3 мин.

Русский футбол и деньги: вопросы без ответов

История коммерческой деятельности РФС необычайно увлекательна. Жаль, что увлекает она формой, а не содержанием. (Нельзя ведь сказать, что история эта богата на события, гарантирующие российскому футболу процветание). Дело в том, что в самых могучих сделках под одним флагом с коммерческим департаментом РФС обязательно выступает фирма-посредник, которой отписаны серьезные права и возможности.

В те времена, когда РФС управлял Вячеслав Колоскова, посредниками, например, выступали TCF и «Инфобанк Спорт Маркетинг». После отставки Колоскова (2005 год) к власти пришел Виталий Мутко, который на пути в РФС яростно критиковал предшественника, обвиняя его в том числе и в продвижении «непрозрачной коммерции». Однако, утвердившись в новом качестве, Виталий Леонтьевич тут же взял на вооружение проверенные временем схемы и назначил коммерческим партнером компанию «Телеспорт» во главе с Петром Макаренко, наделив ее широкими полномочиями.

С той поры практически все крупные коммерческие проекты (иными словами – финансовые потоки) РФС проходят через «Телеспорт». Посторонних в этой цепочке нет и быть не может, а реальный масштаб коммерческой деятельности РФС известен очень узкому кругу лиц.

Нетрудно предположить, что за период долгого и успешного сотрудничества с РФС на счетах «Телеспорта» осели большие миллионы. В этой связи, а также в связи с приближением чемпионата мира и сопутствующего ему Кубка конфедераций у широкой футбольной общественности созрел целый перечень вопросов.

Вот лишь некоторые из них.

Вопросы Виталию Мутко

1. Страна, выкупившая права на трансляцию матчей чемпионата Европы-2016 через посредническую компанию («Телеспорт»), называется Россия. Считает ли Виталий Леонтьевич эту схему:а) прозрачной;б) экономически выгодной;в) единственно возможной.

2. Входила ли опция выкупа прав на показ матчей чемпионата мира в условия заявки РФС на проведение чемпионата мира?

3. Какая сумма была заложена в смету и какую схему реализации телевизионных прав (в том числе по оплате) планировалось использовать на практике?

4. Как выстроены договорные отношения организаторов чемпионата мира с российскими телеканалами?

5. Какие доходные статьи от проведения чемпионата мира-2018 отписаны ФИФА и какой объем доходов планирует получить страна-организатор?

6. Каково соотношение расходов и доходов в тандеме «ФИФА – Россия»?

Вопросы Петру Макаренко

1. Какую сумму заплатила компания «Телеспорт» УЕФА за право трансляции матчей чемпионата Европы-2016?

2. Были ли в дальнейшем телевизионные права выкуплены российскими телеканалами у «Телеспорта» или реализована иная схема?

3. Сколько заработала на этой сделке компания «Телеспорт»?

Вопросы телевизору

1. «Первый канал», «Россия» и «Матч ТВ» транслировали все матчи чемпионата Европы-2016. У кого и по какой схеме приобретались права на трансляции? Сколько заплатил каждый из каналов за доставленное телезрителям удовольствие?

2. Намерены ли руководители российских каналов в преддверии чемпионата мира-2018 напрямую выкупать телевизионные права у ФИФА или собираются делегировать этот вопрос уполномоченному посреднику?

3. Сколько они готовы заплатить и какими деньгами – собственными или заимствованными?

Вопросы ФИФА

1. Какими критериями руководствовалась ФИФА во время заявочной кампании 2010 года?

2. Какова на практике схема реализации выкупа телевизионных прав у ФИФА?

3. Есть ли в открытом доступе информация о том, что страны-организаторы последних чемпионатов мира (Германия-2006, ЮАР-2010, Бразилия-2014) выкупали у ФИФА телевизионные права на показ матчей внутри страны? А если выкупали, то за сколько? Какие конкретно телеканалы выступали сторонами сделки?

4. Сколько денег хочет получить ФИФА от России за показ матчей чемпионата мира-2018?

5. Какую схему реализации телевизионных прав руководство ФИФА считает оптимальной?

6. Имеют ли российские телеканалы возможность выкупать права на трансляции напрямую у ФИФА? Если да, то считает ли ФИФА необходимым (или хотя бы возможным) участие в этой цепочке посредника?

7. Не тревожат ли ФИФА подозрения в том, что схема с участием посредника может содержать коррупционную составляющую?

8. Сознает ли руководство ФИФА и УЕФА, что участие с российского стороны в тендерах компании "Телеспорт" нарушает условия объявленного ими тендера?

Вопросы спонсорам

1. С кем подписывали контракты крупные мировые корпорации – с РФС или с «Телеспортом»?

2. Представляют ли руководители «Кока Колы», «Фольксвагена» или «Адидас», при такой схеме взаимоотношений может иметь место в посреднических схемах коррупционную составляющую?

3. Не мучают ли спонсоров и партнеров РФС (в том числе российского происхождения – таких, как «Новатэк», «Мегафон», «Балтика») подозрения в том, что далеко не все перечисленные на поддержку и развитие российского футбола средства пополняют счета РФС и используются по назначению?