10 мин.

Почему некоторые команды не получат форму к новому сезону?

Разбор от The Athletic.

Внезапно в Чемпионшипе стали популярны временные комплекты формы.

Во вторник вечером «Шеффилд Юнайтед» вышел на поле против «Мансфилд Таун» в полностью белой форме, которая была разработана исключительно для матчей предсезонной работы.

Также, так называемую «временную» форму использовали клубы первой лиги «Дерби Каунти» и «Шрусбери Таун».

«Дерби» получил временное руководство только в начале этого месяца, что отчасти объясняет, почему их форма на сезон 2022/23 еще не готова. «Шрусбери Таун» вышел в полностью красной форме, разработанной фирмой Umbro специально для товарищеского матча с «Кардифф Сити» с целью избежать несовпадения цветов с командой гостей, у которых не было альтернативы синему по причине задержи поставок выездной формы от New Balance.

Все четыре клуба – ожидается, что «Шеффилд Юнайтед» не раскроет дизайн своей новой домашней и выездной формы до 1 августа, в день первого официального матча с «Уотфордом» – столкнулись с гонкой на время: необходимо быть готовым к большому старту Чемпионшипа в следующие выходные.

«Если форма не производится в Китае, то, по крайней мере, часть ткани поступает из Китая, например, отделка. Но Китай был изолирован. Футбольная форма изготавливается из полиэстера, а отделка изготавливается из другой ткани, например из хлопка. Крупнейшим регионом производства полиэстера – Китай. Вторая страна – Вьетнам», объясняет бывший управляющий директор Mitre Карл Дэвис, который в настоящее время занимает пост генерального директора Perry Ellis Europe.

«Именно в этих странах самое большое производство футбольных форм. Вьетнам был изолирован большую часть 2021 года до сентября, поэтому производство не велось, и это имело косвенные последствия. Китай находился в изоляции до относительно недавного времени».

Закрытие заводов на Дальнем Востоке оказало огромное влияние на многие футбольные клубы. Мало того, задержки поставок обойдутся клубами в значительную сумму денег. «Лидс Юнайтед» в преддверии сезона 2021/22 продал около 300,000 футболок, но в преддверии сезона 2022/23 их новые копии футболок появятся не раньше конца августа.

Но болельщики, в том числе некоторых клубов АПЛ, также остались в неведении относительно того, в какой именно форме будут играть футболисты их команд в предстоящем сезоне. «Фулхэм» еще не презентовал свою новую форму, в то время как «Брентфорд» сделал это только на днях. Атмосфера неопределенности была настолько велика, что в официальном справочнике АПЛ, опубликованном на этой неделе, отсутствуют несколько дизайнов форм.

В Чемпионшипе болельщикам «Мидлсбро» придется ждать до следующего месяца, чтобы купить новую выездную футболку. Болельщики «Колчестер Юнайтед» были также разочарованы, когда после презентации домашней и выездной формы в прошлые выходные, доступен только предварительный заказ футболок.

«Портсмут» – еще один клуб, пострадавший от карантина за границей: их домашняя форма поступила в продажу только на днях. То же самое и с «Шрусбери», болельщики которого теперь могут осуществить предварительный заказ, но получить не раньше 8 августа.

Для тех, кто любит показывать свою преданность, надевая новую футболку на праздники или предсезонные товарищеские матчи, стало большим разочарованием. Однако самая острая головная боль связана с поздними поступлениями формы, что будут носить футболисты «Шеффилд Юнайтед», «Дерби» и др.

Когда The Athletic хотел получить ответ на вопрос, есть ли беспокойство по поводу того, что новая форма не будет готова к первому уик-энду и возможен ли за это штраф, представитель Чемпионшипа заявил, что ни один клуб не выражал озабоченности по поводу начала сезона.

«Любые вопросы будут решаться в индивидуальном порядке и будут зависеть от проведения матча (например, дома или в гостях), а также от того, какие комплекты доступны», добавил представитель.

Райан Спаркс, исполнительный директор «Брэдфорд Сити», недавно провел несколько дней в штаб-квартире фирмы Macron в Болонье. В этом нет ничего необычного. Итальянская фирма поставляет около 90 клубам по всей Европе, и «Брэдфорд» присоединился к их списку клиентов этим летом после подписания шестилетнего контракта.

