8 мин.

Кройфф: «Барса» – фаворит»

Прошло 40 лет с момента дебюта Йохана Кройффа в «Барсе», и по этому поводу он дал эксклюзивное интервью газете SPORT

Автор перевода: jessy

- Время не бежит, а летит. Казалось, что это было вчера, но уже прошло десять лет с тех пор, как Йохан Кройфф дал интервью, приуроченное к тридцатилетию своего официального дебюта на «Камп Ноу» против «Гранады». Вот уже и сорокалетие, Йохан…

- Да, хе-хе. Но важно то, что мы сейчас находимся здесь и в добром здравии.

- В таком случае можно вспомнить, что ты мне говорил, что тебе нравится оглядываться назад. Сейчас еще приятнее, не так ли?

- За десять лет произошло многое, в том числе много хорошего. Относительно «Барсы», то, что сделали Райкард и Гвардиола очень важно, это почти невозможно превзойти по количеству титулов и качеству футбола.

- В личном плане все также работает в тысячу раз лучше.

- Работа моего Фонда ведется по всему миру, и делается много в плане исследования подготовки спортсменов и будущих руководителей федераций.

- Как и всегда ты окружил себя хорошей командой.

- Да, люди очень вовлеченные, и они хотят помогать и улучшать. И как мне однажды сказал президент паралимпийцев, что разница между здоровым и инвалидом состоит в том, что последние не думают о том, что имеют, а только о том, как улучшить это.

- Бросая взгляд на сорок лет назад, что ты вспоминаешь?

- Когда я приехал, я уже сделал хорошую карьеру и хотел получить новый опыт.

- «Мадрид» оказывал на тебя давление…

- И «Аякс», я понимаю, что они хотели продать меня им, потому что тогда «Мадрид» был в десять раз мощнее, чем «Барса».

- Ты мог стать новым Ди Стефано.

- Да, но я этого не хотел, и я всегда делал то, что хотел.

- В таком случае твоей целью было перейти в «Барсу».

-Букингем и Михелс, которые были моими тренерами, очень хорошо со мной поговорили, и я бывал в Барселоне. Я хотел приехать сюда.

- И приехал, но пришлось подождать прежде, чем начать играть.

- Абсурд эпохи. В Голландии трансферы проводились в июле. Здесь – в августе. Не было возможности получить разрешение.

- До тех пор, пока ты не оказал влияния на этот механизм.

- Карабен, который меня подписал, и который был очень умным человеком, мне сильно помог. Но я должен был отказаться от игры с голландской сборной. Это был очень важный матч классификации на Мундиаль 74, и я сказал им, что не сыграю, если они не позволят осуществить мой переход в «Барсу». В итоге они мне дали разрешение в течение 24 часов…

- И ты дебютировал 28 октября 1973 года, забив два гола в матче против «Гранады» 4-0.

- С тех пор мы уже не проиграли ни одного матча и выиграли Ла Лигу впервые за четырнадцать лет.

- За последующие четыре года ты выиграл только один титул.

- Кубок Короля, не Генералиссимуса. В этих я не принимал участия. Еще один абсурд эпохи. Они не позволяли играть иностранцам, что было очень трудно для понимания голландскому менталитету.

- Тебя обвиняли в том, что ты прятался.

- Не хочу использовать это в качестве извинения, но тогда не было телевидения, и все было позволено. Жизнь тогда при Франко и сегодняшняя находятся словно на расстоянии световых лет. Если они не хотели, чтобы ты выигрывал, ты не выигрывал.

- Когда ты был тренером, титулы сыпались на тебя. Как и похвалы за игру.

- Когда я вернулся в «Барселону», я глубоко знал клуб, и это было основой успеха. Я знал, как работает пресса, знал людей, знал все детали, которые имеют отношение не к футболу, а к сосуществованию.

- И ты сформировал уникальную команду.

- Люди, которых мы подписали, оказали невероятное влияние. Лаудруп, Куман, баски… Был характер, соответствующий менталитет, дисциплина, изысканность. Детали, которые сильно сказываются. Моей большой гордостью является видеть всех этих людей в качестве тренеров. Лаудруп, Куман, Гвардиола, голландцы такие, как Ван Бастен и Бергкамп. Они знают свое место. Или тот же Ромарио, который посвятил себя политике и ведет себя так же, как и когда он был игроком, с большим умом и всегда говоря правду. Все сошлось, и успех пришел не из-за одного человека.

- Как и в сегодняшней «Барсе»…

- Уже в свое время Райкард и Гвардиола представляли «Барселону» в отличной манере, просто идеальной. И также игроки. Поведение Хави, Иньесты, Месси… Можно назвать всех. Поведение является образцовым в качестве примера для детей. Говорится не о том, чтобы выиграть матч или титул, а чтобы придерживаться своего пути.

- Пути, который уже не является твоим.

- Поместить UNICEF на футболку было роскошно. Это было более благородное дело, чем то, что тебе могли заплатить за футболку. UNICEF более велик, чем Qatar Airways. Но те, кому так не кажется, жалкие люди, люди, которые меня не интересуют, и которых я не хочу иметь рядом с собой. Я не ищу войны, я предпочитаю не иметь отношений с кем-то вроде Роселя, который плохо говорил обо мне в течение трех лет.

