7 мин.

«Барса» рискует, пренебрегая ключевым элементом игровой самобытности

Чем футбол Гвардиолы отличается от футбола Луиса Энрике и как эта разница сказалась на игре «Барсы» — в колонке Тима Коллинса. 

…Как только одна команда делал ход, вторая сразу же отвечала. От края поля до края, как будто покорив океанскую волну, втроём или вчетвером они пролетали сквозь большие промежутки поля, каждую минуту унося «Месталью» все дальше и дальше в безумие. 

Атака «Барселоны» была в привычном сочетании: Месси, Луис Суарес и Неймар. «Валенсия» ответила Сани Миной, Нани и Конселу. Все выглядело так, как будто эти шестеро играли в свою собственную игру, и их случайно поддерживал кто-нибудь еще, центр поля не задавал осевые точки структуры, а всего лишь стал местом, на которое нужно было тратить как можно меньше времени. 

Если 80 минут мачта были изнуряющими, то после 90-ой минуты гемоглобина не хватало даже на то, чтобы выяснять отношения. Матч вместил в себя 5 забитых, более 20 ударов по воротам, удар в каркас ворот, пенальти, несколько сомнительных решений судьи, бесчисленные быстрые прорывы и несколько запущенных ракет. Как никак, «Барселона» победила, но хаос в их игре вернул в центр внимания одну известную цитату. 

«Без мяча мы катастрофическая, ужасная команда», — сказал Пеп Гвардиола в мае 2009 года, когда его команда обыграла в финале Лиги Чемпионов «Манчестер Юнайтед», — «так что нам нужен мяч». 

Владение мячом было обязательным и необсуждаемым условием для Гвардиолы, но это было не единственное, чего он добивался. Под его руководством команда качественно распоряжалась этим владением и контроль достигался безжалостным, систематическим прессингом. Исполнение такого подхода было сложным и изощренным, хоть его логика и очень проста. 

В интервью Sky Sports Пеп Гвардиола сказал: «Мы играем на половине поля команды соперника как можно больше, потому что я не хочу волноваться, когда мяч находится на нашей половине». А в прошлую субботу как раз «Валенсия» была той командой, которая провела слишком много времени на половине «Барселоны». 

На «Месталье» не было такого, чтобы «Барселона» осталась без мяча. Свои 70% времени мячом она владела, но проблемой стало то, как они распоряжались этим процентом владения и что они делали, когда теряли мяч. 

Играя горизонтально, стараясь найти самый быстрый путь к воротам, игроки Луиса Энрике создали атмосферу неистовости. Но при потере мяча было слишком мало давления от игроков группы атаки, и это позволяло хозяевам проходить защитные линии «Барселоны» в два острых паса. 

Цифры не врут. В прошлую субботу, только 28% времени «Барселона» провела в атаках на трети поля «Валенсии». Сравните это выездом каталонцев на «Месталью» в конце 2014 года, когда этот показатель составил 35%. 

Контраст будет больше, если учесть, что та «Валенсия» была значительно сильнее этой команды, которая вышла играть против «Барселоны» в прошлые выходные. За несколько недель до той встречи команда Нуну разнесла дома «Атлетико Мадрид» и была на пути к месту в четвёрке по итогам сезона и возвращению в Лигу Чемпионов. 

Нынешняя «Валенсия» далеко не такая. «Лос чес» сменили 5 тренеров за 11 месяцев и жёстко сокращают бюджет. В игровом плане у них большой бардак, защиту лихорадит, а в нападении слишком мало идей, которые можно выдать за серьезный тактический подход. 

А что же «Барселона»? Да дело в том, что подопечные Луиса Энрике в прошлую субботу потратили меньше времени на то, чтобы вымотать и удушить бедную команду Пранделли, чем они тратили два года назад с вполне здоровой «Валенсией». Это не катастрофично само по себе, но указывает на то, что каталонцы опасно флиртуют, теряя один из ключевых элементов своей игровой самобытности. 

С того времени, как Луис Энрике прибыл в клуб, это стало трендом для команды, и сейчас вырисовывается полная картина. 