Обе стороны довольный соглашением, не в последнюю очередь потому, что сопоставимые продажи новой домашней футболки «Брэдфорда» выросли на 36% по сравнению с тем же периодом прошлого года. За первые 27 дней продаж было продано почти 2400 копий. Macron надеется превзойти показатель 15.000 продаж, который был зафиксирован в прошлом сезоне, еще на 5.000 в сезоне 2022/23.

Однако Спаркс прибыл в Италию не поэтому. Его визит был связан как раз из-за проблемы с поставками формы. «Я вылетел с целью доработать наш дизайн на сезон 2023/24. План состоит в том, чтобы разметить заказ до конца месяца, чтобы поставки осуществились в апреле или мае. Раньше мы размещали заказ в ноябре или декабре после того, как пару месяцев разрабатывали идеи. Но это было до ковида. Мы до сих пор имеем большие проблемы, так как ряд заводов были закрыты».

«У нас не было проблем с доставкой, и мы не можем винить Macron, но похоже, что у других клубов были проблемы».

«Сейчас имеются трудности с поставками. Я не уверен, что многие компании разорились, но доставка определенно занимает больше времени, чем раньше. Наша форма поставляется из Китая, поэтому мы сочли разумным разместить заказы на следующий сезон заранее. Болельщики любят получать новую футболку летом. Они не любят ждать».

«Брэдфорд» далеко не одинок в изменениях своих методов. Исполнительный директор «Бристоль Роверс» Том Горриндж сообщил ранее на этой неделе, что недавно получивший повышение клуб Лига 1 Английской футбольной лиги планировал начать процесс создания новой формы раньше после того, как на этот раз он столкнулся с задержками.

«Роверс» разместил заказ в октябре с расчетом на начало производство в Китае примерно в апреле, а само прибытие в Великобританию ожидалось через два месяца. Дэвис, генеральный директор Perry Ellis Europe, понимает такое мышление. «Это кропотливый процесс. Раньше с этим не возникало никаких трудностей, до тех пор, пока не произошел такой большой инцидент, как ковид».

«В мире не так много фабрик по производству комплектов форм, поэтому возникает очередь. У Nike и Adidas есть свое производство, но все остальные задействуют одни и те же фабрики. Именно с августа по январь данные фабрики выпускают комплекты». 

«В индустрии знают, что изготовление комплекта готовится к третьей неделе января. К Китайскому Новому году они отправляются на судне и находятся в пути на протяжение 12 недель, а в апреле осуществляется доставка в Европу. В конце сезона форма уже находится у вас и есть возможность уже выставлять ее на продажу».

Не все задержки можно списать на проблемы с ковидом в Китае или Вьетнаме. Также и сами клубы имеют слабую организованность, которые относительно поздно объявляют о спонсорских сделках.

Самые различные производители решают данную проблемы по-разному. Некоторые производят форму с чистым передом заграницей, а затем добавляют лого по прибытии в Великобританию. Другие предпочитают, чтобы спонсоры были напечатаны внутри ткани.

В обоих случаях может существовать риск задержки, особенно в первом случае, когда футболки без спонсоров прибывают в Великобританию в индивидуальной упаковке, готовые к продаже в магазине. Очевидно, что с каждой футболки придется снять упаковку, нанести логотип, а затем снова завернуть в упаковку. На это может уйти дополнительные две-три недели.

Кроме того, есть задержки, вызванные сменой владельца, как это произошло с «Шеффилд Юнайтед» в начале 2022 года, когда американский бизнесмен Генри Мориис предложил £115 млн. Такой сценарий может привести к тому, что неотложные решения приходится отложить.

Клуб из Чемпионшипа, после восьми лет работы с Adidas, также сменил поставщика этим летом, согласившись на более глобальное сотрудничество, согласно которому компания Errea будет производить форму для всех пяти клубов, играющих под эгидой United World, в которую ходит также бельгийский клуб «Беерсхот» и французский «Шатору».

«Шеффилд» по-прежнему уверен, что новая форма прибудет как раз к первому туру против «Уолтфорда». Большая часть футболок, шорт и гетр для игроков на сезон 2022/23 уже прибыло на «Брэмолл Лейн».

Тем временем болельщикам «Дерби» для приобретения новой футболки придется подождать до осени, поскольку производство было разрешено только после выхода клуба из-под контроля в начале этого месяца. Небольшая партия экипировки для игроков была предварительно заказана администратором и должна быть в Pride Park к началу сезона.