- Перейдем к спортивным делам. Что ты думаешь о приходе Таты? Кого рекомендовал ты в качестве замены Тито?

- Я ни в коем случае не критикую Тата. Людей, которые приходят, кто-то назначает, и тот, кто их назначает, должен их критиковать. Мне он кажется очень приятным сеньором и достойным представителем клуба, но о его качествах как тренера я не могу судить. В этом сезоне я еще не видел ни одного матча «Барсы» целиком. Но старт команды в Ла Лиге – это мечта. Восемь побед и ничья – это идеально.

- Полагаю, что Класико ты посмотришь. Кто является фаворитом?

- Дома это нормально, что «Барса» – фаворит. Если бы матч был на выезде, то наши шансы были несколько меньше. С уважением к «Мадриду», конечно. У нас всегда оно было. Потому что всегда это была сильнейшая команда. Кроме того, есть много факторов, которые оказывают влияние.

- Как ты относишься к подписанию Бейла?

- Игрок не может стоить столько, и ты не можешь платить столько во время кризиса. Но есть и другие стороны. Деньги, вложенные «Мадридом» активизировали рынок. «Тоттенхэм» потратил 115 миллионов на подписания, 15 из которых перешли в «Аякс», который в свою очередь потратил часть…

- Считаешь, что они купили то же самое?

- Трудно сказать, нуждались ли они в этом или нет. Как и выразить мнение по поводу того, что они позволили Озилу уйти. Я вижу только футбольные качества, но не знаю атмосферу в раздевалке, внутреннюю дисциплину. Есть сложные вещи. Как самоотдача, которая есть у Роббена сейчас, и которая была у него в «Мадриде». И то же самое с Озилом, как он играл в свой первый год, и как сейчас играет в «Арсенале»…

- Тебе нравится Бейл?

- Как футболист очень, и люди из «Тоттенхэма» мне говорили, что он – очень хороший парень. Они не купили какого-то франта. Но если они буду судить по его стоимости, он вынужден будет жить в стеклянном ящике. Это будет проблемой. Очень надеюсь, что он это выдержит.

- Что скажешь о «Мадриде» без Моуринью?

- Он всегда вел себя тем образом, который мне не нравился. Но они ему так позволили.

- Анчелотти лучше?

- Он был величайшим игроком, и сейчас является великим тренером. Он – миротворец. Не знаю, сделает ли Анчелотти лучше или нет, но с ним «Мадрид» будет более благородным. Хотя, будучи в его положении, трудно доминировать надо всем и привести все в порядок. Мы всегда будем останавливаться на одном и том же вопросе. Знают ли что-нибудь президенты по данному вопросу? Абсолютно ничего. И второй вопрос состоит в том, что если они поставлены управлять, то они управляют. Когда я был тренером, наверху говорили, есть ли деньги или нет, и я распоряжался и маневрировал. Лапорта очень хорошо действовал в этом отношении. Он слушал тех, кто был вместе с ним. Тренера и Бегиристайна. Поэтому сейчас мое внимание привлекают Гвардиола и Вальдес, которые захотели уехать из родного города. Что-то произошло, хотя я не знаю, что именно, и это меня не интересует…

- Из «Мадрида» хочет уйти Касильяс.

- Он – очень хороший вратарь, хороший капитан своей команды и сборной. Также у него очень хорошие отношения с Хави. Не знаю, что произошло там внутри, ни о просьбах сверху, ни о том, что случилось в раздевалке. Хотя Диего Лопес также очень хорош.

- Возвращаясь к «Барсе», были дебаты по поводу изменения стиля.

- Это дискуссии, в которых я не принимаю участия.

- Также говорилось о возможном конце цикла.

- Это дешевое извинение. Профессионалы должны это предотвращать. Они должны все оценить, и если нужно, то сделать необходимые изменения. Барометром является множество деталей, которые в большинстве случаев не имеют ничего общего с футболом. Все, кто были бедными и неизвестными пять лет назад, сейчас являются богатыми и знаменитыми. Их жизнь изменилась полностью, и необходимо смотреть, как они на это реагируют. В этом отношении есть такие невероятные примеры как Хави. Он уже десять лет является таковым.

- Они могут устать от побед?

- Никто не устает побеждать. И если устает, то не играет следующий матч…

- Теперь об именах собственных, напоследок. Неймар?

- Даже слепой видит, что он – отличный игрок. Тот, кто говорит, что я считаю, что он – плохой игрок, не знает, о чем ведет речь. Все мы видели четыре гола Ибры. Но здесь это не сработало. Всегда во всем есть свои детали и нюансы. Сегодня никто не знает, сколько он стоил, и мне это не интересно, но ты либо ничего не говоришь, либо объясняешь.

- «Мадрид» слишком зависит от Криштиану Роналду?

- Нет. Но он забивает голы и играет решающую роль, как Месси в «Барсе». Нормально, что команда зависит от них, но нужно, чтобы была соответствующая окружающая среда. Если бы Хави и Иньеста делали бы навесы, чтобы тогда получилось у Месси?