12 мин.

Вперед, Кавказ!

В воскресенье, 22 августа, с 9 часов утра, напротив махачкалинского центрального стадиона «Динамо» стала собираться молодежь. Это были болельщики и члены фан-клуба «Анжи» «Дикая дивизия». Они собирались отправиться в столицу Северной Осетии на кавказское дерби между владикавказской «Аланией» и махачкалинским «Анжи». Для этого наш клуб выделил для фанатов два автобуса (бесплатно). Так как желающих поехать во Владикавказ было больше, фан-клуб арендовал дополнительно еще один автобус.

Помимо автобусов фанаты арендовали еще две ГАЗели. В 9.30 весь отъезжающий транспорт уже стоял по улице Дахадаева, привлекая внимание всех жителей. Чем? А тем, что весь сквер напротив стадиона «Динамо» был в желто-зеленых цветах. Автобусы, ГАЗзели и легковые автомобили фанаты сразу же разукрасили в цвета клуба, по бокам авто расклеили растяжки с надписью «Дикая дивизия», в автобусах развесили шарфы, из окон и люков колыхались флаги дагестанского триколора и «Анжи».

Загид (один из активистов «ДД») стал по списку рассаживать болельщиков по автобусам. Другие рассказывали о гостеприимстве осетинского народа и осетинских пирогах тем, кто собирался ехать туда впервые. Гаджи Байрамов усердно готовился к традиционному матчу между фанатами «Аланских барсов» и «Дикой дивизии».

– Да успокойся ты, матча не будет же, сказали, – говорит ему Гусейн (Бардак).

– Да не-е-е, ты издеваешься, что ли, надо мной сейчас. Я че, зря, что ли, одел сегодня форму «Анжи»? Самые ха-ха были сегодня, когда по площади проходил, меня подростки называли Голендой, хоть я и не лысый вроде.

Микаил (Манкунианец – ник на сайте «Дикой дивизии»), Мага (Кавказ) и Артур (ArtyrDag) сидели в сторонке, «дурью маялись», как говорили сквозь смех некоторые ДД-шники. В один момент Мика начал делать битбокс и читать рэп, на ходу сочиняя стихи об «Анжи» и футболе. Предлагаем вашему вниманию один из таких шедевров.

Стихоотчет до матча «Анжи» – «Алания»

Проснулся я утром, смотрю в календарь

И вижу две двойки и месяц январь.

Чё за фигня, надел я очки,

Это же август и +33.

Чешу я затылок, а пальцы в ноздрях,

И вдруг вспоминаю – играем в гостях,

Придется во Владик ехать с утра.

С постели я встал, началась суета.

Собрал резко в сумку всю свою хату,

Как будто я жить переезжаю в Канаду.

Сажусь в маршрутку Каспийск – Махачкала,

Салам между строк тебе, Насрула.

К десяти приезжаю, возле «Динамо» толпа.

От увиденного кошмара зачесалась борода.

«Может, вши завелись?» – вдруг сказал мне Дато.

А при чем здесь Дато, вообще стих не про то.

Вот мы сели в автобус, рядом сладкая телка,

На груди у нее желто-зеленая наколка.

«Ты че села со мной?» – нежно спросил я

И через люк ее выкинул, ведь у нас Ураза.

Долго мы ехали, на душе скукота,

А глаза-то блестят, как яички кота.

Потому что сегодня кавказское дерби,

Это вам не с горлышка пить абрикосовый «Менди»,

Это вам не московское дерьмо ЦСКА – «Спартак»,

Это «Алания» – «Анжи», это круче, чем косяк.

Приехали в Осетию, зашли на стадион,

Все в атрибутике, наш сектор – хамелеон.

Футболисты разминаются, и нам пора как раз.

Со всех сторон несется клич: «Вперед, Кавказ!»

И вот судья свистит, игра вдруг началась,

А что же будет дальше, увидим не сейчас.

22 числа встретимся возле «Динамо»,

А кто не придет, тому накакаем в пижаму.

