7 мин.

ИНТЕРВЬЮ С ЕВГЕНИЕМ ШЕВЧЕНКО

Евгений Шевченко с Магомедом Мустафаевым на одном из ивентов UFC

 

Что такое профессия менеджера в ММА? Существует ли это явление в России как таковое? И должно ли оно существовать? В первую очередь, когда говорят «менеджер» в контексте ММА в России на ум приходит Алексей Жернаков, и понятно почему: Александр Шлеменко, Андрей Корешков, Александр Сарнавский, Александр Волков и так далее – все это продукт труда именно Алексея Жернакова. И именно менеджера в полном смысле этого слова, поскольку Камил Гаджиев или Вадим Финкельштейн для меня, всё же, в первую очередь промоутеры. Хочется пролить на эту тему чуть больше света, поэтому я попросил об интервью, на мой взгляд, менеджера №2 в России на текущий момент – Евгения Шевченко, основателя Top Team Management. Евгений не мелькает на экранах телевизора и радио, я ни разу не видел его по телевизору, не слышал подкасты с его участием и так далее. Тем не менее, результаты его работы говорят сами за себя: его подопечный Магомед Мустафаев подписан в лучшую организацию мира UFC и уже провел там два победных поединка, Тимофей Настюхин выступает в ведущем промоушене Азии One FC, подписание туда же питерского бойца-средневеса Алексея Буторина также не обошлось без участия Евгения; также его бойцы выступают и в России, в том числе в ACB, который на основании аналитики данных недавно был признан 4-м в мире промоушеном по уровню подписанных бойцов.

Вопрос: Евгений, привет! Расскажи вкратце о себе, откуда ты, чем занимался в детстве, занимался ли спортом и т.д.? 

Ответ: Добрый день, Александр. Родился в Алтайском крае, с детства отец привил мне любовь к игровым видам спорта и единоборствам, но так как в нашем районе не было секций боевых единоборств, приходилось играть в футбол (улыбается), а бокс и другие бои смотреть по телевизору.  Уже после школы приехал в Барнаул и здесь начал заниматься боксом и универсальным боем.

Вопрос: Как ты впервые соприкоснулся с миром смешанных единоборств? 

Ответ: Вообще о существовании ММА я узнал в конце 90-х годов,  когда увидел на VHS турнир "Клан Минамото против Сборной мира", в главном бою вечера дрался действующий боец UFC Алексей Олейник. В дальнейшем на кассетах стали появляться турниры UFC, а на ТВ передача Миксфайт М1 на телеканале ТНТ и записи турниров Pride на НТВ. Из этих источников и получали информацию о том, что происходит в мире ММА.

Вопрос: Когда и как принял решение заниматься тем, чем занимаешься сейчас, и что повлияло на твои решения? 

Ответ: На пятом курсе университета мы с товарищем открыли общественную организацию и свой небольшой клуб единоборств и где-то через 3 года решили провести свой первый небольшой турнир. И в ходе подготовки к этому турниру и в процессе организации спортивной части и приглашения бойцов и возникла идея продолжить работу уже в направлении спортивного менеджмента. 

Вопрос: В чем видишь ключевые функции менеджера? 

Ответ: Основная задача менеджера - это преподнести бойца промоутеру и убедить его в том, что твой клиент - это именно тот боец, который нужен лиге. Ни для кого не секрет, что сейчас и в России и во всем мире уже очень много бойцов и в ведущих лигах мира нет недостатка в них, матчмейкерам приходит по 200-300 писем каждый день и попасть в ведущие лиги мира гораздо сложнее, чем 3-4 года назад. Ну и конечно в процессе карьеры бойца очень важно не навредить бойцу. Не бросать его под танки и не передержать на слабых соперниках, так как в этом случае с ростом своего рекорда боец может переоценить свои реальные возможности. Лучше всего повышать оппозицию от боя к бою, но при этом стараться выбирать соперников удобных по стилю.

Вопрос: Как оцениваешь состояние этого направления в индустрии ММА в России? И почему это так? 

Ответ: Я считаю, что индустрия ММА в России в целом развивается очень динамично, направление спортивного менеджмента не исключение. Считаю, что сегодня нет недостатка в квалифицированных менеджерах. Алексей Жернаков, Камил Гаджиев, Ризван Магомедов, Мурат Кештов ни в чем не уступают своим зарубежным коллегам. Другое дело, что возможно именно молодым бойцам не хватает менеджерской поддержки, так как менеджеры,у которых бойцы выступают на мировом уровне не имеют достаточно времени на раскрутку бойца с нуля. Бойцу только перешедшему из любителей и не имеющему профессионального рекорда крайне тяжело искать бои, если конечно его спортивный клуб не проводит свои собственные турниры как ACB Young Eagles или Fight Nights, где начинающий боец Fight Nights Team может попробовать подраться в андеркарде.  

