверное ближе к диксиленду, т.е. это напор, грубоватые, но громкие соло,
все весело и хочется в пляс, но под плохие диксиленды будут плясать лишь совсем
подвыпившие и непривередливые гости.
Интеллектуальный юмор с элементами пародийности, такой как Брукс, Монти Пайтон, Вудди Аллен
я бы сравнил с Заппой, хотя Заппа очень разнообразен и с Хармсом аналогии тоже есть.
Для того, чтобы понимать эту музыку и этот юмор нужно быть достаточно подкованным,
много знать и слушать, иначе потеряется смысл пародий.
Прожектор - Дэйв Брубек, т.е. четкая, по известным правилам «борьба» с правильным ритмом,
яркие соло, отличное исполнение, но приемы, с помощью которых достигается юмор,
а также ритмика разбивается на разные плоскости, немного вторичны и механистичны, это касается и КК.
Ну а Чаплина и Райкина я бы ассоциировал с кулом, особенно с Модерн Джаз Квартетом.
В каком смысле? Высочайший культурный уровень и игра на деталях, на полуфразах, отличные
паузы, важность мельчайших нюансов. Все эти моменты можно и не разобрать с первого раза, но впечатление все равно сильнейшее. А сатира Райкина и «падения» Чаплина - это соло
музыкантов, грубовато, но действует наверняка )
Конечно анализ этот не глубокий и не претендует на что-то законченное.
Спасибо за внимание, простите за простыню :)
-------------------------
:)
Но все равно тебе лучше бы заглядывать туда самому...