Посмеялись, пошутили и с этой веселой ноткой загрузились в автобусы, ну и в 10.45 двинулись в путь. Хочу отметить также, что представители дагестанского ГАИ выделили для наших фанатов сопровождение до Владикавказа и обратно, может, поэтому мы и доехали без долгих остановок и проверок документов на постах. На Северном посту (при выезде из города) ГАИ, сделав небольшую остановку, пока все машины догонят весь кортеж, двинулись дальше.

В Хасавюрте, правда, попали в получасовую пробку на дороге, так как в воскресный день здесь открывается авторынок. Маленький смуглый мальчик на улице станцевал танец «а ля Майкл Джексон» (так называемая лунная походка), что очень развеселило фанатов, все стали аплодировать ему.

Ну вот фанатский кортеж вновь продолжил свой путь.

– А теперь давайте все поймаем тишину и послушаем Адика (Лаки), – сказал Рамазан Газиев (лидер «Дикой дивизии»).

И под мертвую тишину Лаки на гитаре стал петь песни, как «жизненные», так и веселые с юмором. По мне, так о-очень понравилась песня про пастуха. Затем включили гимн «Анжи» и всем басом стали ее петь, далее последовали «заряды» и «кричалки».

Доехав до ингушско-осетинской границы, кто-то крикнул сзади:

– Пацаны, вот же этот пост! Уже почти приехали!

Мне же этот осетинский пост запомнился тем, что рядом стоит очень большая красивая электростанция.

– Хайбат, по-братски, что хоть может быть красивого в электростанции? – подшучивали надо мной ребята. – Станция есть станция.

Ну вот уже в 18.25 заехали во Владикавказ. Знакомые улицы и проспекты, тот же гостеприимный осетинский народ, который приветливо махал нам по дороге. По городу разъезжали автомашины с шарфами «Алании», были и такие, на которых были повешены шарфы и «Анжи», и «Алании».

Наши автобусы остановились напротив владикавказского стадиона «Спартак» на Манежке.

Там же, собравшись в круг, станцевали зажигательную лезгинку. В это время ко мне подошли две осетинские бабульки:

– Деточка, а что здесь? Вы на концерт приехали?

– Нет, мы приехали на футбол. Извините, бабуля, если мы вас потревожили своим шумом.

– Да нет же, деточка, напротив, нам интересно. А откуда вы приехали?

– Мы из Дагестана.

– А-а-а, так ведь это ж совсем рядом. Только жаль, что вы так быстро закончили свой концерт.

С этими словами эти миленькие и весьма интересные на общение бабушки удалились, ну а «дикари» рассосались кто куда, осматривать достопримечательности города. Я же, пока делала снимки, отстала от них. В это время проезжавшие мимо стадиона Мурад (Бамбиано) и Темури (один из активистов «Аланских барсов»), увидев меня, остановились. Поздоровавшись, Темури также познакомил меня с Леной с «АБ» и моим коллегой по журналистике Батразом (Кипер, ник на сайте «Аланских барсов»).

– Я дико извиняюсь, но сейчас показывать вам город у меня просто нет времени, очень много дел до матча. Я вас отвезу на проспект Мира. Обычно говорят, что приехавший во Владикавказ, если не пройдется по этому проспекту, считай, вообще здесь не был.

По дороге Батраз вручил мне брошюру.

– Это издание «Аланских барсов», называется «Sector-14». Первый наш номер, в котором говорится о жизни фанатов, о том, кто такие ультрас.

Приведу вам один абзац из этой брошюры о том, кто они на самом деле.

«Ультрас – это образ жизни, образ мысли. Это то, когда футбол уже намного больше, чем простое увлечение или хобби, – это ваша жизнь! Вы уже не можете НЕ пойти на стадион, вы уже не можете НЕ поехать на выезд, вы неспособны отказаться от посиделок с ЭТИМИ людьми, и друзей, настоящих друзей, не завязанных с вашей любимой командой, у вас с каждым годом все меньше и меньше, а приходя на футбол, вы уже не можете просто наблюдать за игрой – вам нужно больше, вам нужно самому непосредственно поучаствовать в поддержке команды… ВЫ УЛЬТРАС. В полном понимании этого слова».

Также там есть материал и о нашей «Дикой дивизии».

