12 мин.

Сборная без легионеров: нехватка игроков, проблемы в защитной линии, возвращение Доуса и Карлссона

Десять легионеров в сборной Казахстана на ЧМ вызвали огромный резонанс и шквал критики со стороны болельщиков.

Особо запомнились высказывания со стороны экс-игрока сборной Константина Пушкарева:

«Я уже много раз на эту тему говорил. За сборную должны выступать игроки, рожденные в Казахстане. Это полностью мое убеждение.

Мне, допустим, неинтересно смотреть, когда забивают Найджел Доус, Джесси Блэкер или Даррен Дитц. Я хочу видеть других ребят.»

Отказ Хенрика Карлссона выступать за сборную подлил масла в огонь. Появились мнения, что наша сборная должна состоять только из казахстанцев. Некоторые фанаты даже были радикально настроены и жаждали видеть только казахов.

В этом материале мы постарались пофантазировать и собрать сборную только из коренных казахстанцев. Мы выбрали три варианта комплектации: 

  • Состав только из этнических казахов. Я не сторонник такого радикального составления сборной. Этим способом я хотел показать, что она не имеет никакого смысла и базы.

  • Сборная из казахстанцев. Здесь я собрал игроков, родившихся в Казахстане, не ориентируясь на национальность. 

  • Сборная из казахстанцев и легионеров, проведших в Казахстане более 5 лет (столько нужно для присвоения гражданства Казахстана иностранным лицам).

Состав из этнических казахов: проблемы во всех линиях. В сборную еле набираются 15 игроков.

На весь Казахстан собралось только 15 качественных игроков-казахов. В этом случае у сборной была бы нехватка вратарей и нападающих. Некем было бы заменить любого защитника, получившего травму.

Почти все игроки сборной были бы малоопытными и молодыми. Наверное, полагаясь на юный возраст спортсменов, можно сделать вывод, что раньше хоккей был не очень интересен представителям титульной нации, лишь создание «Барыса» изменило ситуацию. 

Состав из казахстанцев:  проблемы с защитной линией

С составом сборной из числа казахстанцев у тренерского штаба вновь появятся большие проблемы с выбором защитников (многие почти не играют). С такой селекцией мы бы потеряли защитников первых двух звеньев. Самыми опытными стали бы Полохов из ВХЛ и молодые резервисты «Барыса» Самат Данияр и Орехов.

В нападении почти без изменений. Четвертое звено нападающих сборной дополнят молодые игроки Александр Борисевич и Станислав Александров в тандеме с известным для казахстанских болельщиков Михаилом Рахмановым. Вратарская линия на Чемпионате мира и так максимально патриотичная.

Состав из казахстанцев и «законно» натурализованных легионеров: теряем шестерых, но сохраняем Шалапова, Акользина и Петухова.

В гражданство Казахстана могут быть приняты лица, постоянно проживающие на территории РК не менее пяти лет, состоящие в браке с гражданином РК не менее трех лет.

По этому  закону от сборной отлетают Даррен Дитц, Алексей Маклюков, Кертис Волк, Виктор Сведберг, Джесси Блэкер, Дмитрий Шевченко (родственные связи у этих игроков с казахстанцами не выявлены). Остаются Павел Акользин, Егор Шалапов, Егор Петухов и отказавшиеся от выступления Хенрик Карлссон и Найджел Доус. Также сборную дополнил защитник «Арлана» Сергей Егоров.

Вратарскую линию закроет изначально запланированная пара Карлссон-Бояркин. Третье и четвертое звено остаются почти без изменений, трансформируясь в первое и второе. В нападении мы имеем потери в лице Волка и Шевченко, но пополняемся Доусом.

А что если откажутся Карлссон и Доус, кем мы сможем заменить? С Карлссоном проще всего – Бояркин, место второго кипера займет Владимир Крамарь. На место после отказа Доуса один из молодых игроков — Александр Борисевич или Станислав Александров.

Откуда появилась проблема? В Казахстане почти нет хоккейных школ, а в существующих с родителей незаконно собирают деньги

Виной такому скудному выбору казахстанских игроков — ухудшение финансирования казахстанских команд в 90-х и отток молодых местных воспитанников целыми группами в Россию.

Ярким примером служит отъезд игроков из усть-каменогорского «Торпедо». Молодые воспитанники усть-каменогорского хоккея покидали Казахстан целыми командами: игроки 1976 г. р. уехали в Новокузнецк, 1981 и 1983 г. р. — в Омск, 1984 г. р. — в Новосибирск, 1986 г. р. — в Магнитогорск. 

