5 мин.

На взлет!

Два лица «Сильверстоуна»

259 км/ч – такова была средняя скорость прохождения круга на «Сильверстоуне», показанная Кеке Росбергом за рулем «Уильямса» в 1985 году. Этот рекорд был абсолютным для всех трасс «Формулы-1» долгое время, пока 17 лет спустя другой гонщик «Уильямса» Хуан-Пабло Монтойя – не побил его в итальянской Монце. Да, британская трасса изменилась с тех пор, скорость машин «Формулы-1» упала, однако первый послестартовый вираж «Копс» все равно проходится на скорости в 290 км/ч и, по отзывам гонщиков, по сложности превосходит легендарный поворот «О Руж» на трассе в бельгийском Спа. Далее пелотон проходит невероятную связку «Мэгготс» – «Беккеттс» – «Чэпел», где перегрузки взлетают до 5g, а затем – скоростную прямую «Хэнгэр Стрэйт», где машины разгоняются до 300 км/ч. И если гонщик не сделал ошибок, то со стартовой прямой до самого конца «Хэнгэр Стрэйт» он вообще не трогает педаль тормоза…

Однако есть у «Сильверстоуна» и второе – медленное – обличье. Спустя два поворота после быстрой секции начинается более-менее традиционный участок c обилием шикан, разделяющих короткие прямые. Но и здесь трасса может преподнести несколько неожиданностей – неизвестно еще, как привыкшие к трэкшн-контролю гонщики справятся со связками поворотов «Клаб» и «Эбби», где нужно отменное сцепление задних колес со скользким асфальтом.

Отмена трэкшн-контроля делает еще более актуальным поиск компромиссов в настройках для «Сильверстоуна». Ключевой вопрос здесь – аэродинамический баланс: болид не должен терять скорость в быстрых поворотах, но в то же время его поведение должно быть полностью под контролем в медленных шиканах. По словам технического директора «Рено» Боба Белла, аэродинамическая загрузка в Англии походит на ту, что гонщики использовали в Барселоне – примерно между средним и высоким уровнями прижимной силы.

Туманные прогнозы синоптиков

Как и в Барселоне, во время Большого приза Британии зрители не становятся свидетелями большого числа обгонов. Здесь можно воспользоваться ошибкой соперника в медленных виражах «Вэйл» и «Эбби», либо, возродив забытый ныне термин «слип-стрим», выйти вперед в конце «Хэнгэр Стрэйт». Однако в отличие от испанской гонки, сюрприз здесь может преподнести британская погода. Похоже, это и произойдет в грядущий уик-энд: синоптики сходятся во мнении, обещая дождь и в субботу, и в воскресенье. Вот только совпадет ли расписание осадков с графиком Гран-при, неизвестно: британская погода тем и знаменита, что непредсказуема.

Хотя, как это ни странно, Туманный Альбион соответствовал своему названию лишь во время восьми Гран-при Великобритании – те гонки получались на загляденье. Чего стоит одна только скандальная победа Михаэля Шумахера в 1998-м, которую он завоевал… на пит-лейн. Тогда лидировавшего гонке немца, судьи покарали штрафным проездом мимо боксов за произведенный под желтыми флагами обгон Алекса Вурца. Но решение обсуждалось ими так долго, а объявлено было так поздно, что Шумахер, использовав лазейку в правилах, пересек финишную черту, свернув с трассы для формального отбытия наказания.

Но если соревнования начнутся посуху, прогнозы синоптиков сделают предпочтительной тактику одного пит-стопа или, по крайней мере, длинного первого отрезка при двух визитах в боксы. Именно в этом случае планы на гонку смогут быть более гибкими в случае, если дождь все же прольется с небес. Благо большие отрезки вполне возможны, поскольку «Бриджстоун» привез в Англию две самых жестких резиновых смеси – «хард» и «медиум». Такой выбор объясняется сочетанием скоростных поворотов, предъявляющих серьезные требования к покрышкам, и высокой абразивностью покрытия.

Требуются герои

В центре внимания во время своего домашнего Гран-при окажется Льюис Хэмилтон. Второй сезон молодого гонщика складывается крайне неровно: то красивейшая победа в Монако, то глупейшее столкновение на выезде из боксов в Канаде. Если этот график продолжится то, учитывая французский провал, Льюис должен показать класс в Британии. Неудача же может означать, что вал критики погребет под собой пилота «Макларена». Местная публика выдавала большие авансы Хэмилтону, она отчаянно нуждается в героях, которых не было последних 15 лет – Дэймон Хилл продержался на гребне успеха слишком недолго, Дэвид Култхард даже в лучшие свои годы терялся на фоне славы соперников, о Дженсоне Баттоне и говорить не стоит.

Последним в череде национальных героев был Найджел Мэнселл, четырехкратный победитель Гран-при Великобритании. Как и Хэмилтон, Большой Найдж (или как его называли английские болельщики «Наш Найдж»), был крайне противоречивой фигурой, но какими бы громкими не были его провалы, по крайней мере, один эпизод его карьеры стал настоящей иконой «Формулы-1». Речь идет о британской гонке 1987-го года, когда болиды «Уильямса» с моторами «Хонда» были вне конкуренции. Сидевший за рулем одного из них Мэнселл после вынужденного пит-стопа проигрывал почти полминуты своему напарнику Нельсону Пике, когда до финиша осталось меньше 30 кругов. На свежем комплекте резины бросившийся в погоню британец отыгрывал до полутора секунд отставания. За два круга до клетчатого флага Найдж, запутавший бразильца тем, что несколько раз резко сменил траекторию, вырвался вперед. Это было невероятно красиво: несущиеся колесо в колесо два болида, высекающие снопы искр из асфальта; заглушавший вой турбомоторов рев радующейся успеху своего любимца публики…

Что ж, у Хэмилтона есть шанс повторить этот успех. В прошлом году Льюис взял поул, вызвавший невиданное со времен Мэнселла оживление на трибунах, а во время недавних тестов на «Сильверстоуне» пилоты «Макларена» показали лучшее время. Так что британец вполне может бросить вызов прошлогоднему победителю Кими Райкконену, чья «Феррари» традиционно будет также быстра на английской трассе. Очень интересно будет посмотреть за выступлением Фелиппе Массы: лидер чемпионата никогда не поднимался в «Сильверстоуне» выше пятой строчки итоговой классификации.

Темной лошадкой может оказаться «Тойота»: последние результаты Ярно Трулли и Тимо Глока нашли свое продолжение на вышеупомянутых тестах, где пилоты японской конюшни ехали в темпе лидеров. Наконец, пристальные взгляды будут прикованы к боксам «Форс-Индии», чьи болиды были серьезно модернизированы накануне гонки. Адриан Сутиль на тестах объехал конкурентов из «Хонды», «Ред Булл» и «Торо Россо» – «Сила Индии» еще никогда не была такой сильной.