Все клубы EFL должны зарегистрировать свой окончательный выбор формы в чемпионате до старта сезона. EFL и FA должны убедиться, что комплекты соответствуют всем правилам, в том числе тому, что на футболке может находиться только название клуба, инициалы, имя или зарегистрированный товарный знак. По крайней мере, один клуб EFL нарушил данное условие FA. Исполнительный директор «Бредфорда» Спаркс рассказывает: «Мы хотели нанести карту Бредфорда и его окрестностей в комплект к предстоящему сезону, но нам сказали, что это неуместно».

Когда возникают задержки, которые объясняются проблемами с цепочкой поставок, компании-производители стараются делать все возможное: ускорить доставку комплекта с помощью авиаперевозок, а не на судне, что снизит итоговую прибыль из-за увеличения затрат. Некоторые клубы, однако, сталкиваются с нестабильными поставками: одна коробка с 50 футболками может прибыть в один день для продажи фанатам, спустя два дня еще одна поставка из 150 предметов, что еще больше усложняет работу по планированию выпуска новых комплектов.

Другой возможный вариант – производить меньшую партию в другой производственном центре, например, в Европе. Считается, что «Лидс», один из клубов, непосредственно пострадавший от закрытия производственных линий во Вьетнаме, извлек выгоду из двух возможных методов. Adidas стремился обеспечить команду новой домашней формы до тура по Австралии в этом месяце.

Ранее Adidas признавал, что задержки с доставкой тренировочной формы и тренировочного снаряжения для йоркширского клуба вызваны «беспрецедентными проблемами». Это мало успокоило болельщиков, особенно в то время, как их коллеги из «Манчестер Юнайтед» и «Арсенал» не испытывали таких проблем с акциями Adidas.

Доход от мерчандайзинга, даже в АПЛ, который избалованный телевизионными деньгами, остается важным аспектом. Например, «Лидс», получил на этом рынке £20 млн согласно последнему отчету за сезон 2020/21.

Лигой ниже данный доход становится еще более важным. Исполнительный директор «Карлайл Юнайтед» Найджел Клиббенс считает, что половина общего розничного дохода клуба второй лиги приходится на продажи футболок. «Это жизненно важно для такого клуба, как мы. В этом году мы сменили спонсора на футболке, но сделка была согласована в январе, хотя мы не сообщали об изменениях до июня из уважения к нашему предыдущему спонсору. Ранняя договоренность помогла нам с точки зрения своевременной доставки экипировки к нынешнему сезону».

«Наша форма поступает из Европы, так что есть дополнительный нюанс – Brexit. Доставка через их таможню в Великобританию теперь занимает больше времени. Мы также должны платить любые пошлины авансом, тогда как раньше на нетто-основе».

Дополнительные расходы ставят сроки доставки еще более важными, независимо от того, на каком уровне находится клуб.

Дэвис, бывший управляющий директор Mitre, говорит: «Самая большая проблема в том, что если вы выставите футболки на продажу в июне, то завершите в марте, в случае непопадания в плей-офф или финала Кубка. Это относительно короткий промежуток. Так что задержка поставок – не то, чтобы катастрофа, но это плохая новость».

Многие клубы, особенно те, кто имеют большую базу фанатов, предпочитают распределять выпуск своей домашней и выездной формы, предпочтительно в рамках двух ежемесячных пакетов заработной платы. Таким образом, болельщики поспешат купить домашнюю форму, когда она впервые будет доступна в продаже. Затем, когда уже сезон начнется, у болельщиков возникнет соблазн купить и выездную форму.

К головной боли тех клубов, которые все еще ждут поставок реплик, добавляется кризис стоимость жизни и чемпионат мира, который пройдет в ноябре и декабре. В некоторых кругах слышны опасения, что чемпионат мира может еще больше сократить сезон продаж клубной формы в нынешнем сезоне.

Однако, может ли это означать, что клубы потребуют компенсации за убытки, вызванные задержками?

«В данный момент этот вопрос не поднимается. Но все дружат друг с другом, потому что все мы прошли через пандемию. Если подобное будет в следующем сезоне, будут проходить переговоры и потребована компенсация. Но на данный момент все дружны в данном вопросе», отметил Дэвис.

Статья на The Athletic здесь.