Дальше нехватку местных в сборной увеличили правила об игроках сборной и статус легионеров в чемпионате России. 

Воспитанник усть-каменогорского хоккея Евгений Набоков сыграл важную роль в трансформации правил об игроках в сборной.

За юниорскую сборную Казахстана Набоков сыграл в 18 лет. Два года спустя казахстанская федерация вызывала его вновь, но динамовец Набоков, к тому времени уже решивший выступать за Россию, отказался. Правила IIHF до изменении гласили: если хоккеист провел за любую национальную команду какой-то страны, даже за юниорскую (то есть начиная с 17-летнего возраста), хоть один матч, за сборную другого государства выступать он не имеет права.

Казахстанская федерация отправила жалобу президенту ИИХФ Рене Фазелю, и ИИХФ запретила Набокову участвовать в розыгрыше Кубка Межнациональной лиги (тогда аналога чемпионата России). Год спустя Набоков получил российский паспорт. 

В предстоящих Олимпийских играх 2002 года у сборной России появилась нехватка хороших вратарей и воспитанник усть-каменогорского хоккея Евгений Набоков был готов сыграть за Россию.  

В 2001-2002 годах Вячеслав Фетисов, являвшийся на Олимпиаде-2002 генеральным менеджером сборной России, вместе с Игорем Куперманом, который на той Олимпиаде был его ассистентом, обратились в Международный спортивный арбитражный суд по поводу запрета Набокова играть за Россию. Куперман обнаружил нестыковки в деталях 25 случаев смены спортивного гражданства в хоккее, и даже поддельные подписи Евгения в документах.

В конце концов в 2003 в очередном конгрессе ИИХФ приняло решение, что теперь заигранный за одну национальную команду хоккеист может выступить за другую при условии, что он предоставит доказательство того, что действительно является гражданином той страны, цвета которой собирается защищать. А кроме того, ему надо также отыграть в чемпионате этой страны не менее четырех лет, не выступая при этом за свою прежнюю страну. Но при этом спортивное гражданство можно поменять только раз. 

С 1997 после создания Суперлиги без участия команд из постсоветского пространства и разговоров о включении игроков из бывших братских государств в список легионеров начинается массовые отказы казахстанских игроков от вызова в сборную.

В 2008 создается КХЛ, куда с первого сезона вступает астанинский «Барыс». Столичный клуб дает возможность соперничать с лучшими игроками России без трансфера в российские команды, команда становится главной мечтой и целью молодых игроков из Казахстана.

В том же году во главу федерации хоккея Казахстана приходит Аскар Мамин. Мамин высвобождает клубы, играющие в КХЛ и ВХЛ от участия в чемпионате Казахстане и инициирует создания клубов в Кокшетау и Атырау. В перспективе новый президент федерации ставит цель иметь 12-14 клубов (тогда в ОЧРК играли 8 команд). В 2009 после создания новых команд в чемпионате Казахстане на год отменили лимит на легионеров. Эту отмену тогдашний генеральный директор КФХ Юрий Зверев объяснял так:

«Сколько молодых игроков, способных пробиться в команду мастеров, выпускает в год хоккейная школа? Пять, максимум десять человек… 

И таких школ в Казахстане, которые способны готовить хоккеистов уровня высшей лиги, немного — всего 2–3. А у нас, в связи с созданием новых клубов в Атырау и Кокшетау, формированием практически новой команды в Павлодаре, образовалось порядка 100 вакансий. Кем прикажете их заполнять? Правильно, «легионерами». 

Увеличение никак не привело к улучшение детского хоккея. Каждый год родители юных хоккеистов жалуются на поборы и на нехватку материально-технической базы. Самыми громкими из них стали жалобы родителей из Актобе и Алматы, где после писем в вышестоящие органы исключали детей родителей, написавших письмо. 

В Алматы все началось с жалоб родителей акиму города Алматы Бакытжану Сагинтаеву в связи повышениями цен. Повторно этот вопрос родители хоккеистов подняли на отчетной встрече акима с населением. Вскоре все 15 родителей юных хоккеистов получили уведомления, что их дети больше не являются членами хоккейного клуба «Медведи».

Об этой ситуации один из родителей хоккеистов рассказывал так:

«В течение трех лет мы исправно платили за хоккей, но ни разу не получали никаких чеков, квитанций. Первый год мы подписывали контракт, там было сказано, что они не несут никакой ответственности. Мы же должны покупать форму, вносить годовые взносы тренерам. 