Вопрос: Как ты «ищешь» бойцов, и вообще делаешь ли ты это? 

Ответ: На начальном этапе конечно приходится искать бойцов. Наши первые бойцы Тимофей Настюхин, Александр Педусон, Константин Веселкин и Святослав Шабанов принимали участие в нашем первом турнире, там мы с ними и познакомились и работаем по сей день. Также выезжали на региональные турниры по любителям, там мы впервые увидели победителя гран-при ACB Петра Яна. Он стал чемпионом СФО по ММА, занимаясь менее года и уже тогда было видно, что этот боец будущий профессионал. Со временем, когда появляются первые результаты в менеджменте бойцы или их представители сами обращаются за помощью.

Вопрос: Работаешь ли ты с бойцами на основании контрактов, либо, как и многие сделки в России, ваши договоренности – устные? 

Ответ: Со всеми бойцами, кто выступает в России, мы работаем без контрактов. С теми кто переходит в международный промоушен заключается контракт ,можно сказать что переходя на международный уровень боец подписывает 2 контракта с нашей компанией и промоушеном.

Вопрос: Как происходит процесс «раскрутки» бойца с самого старта его карьеры? 

Ответ: На мой взгляд, с самого начала карьеры бойца он не нуждается в какой-то раскрутке. Бои говорят сами за себя. Если боец сильный и показывает красивые бои, промоутер захочет его видеть у себя.

Вопрос: Реально ли в существующей ситуации что называется «вести бойца» под конкретные цели? 

Ответ: Я думаю, что это реально, если менеджер одновременно является промоутером и в состоянии делать своему бойцу несколько боев в год на своей домашней площадке. Однако в то же время боец обязательно должен драться и на выезде, чтобы не привыкать к домашней атмосфере.

Вопрос: Знаком ли ты с коллегами из-за рубежа? В чем основное отличие менеджмента в России и за границей? 

Ответ: Да, разумеется. Заграницей ничего не делается без контракта, если боец хочет получить менеджерскую поддержку, с ним сразу заключают контракт. Ну и конечно намного больше компаний, намного больше конкуренция. ММА менеджментом занимаются компании, которые работают с ведущими игроками NBA и NFL. 

Вопрос: Реально ли в России жить и профессионально выступать на гонорар бойца? 

Ответ: На начальном этапе конечно нет. А при переходе на мировой уровень,  думаю, что вполне реально, особенно с нынешним курсом доллара (смеется).

Вопрос: Реально ли жить в России на доходы от менеджмента? 

Ответ: Также на начальном этапе нереально. Когда у тебя 2-3 бойца и с каждого их боя ты получаешь 4-5 тысяч рублей несколько раз в год, конечно,  это нереально. Однако если клиентами компании являются бойцы, выходящие на международный уровень, то это уже может приносить стабильный доход.

Вопрос: Что бы ты хотел поменять в текущем Российском рынке ММА? 

Ответ: Сложно сказать, я думаю, что рынок развивается день за днем. Растет уровень организаций и качество проведения турниров, растут гонорары бойцов. Единственное, что хотелось бы видеть больше наших бойцов в UFC, но попасть туда сейчас очень сложно. Если в UFC есть какая то ротация европейских или бразильских бойцов (кого-то увольняют/кого-то подписывают), то все Российские бойцы прочно удерживают свои позиции и стремятся в Топ 20 и выше.  

Вопрос: Тяжело ли подписать бойца в иностранную организацию? Как это происходит и что для этого нужно? 

Ответ: Для этого нужен хороший боец, связь с матчмейкером и определенная деловая репутация. Лига должна быть уверена, что вы ее не подведете ее и у вас есть опыт работы в этом направлении

Вопрос: Нуждается ли боец UFC в текущих реалиях (спонсорские контракты, матчмейкинг) в менеджере? Для чего? 

Ответ: Если этот боец уже имеет имя как Федор Емельяненко или Сергей Харитонов, то менеджер ему не нужен. Если же это малоизвестный боец, то даже для того чтобы попасть в UFC ему нужен менеджер. И в дальнейшем в процессе работы с UFC менеджер выполняет большое количество "невидимой" работы с документами, организаций сборов и тд. 

Вопрос: Напоследок. Любимый фильм?

Ответ: Джерри Магуайер.