6 мин.

Подводя итог: находя изъяны

Стоит отметить, что в ФИФА не все так гладко, как может показаться на первый взгляд. Вроде бы, за 5 лет их прибыль выросла на 600 млн долларов в год(исключая проводимые раз в четыре года чемпионаты мира), появление новых спонсоров и партнеров, увеличение продаж с трансляций матчей лиг со всего света. Популярность футбола также растет благодаря грамотно построенной пиар компании, а также имиджу футболистов. Вряд ли в цивилизованном мире есть люди, не знающие имен Бекхэма, Роналдо, Роналдиньо, Ван Бастена, Руда Гуулита. Список можно продолжать бесконечно.

Нельзя не отметить, что ФИФА является коммерческой организацией, у которой во главе угла стоит не только продвижение футбола и проведение всевозможных турниров на всех континентах, но и получение прибыли с продажи лицензий на данный вид спорта. Вариации возможных атрибутов \ продуктов широк – от футболок и вещей с символикой ЧМ до прав на телевизионные трансляции матчей. Как правило, генеральным условием получения права на проведение чемпионата мира является достаточно простым – освобождение ФИФА от всякого рода налогов. Наиболее ярким и недавним примером данной ситуации является прошедший в 2006 году ЧМ в германии, когда бюджет государства из-за этого условия не мог претендовать на 250 млн евро. 

Но таким языком руководство ФИФА общается не только с странами  - хозяйками ЧМ. В той же ситуации оказалось и правительство Швейцарии, где находится штаб-квартира данного учреждения и в которой занято, по последним данным, около 400 человек. Так вот, все доходы организации не подлежать обложению налогами. Такую позицию на глазах богатеющая фирма формулирует очень просто – якобы все, что она делает, идет на благо возвышенных идей о спорте, который, как известно, устраняет различия в расах и способствует сближению наций. 

Так же ФИФА не забывает про интересы своих партнеров при проведении турнира в ЮАР. Например, в зоне стадионов, где должны были проводиться игры, устанавливался режим налогового благоденствия, где местные коммерсанты не имели права находиться, а полтора десятка коммерческих спонсоров ФИФА были освобождены от подоходного налога и налога с продаж.

Так, объявленный ФИФА тендер на продажу билетов на матчи чемпионата и бронирование гостиниц для болельщиков выиграла фирма MATCH Services AG, которой частично владеет племянник президента ФИФА Йозефа Блаттера — 45-летний Филипп Блаттер. В результате цена за неделю проживания в среднем южноафриканском отеле выросла с 500 долларов за неделю до 2 тысяч долларов за неделю. От продажи билетов на ЧМ эта фирма, которая базируется в швейцарском Цюрихе, выручит 342 миллионов фунтов стерлингов (приблизительно 600 миллионов долларов), если продаст все 380 тысяч билетов. К ноябрю 2008 года компания уже заработала 72 миллиона (около 140 миллионов долларов). Когда Йозефа Блаттера попытались уличить в коррупции или, как минимум, в кумовстве, тот устами своей помощницы Дилиа Фишер спокойно ответил: "Решение поручить права на продажу билетов компании MATCH было принято в результате тендера и всей организацией ФИФА. Права переданы лучшему кандидату."

Существующий в ФИФА отдел по развитию маркетинга недавно возглавила бывший голкипер женской команды США по футболу Мэри Харвей. Ей удалось перевернуть всю маркетинговую систему организации. Все стало гораздо продуманнее, агрессивнее и … прибыльнее. На данный момент ни один продукт атрибутики, ни даже маленький значок не может быть продан без соответствующего разрешения ФИФА и необходимых выплат. В преддверии чемпионата мира в Германии эта женщина со своей командой сделали все, дабы не дать  кому-либо постороннему возможность заработать на рекламе. Они провели огромную работу, запатентовали 800 ассоциаций и синонимов к фразам «кубок мира», «чемпионат мира», «мундиаль» и другие вариации на разных языках. 