В сезон до прихода Лучо «Барса» была слишком закостенелой и предсказуемой. Соперники начали разрабатывать методы эффективного противодействия, а упорство и дисциплина «блауграны» в работе без мяча значительно ослабли. 

Луис Энрике пытался изменить положение дел. Намерением тренера было добавление в технический арсенал команды стремительного перехода от защиты в нападение. Одновременное прибытие Луиса Суареса подняло эту стремительность еще выше, и мы увидели новую версию «Барселоны», которая стала более взрывной и более нестабильной, чем предыдущая — та, которая была образцом позиционной атаки. Триплет пришёл быстро в 2014/15, а затем они выиграли дубль. 

Этот сезон может стать самым сложным для Луиса Энрике. После двух лет доминирования необходимо продолжать работу над методом, над тонкой настройкой всей системы и поиском новых решений в качестве своего рода упражнения на фиксацию и баланс. И это не так легко. 

«Третий сезон», — как говаривал великий венгерский тренер Бела Гуттманн, — «является смертельным». 

Знаменитая цитата* Гуттманна, которая с недавних пор крутится вокруг Жозе Моуриньо, не означает, что Луиса Энрике непременно уволят, но некоторые моменты на старте этого сезона могут указывать на то, что «Барса» теряет контроль над один из компонентов, который помогал ей стать великой. 

*«Работать в одном клубе дольше трех лет невозможно. В первом сезоне тренер работает спокойно и показывает все, что может. На второй год к нему начинают придираться, а на третий, как бы он ни старался, его все равно увольняют».

Статистика: «Барселона» теряет свою способность «душить»?

Статистику никогда не следует считать самой важной частью игры, но цифры в таблице рисуют определенную картину. 

В этом сезоне «Барселона» владеет мячом меньше, чем в любой момент сезона за последнее десятилетие. Сейчас их показатель владения мячом в Ла Лиге составляет 63,5%, а это на 2% ниже, чем в сезоне, когда команда Лучо выиграла требл и на 4% ниже их показателя в сезоне 2010/11 — в сезоне, который многие считают пиком команды Гвардиолы. 

Смещения акцентов на «Камп Ноу» следовало ожидать. Однако беспокойство вызывает снижение статистики, связанной с отбором мяча. Обычно меньший процент владения мячом означает на практике более высокие показатели в разрушении. Но это не про «Барселону». 

Несмотря на падение процента владения мячом, у каталонцев также заметно падение в количестве отборов и перехватов, этот показатель снизился на 5 пунктов за игру по сравнению с требловым сезоном 2014/15. Опять же, эти цифры не следует рассматривать как в отрыве от результатов, но здесь они говорят о том, что «Барселона» не только в меньшей степени контролирует мяч, но также менее склонна применять прессинг и отбирать мяч обратно. 

В теории, это позволяет противнику играть гораздо дальше, чем раньше, и это то, что мы видим на практике. В этом сезоне «Барселона» выглядела более систематически уязвимой, чем ранее. Они пропустили четыре гола от «Сельты»; по два от «Валенсии», «Алавеса» и «Бетиса»; и по одному от «Леганеса» и «Атлетико». А это 12 пропущенных в девяти играх — в четыре раза больше, чем после 9 туров в первом сезоне Луиса Энрике. 

Еще рано делать выводы, но поражение от «Сельты» сделало старт этого сезона для клуба худшим за последние 10 лет. Надежда на определенных исполнителей, которые обеспечат устойчивость структуры (Жерар Пике и Серхио Бускетс) говорит о себе сильнее, чем сама структурность построения игры. Возможно, это неосознанно, но «Барса» позволяет себе слишком сместить свои стилистические акценты, и ее нестабильность используется в слишком большой степени. 

«Без мяча мы катастрофическая, ужасная команда. Так что нам нужен мяч», — сказал Пеп Гвардиола семь лет назад, но сейчас это по-прежнему актуально. 

Марлон Сантос, неизбежное приобретение 

Карикатуры с Jordi.L. «Валенсийская» бутылка раздора