«Взгляните на гостевой сектор. Видите этих ребят в желто-зеленых одеяниях? Это – представители одной из первых фан-бригад на Северном Кавказе. Капитальные красавчики и бомбовые пацаны из «Дикой дивизии» жи есть».

Ну вот мы остановились у здания администрации Владикавказа, где идет начало проспекта Мира. Недалеко находится площадь Штыба, а на левом берегу реки Терек возведен памятник советскому военачальнику, генералу армии (1962), дважды Герою Советского Союза Иссе Александровичу Плиеву.

Здесь же мы нашли группу «ДД» во главе с Радиком Цакоевым, который показывал им достопримечательности города. На проспекте невольно бросается в глаза желто-зеленая атрибутика «Анжи», которая смешивалась с красно-желтыми аланскими цветами, порой казалось, что все выезднюки собрались здесь. В эти дни в столице Северной Осетии также проходил Международный художественный фестиваль «Аланика-2010». Здесь же расположен изумительный городской парк, Дворец культуры, Владикавказский государственный военный институт (университет).

Старые здания обвешаны вокруг сеткой и реставрируются. Ну вот из одного из мотелей выходит и судейская бригада во главе со Станиславом Сухиной. Их сразу же посадили в клубный автомобиль, и они направились на стадион.

И тут нам по дороге встретился свадебный кортеж, который заехал во двор сад-ресторана «Бавария». Увидев мое любопытство, гости свадьбы пригласили нас на торжество.

Ну вот невеста выходит из украшенного «Мерседеса», а жених встал не рядом, как это делается у нас, а напротив. Девушка с баяном, стоявшая рядом, стала играть осетинскую мелодию, пока гости понемногу собирались. Невеста была очень красивая, в осетинском свадебном платье молочного цвета. Мы не стали долго задерживаться на торжестве, так как время приближалось к началу матча.

К нам вновь присоединился Темури, и мы направились на стадион «Спартак». У центрального входа нас встретили лидер «Аланских барсов» Дима Рейсих с активистами Пузой, Кипером и другими. Зайдя на стадион, мы поднялись на гостевой сектор.

И что же это?! Помимо того, что весь сектор украшен в цвета «Анжи», «дикари» еще разукрасили свои лица в эти цвета, так что они действительно были похожи на дикарей. Арифа было вообще не узнать, у него одна часть лица полностью была желтого цвета, а другая – зеленого. На одной щеке у Загида был нарисован дагестанский флаг, на другой – желто-зеленый анжиевский. И так были разукрашены практически все ребята на секторе.

«Дикий» 14-й сектор также заполнился «Аланскими барсами», которые очень яростно и активно поддерживали свой клуб с первой минуты и до конца.

От них же не отставала и «Дикая дивизия» с песнями и «кричалками».

Но что больше всего поразило меня на этом матче – это перекличка между фан-секторами «АБ» и «ДД» – «Вперед, Кавказ!», которая, казалось, эхом отдавалась не только во Владикавказе! Эта сумасшедшая поддержка, акустика стадиона! Это то, что просто не описать словами, мурашки бегали по коже.

В перерыве станцевали лезгинку, где к нашим присоединились и осетинские ребята.

После матча все направились к своим автобусам, где продолжились танцы. Туда же подъехал на машине и Дима Рейсих с угощением – осетинским пирогами и прохладительными напитками. Пока Артур раздавал всем пироги, вторая часть автобуса просила передать им «сушняки», так как у них от поддержки уже в горле пересохло. Видимо, терпение ребят закончилось, и дабы развеселить всех уставших, начали перекличку.

– Назад, сушняк!

На что им отвечали:

– Нет сушняка!

Так навеселе поели и попили и поехали в обратный путь. Одни спали, другие просто дремали, когда доехали до Махачкалы.

Позже Загид рассказал мне, как мать испугалась, когда увидела его на пороге.

– Мун рагъдаса вач1арав г1адин вуго, дир вас! (Ты как будто с войны вернулся, сын мой, – перевод с аварского).

Бедная тетя Айсарат, на ее месте я бы тоже испугалась, увидев разукрашенного сына.

Хайбат МУСЛИМОВА, Владикавказ – Махачкала