3 мин.

«Кармен». Стоит ли смотреть новый мюзикл Авербуха

Алина Ломоносова побывала на мюзикле Ильи Авербуха и делится своими впечатлениями.

Если вы еще не слышали,что мюзикл "Кармен" Ильи Авербуха проходит в Адлере, на ледовой арене "Айсберг", то побывав в Сочи, обязательно об этом узнайте. Красочные афиши с изображением Татьяны Навки, Романа Костомарова и Алексея Ягудина развешаны по всему Большому Сочи, городские экраны не переставая транслируют самые яркие моменты шоу, все гостиницы Имеретинской долины пестрят постерами. Даже в лучших ресторанах приносят счет с рекламным вкладышем. Не удивительно, что на каждом представлении "Кармен" зал заполнен, как на Олимпиаде. Шоу идет с успехом. Лично я ходила на него дважды.

Но обо всем по прядку.

Бессмертная новелла Проспера Мериме «Кармен» всегда интерпретировалась по–разному, но никто не был близок к первоисточнику, будь то оперная постановка на музыку легендарного Бизе или «Кармен–сюита» с непревзойденной Майей Плисецкой. На льду тему Кармен принято брать у танцоров. Вспомним Бестемьянову–Букина, Крылову–Овсянникова или совсем новое воспроизведение Ильиных–Жиганшина, которое покорило болельщиков фигурного катания. Но поставить танец под знакомую всем мелодию – это одно, а создать целый ледовый мюзикл – совершенно иная задача. Илья Авербух взял на себя риск сделать второе. И с июня по октябрь в ледовом дворце «Айсберг» города Сочи можно увидеть, что из этого вышло.

«Кармен», как мюзикл имеет небогатую историю. Я нашла ссылку только на один театр «Josef Weinberger LTD», который показывает этот жанр в Лондоне. Я думаю, работа команды Ильи Авербуха над ледовым «Кармен» - определенный вызов, потому что шоу не имеет аналогов.

Действие проходит в так называемой «3D – проекции», которая включает в себя танцы на построенном в зале возвышении, вокальное сопровождение и, конечно, ледовое представление. Сразу отмечается начало шоу – великолепное «живое» исполнение артистов московских мюзиклов. Нужно сразу сказать, что в постановке используется не только «классика», но и оригинальные композиции. Вокальные партии на испанском языке создают нужную атмосферу. Они вполне удачно соседствуют с музыкой Бизе.

Как же воспринимается «Кармен» в первоисточнике? В новелле Проспера Мериме действие разворачивается в Испании, в Андалусии, куда рассказчик, по профессии археолог, приезжает с исследовательскими целями. Он встречает знаменитого разбойника дона Хосе и цыганку Кармен, которую все считают ведьмой. Когда Хосе сажают в тюрьму, то его вызволяет Кармен. Нешуточные страсти кипят между ними, за неверность Хосе убивает Кармен.

Либретто Авербуха совершенно о другом. Мы видим взросление Кармен, когда отец нехотя отпускает ее в другой город. Там она пользуется вниманием мужчин и вызывает зависть женщин. Она разбивает сердца, руша любовь и жизни окружающих. Все это происходит как бы без ее желания. Всюду Кармен преследует рок, воплощенный в мужчине в черной одежде. Она представляется зрителям невинной жертвой этого рока, а не коварной цыганкой. Он кружит красотку в фантасмагории собственных ошибок и в момент, когда счастье кажется таким близким, отнимает у нее жизнь.

Несколько слов об исполнителях главных ролей. Кармен катает Татьяна Навка. Сразу вспоминается одноименный произвольный танец на Олимпиаде в Турине, который был блестяще исполнен вместе с Романом Костомаровым. Если бы не было этой программы, я бы сказала, что отдавать «фарфоровой блондинке» Татьяне эту партию довольно странно. Но в мюзикле, в контексте истории, созданной Авербухом, Татьяна выглядит гармонично. Теми, кого сразила красота Кармен, стали хозяин фабрики Тито (Повилас Ванагас), офицер Хозе (Роман Костомаров) и тореадор Игнасио (Алексей Ягудин). Елена, соперница Кармен, в исполнении Маргариты Доробязко, похожа на главную героиню. Она также привлекает внимание мужчин, но оказывается более коварной и несдержанной. В первом акте мы видим противостояние двух женщин – это, на мой взгляд, один из самых зрелищных моментов шоу.

Прекрасная драматургия держит внимание зрителей от начала и до конца двухчасового спектакля, представленного лучшими фигуристами «плеяды чемпионов», которая блистала на спортивной арене «нулевых» годов: Оксана Домнина, Алексей Ягудин, Мария Петрова с Алексеем Тихоновым, Елена Леонова с Андреем Хвалько, Максим Шабалин

Мое впечатление от мюзикла однозначно, поэтому так много в статье так много восторженных ноток. Но есть и минус, если можно так сказать. Без либретто вы вряд ли поймете суть происходящего. Поэтому, если пойдете смотреть мюзикл – покупайте книжечку,которую продают при входе. С ней все происходящее обретает совсем иной смысл.

В своем мюзикле Илья Авербух шагнул еще дальше от привычного прочтения произведения. Его «Кармен» - история практически самостоятельная. Впрочем, по собственному признанию постановщика, он стремился к «Импровизации на тему Кармен». И ему удалось найти совсем новые, интересные решения, не потеряв чего – то главного: самой сути известного произведения о страсти, любви и смерти.