Однако в организации частенько «перегибают» с активной маркетинговой деятельностью, как, например, на чемпионате мира 2006 года. Резкой критике за этот турнир подверг ФИФА президент германского футбольного союза Тео Цванцигер, который обвинил корпорацию в превышении всех допустимых норм в сфере маркетинга. Так, на турнире были серьезные недочеты и курьезные ситуации. К примеру, сотрудники пивоваренной фирмы — официального поставщика чемпионата — заставили голландских болельщиков снять штаны. Лишь при этом условии те получали возможность посмотреть футбольный матч своей сборной с командой Кот-д'Ивуара. Дело в том, что одна известная в Нидерландах пивоварня одела несколько тысяч голландских болельщиков в ледерхозены (традиционные кожаные шорты), разумеется, разместив на них свой логотип. И когда на стадионе в Штутгарте представители официального поставщика увидели тысячи болельщиков в злополучных шортах, то вопрос встал ребром: либо голландцы их снимают, либо вход на стадион им заказан. И тогда болельщикам-мужчинам пришлось стянуть с себя эти предметы национального костюма и смотреть игру в одном белье. К счастью, у многих оно оказалось опять же национального, оранжевого цвета.

Глава организации – Йозеф Блаттер прекрасно осведомлен не только в области финансов и прибыли, он так же является отличным и чутким психологом. Свою бурную деятельность на посту президента ФИФА Зепп Блаттер начал в 1998 году. Тогда во время выборов швейцарец опередил главного человека в европейском футболе — шведа Леннарта Юханссона. Позже появилась информация, что Блаттер якобы «повлиял материально» на результаты голосования, но обвинения остались недоказанными. Сухим из воды он вышел и в 2001-м, когда из-за взяток и непродуманной маркетинговой политики обанкротился коммерческий партнер ФИФА — компания ISL/ISMM. Блаттер замял тот скандал и быстро поправил финансовые дела своей организации, несмотря на потерю $300 млн. В 2002 и 2007 годах швейцарец успешно переизбирался на новый срок босса ФИФА, хотя критики в его адрес было всегда в избытке. 

К примеру, во время очередного конгресса ФИФА, проходившего в преддверии чемпионата мира, последовало неожиданное заявление – о больших многомиллионных субсидиях региональным и национальным ассоциациям футбола.  Однако причина данного поступка раскрывалась просто – вместе он также сказал, что попробует себя на повторное избрание главной ФИФА. Оппоненты его немедленно начали укорять в «подкупательстве» и прочих грехах, но футбольные федерации только рады таким вливаниям, а остальные радуются растущей прибыли организации. Хотя бы прибыли с чемпионата мира 2010 года звучат по крайней мере утешающее – организация получила 3,2 миллиарда доллара. Считается, что следующий ЧМ должен принести как минимум 3,8 – впечатляющая цифра.

Тут следует уточнить. Бюджет, которым располагает  ФИФА позволяет ей посоперничать с крупнейшими корпорациями. К примеру, прибыль от чемпионата мира в Германии принесла ФИФА около 1,86 миллиардов долларов – это суммированная прибыль с телетрансляций, продаж билетов, атрибутики, рекламы, сувениров и прочего. Дабы посчитать чистую прибыль, надо учесть, что на организацию мирового турнира было потрачено 755 миллионов евро. Так же не стоит забывать о процентах, выделяемых развивающимся странам и их футбольным федерациям. Учитывая все это, можно придти к выводу, что чистая прибыль рассчитывается в размере от 400 до 600 миллионов евро. Немалая цифра, правда? Однако, на что именно идут такие доходы порой тяжело понять, особенно в свете нежелания руководства "модернизировать" кое-какие детали в футболе.

Итак, можно точно подвести итог. ФИФА – могущественная организация, которая правит бал в мире международного футбола и решает все огрехи. В идеале. На деле же, в ней на сегодняшний день накопилось много устаревших элементов, которые пока лишь изъяны и не превратились в негативные стороны, которые могли бы заставить вдруг отвернуться от спорта №1 в мире. Но, так или иначе, они серьезны.

Первая статья из серии: "Еврокубковый пролет - показатель кризиса АПЛ?"

Вторая статья из серии: "АПЛ - на пути к потере самобытности?"

Третья статья из серии: "Проблема судей и ФИФА".