Отдельно мы вносим деньги за соревнования, чтобы вся команда поехала. Мы ждали других результатов от встречи с акимом. Каждый день ребенок спрашивает, почему мы не ходим на тренировки. Мы придумываем отговорки. Мы думаем, что нужно найти компромисс».

Вскоре уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин обратилась к Бакытжану Сагинтаеву и руководителю Управления спорта Алматы с вопросами.

Она потребовала опубликовать отчет по состоявшимся государственным закупкам и реально потраченным средствам из бюджета, а также проверить договоры акимата с частными организациями, управляющими «Almaty Arena» и «Halyk Arena». Кроме того, Аружан Саин попросила восстановить детей в клубе.

Ответ был получен: в городе всего шесть хоккейных клубов, и все они частные. При этом в администрации отметили, что цены в «Медведях» самые низкие.

Там также добавили, что заявление об отчислении из-за обращения к руководству города является необоснованным.

После общественного резонанса история закончилась благоприятным исходом. 

В акимате прошла встреча, на которой был решено восстановить всех детей в секции, отчисленных из-за жалоб акиму города и руководитель управления физической культуры и спорта Рустем Бейсеитов пообещал, что цены на лед и секции останутся прежними. 

А вот чем закончилась история в Актобе неизвестно.

Конфликт в ДЮСШ началась в прошлом году. В феврале 2020 года группа родителей юных хоккеистов заявила, что тренеры незаконно брали деньги за дополнительные занятия. Их доводы проверила прокуратура. Прокурор района Астаны города Актобе Иван Майнгарт сообщил родителям, что в госучреждениях могут организовывать платные услуги выше стандартов, но с заключением договоров, полученные деньги должны остаться в организации. Прокуроры установили, что тренера спортшколы «Олимп» организовывали платные услуги без договоров, а деньги не поступали в кассу. Материалы проверки прокуроры отправили в управление полиции, какое там приняли решение, неизвестно.

В январе этого года один из родителей хоккеистов Ермен Ержанов пожаловался на то, что дети переодевались на холоде у льда.

«Дети переодеваются на трибуне, остаются в трусиках в помещении, где взрослый в одежде замерзает через 10 минут, в это время на льду играет любительская взрослая команда, которая получила теплую раздевалку. 

Я стал это снимать на телефон. Ко мне подошел охранник и ударил по руке, телефон упал. Потом заливщик стал хватать меня за грудки, оскорблять при сыне. Оказалось, что в тот же день дети 2013 и 2014 годов тоже переодевались на трибуне. 

Наши дети нам не рассказывали, что уже два раза так было. Почему любители, которые платят деньги за лед, имеют раздевалку, а для детей ее нет? Любой родитель поймет, что ребенок может простудиться. Для кого вообще построена эта школа?»

После публикации письма Ермена Ержанова в инстаграме одной из газет в Актобе депутаты гормаслихата Раиса Байлиева, Асхат Калжанов, Сауромбек Рахиев, Азамат Усимбеков, тренеры и руководство ДЮСШ встретились с родителями хоккеистов.

В этой встрече многие родители хоккеистов были недовольны частой сменой графика из-за домашних матчей ХК «Актобе» в «Олимпе». В такой обстановке многие уже не хотят играть в хоккей. В ДЮСШ уверяют: количество тренировок у детей меньше не стало, просто меняют время. Виталий Шварц отметил, что областная хоккейная федерация вложила в ремонт «Олимпа» 14,5 млн тенге, отремонтировали помещение, сделали другие работы. За это ДЮСШ предоставляет лед команде, есть договор. Еще в прошлом году в целях экономии решили не арендовать лед в ледовой арене «Батыс-2».

Также родители говорили о нехватке квалифицированных тренеров. Сами тренеры спортшколы считают, что учебный процесс проходит без нарушений. Они говорили, что из-за конфликта между несколькими родителями и руководством вынуждены работать в постоянном стрессе. 

26 января выпустили пресс-релиз, в котором жалобы родителей назвали необоснованными и односторонними.

«В спортшколе строго соблюдается дисциплина. В связи с пандемией учебный процесс проводится с соблюдением всех санитарных норм. 

О переодевании на трибунах. Дети приходят на тренировки уже в форме, соблюдая санитарную дистанцию, надевают коньки на трибуне. 

ХК «Актобе» подстраивается под график школы. Поэтому от тренировок хоккейной команды не страдают ни наши хоккеисты, ни фигурное катание, ни шорт-трек. 

Исключение составляют иногда дни матчей чемпионата Казахстана. Но и там мы находим компромисс…, дети обучаются количество часов, которое предусмотрено по образовательной программе».