4 мин.

Русские идут

«Приходи сюда вечерком, – говорит Александр Чернов, широким жестом указывая на ряд дорогих машин, припаркованных под нашим балконным столиком в «Ванили» – одном из самых эксклюзивных московских ресторанов. – Расскажешь, где я могу пообедать в Лондоне, Париже, да хоть где. Посмотри, как много здесь «астон мартинов» и «бентли». В России деньги водятся, и еще как!».

Мы говорим о деньгах, потому что мы говорим о футболе – вещах неразделимых. Особенно в России.

«Через лет пять у нас появятся десять стадионов мирового уровня, – продолжает Чернов. – Работа уже ведется. Санкт-Петербург, Ростов, Самара, Казань, Волгоград, три арены в Москве… Рано или поздно Россия станет футбольной сверхдержавой. Стоимость денег и стадионов постоянно увеличивается. Но деньги растут быстрее. На строительство новой арены требуется от 200 до 400 миллионов долларов. А это однодневная выручка «Газпрома». Шутка».

Может быть. Но посыл ясен. По распоряжению прежнего президента страны Владимира Путина «Газпром» – государственная энергетическая империя – вместе со многими другими добывающими компаниями, региональными правительствами, олигархами-миллиардерами и минигархами-миллионерами вбухивают в российский спорт целые состояния.

«Во времена СССР спорт был призван демонстрировать превосходство советского коммунизма, – говорит профессор Джим Райордан, один из ведущих мировых экспертов по советскому спорту. – Спорт был политическим оружием. Сейчас Путин пытается возродить утраченные во время сумасшедшей ельцинской эпохи гордость, мощь и чувство собственного достоинства России. Лучшего способа, чем футбол с его мировой сверхпопулярностью, и не придумать».

«Путин обложил олигархов дополнительными налогами и принудил их к инвестированию громадных средств в различные национальные проекты, включая футбол, – продолжает Райордан, работавший на московской Олимпиаде-1980 пресс-атташе британской команды. – И они прекрасно знают, что в случае отказа не только потеряют все свои активы, но и могут отправиться по этапу на Волгу».

Роман Абрамович, к примеру, ежегодно тратит 55 миллионов долларов на подготовку футболистов, тренеров и развитие материально-технической базы в детско-юношеском футболе – сумму, превышающую размер годового бюджета РФС.

Чернов, обладающий широкими связями вице-президент одной из добывающих компаний, о спорте и деньгах знает все. Он руководил четырьмя заявочными комитетами, три из которых обернулись неудачей, зато последний – «Сочи-2014» – одержал ошеломляющую победу. На возведение спортсооружений и соответствующей инфраструктуры на черноморском курорте будет освоено 12 миллиардов долларов. Львиную долю суммы инвестирует Олег Дерипаска, который богаче даже самого Абрамовича. А проиграл Чернов конкурс на проведение Евро-2008 (Россия сама сняла свою кандидатуру) и два московских проекта – Всемирные юношеские игры и Олимпиаду-2012. «Передавай привет Себастьяну Коу, – просит Чернов. – Я горжусь, что могу называть его своим другом».

Во время нашего обеда Чернов успел заключить полдюжины сделок по телефону и пригласить к столу одного из своих компаньонов. Чернов передал ему четыре билета на VIP-трибуну на финал Лиги чемпионов: «Я делаю одолжение. Один такой квиток стоит 10 000 евро».

Похоже на преувеличение – на улице билеты предлагают за 2 000 евро. Но Чернов знает, что говорит. На заявках на проведение крупных соревнований он съел собаку и убежден, что России вполне по плечу то, чего не хочет допустить Английская футбольная ассоциация, – стать хозяйкой чемпионата мира-2018.

После южноафриканского (2010) и бразильского (2014) мундиалей ФИФА наверняка захочет как можно больше заработать и на ЧМ-2018. Определяющим фактором в выборе места проведения турнира может стать денежная гонка, в которой Россия способна взять над Англией верх. У других претендентов – Испании, Голландии-Бельгии, Австралии, США и Китая – шансов на успех меньше, зато их акции будут котироваться выше к ЧМ-2022. ФИФА будет рассматривать заявки параллельно и объявит хозяев обоих мундиалей в марте 2011 года.

Чернов, бывший член исполкома РФС, во время своей работы над заявками сделал ряд занимательных расчетов. Самый любопытный из них – сумма «не облагаемых налогом доходов во время турнира». По оценкам Чернова, она составляет 700 миллионов долларов – «билеты, проститутки, чаевые и т.д.; все, что не попадает в официальные документы». Если столько можно выручить на черном рынке, то и «официальных» денег у ФИФА будет более чем достаточно.

Накануне московского финала Лиги чемпионов новый президент Английской футбольной ассоциации своевольный лорд Тризман и министр культуры Энди Бернхэм имели небольшую встречу с новоиспеченным министром спорта России Виталием Мутко, продолжающим возглавлять российский футбол. Речь шла о сделке, по условиям которой Англия поддержит заявку России на проведение Евро-2016, а Россия поможет Англии выиграть тендер на ЧМ-2018.

Комментарий Чернова: «Теперь у нас есть возможность торговаться. Напрямую или не напрямую, официально или неофициально – не важно. Главное – мы можем договариваться. Я бы подал заявки на все турниры – и 2016, и 2018, и 2022. Взять самоотвод ведь никогда не поздно. Важно быть на виду. Даже в случае неудачи можно получить политическую поддержку, сколотить крепкую заявочную команду, обзавестись полезными связями за рубежом. И в следующий раз шансов будет куда больше. Желание, воля, финансы и то, что я называю огромной верой России в свое «спортивное величие», у нас уже есть. Если сейчас мы не самые лучшие, то рано или поздно станем ими. Будет это чемпионат Европы или мира – мне все равно. Это наше время. И мы свое не упустим».

А вот что думает по поводу заявки на проведение чемпионата мира Мутко: «Сейчас Россия принимает решения более взвешенно. Мы не хотим участия ради участия, тем более что Англия – весьма грозный соперник. Олимпиада-2014 потребует огромных усилий и экономических инвестиций. Мы подадим заявку лишь в том случае, если все будет в порядке. К осени определимся».

И в заключение резюме от Джима Райордана: «Русские идут. Но англичане на свой страх и риск проигнорируют их».