4 мин.

Славен Билич: «Я хотел бы тренировать клуб»

О работе со сборной Хорватии

Я хотел бы быть клубным тренером. Тренировать сборную своей страны – огромная честь и ответственность и, скорее всего, наивысшее достижение в моей тренерской карьере. Но, несмотря на это, я хотел бы тренировать клубную команду. Работая в клубе, у тренера гораздо больше возможностей для реализации своих идей и наработок, более тесный контакт с игроками. Подготовка к матчам занимает больше времени, а самое главное, что самих матчей играется больше. Работать с национальной командой сложнее – игроки появляются в распоряжении тренера в лучшем случае за пять дней до матча. Когда тренируешь сборную, в первую очередь необходимо отобрать нужных футболистов и составить план на игру. Игроки должны быть проинформированы о том, что от них требуется и перед ними должны быть поставлены четкие цели. А главное, я должен им продемонстрировать, что я сам верю в достижение этих целей. Они непременно должны понимать, что в сборной нет времени на поиски и импровизацию. Поначалу это тяжело, но затем, когда требования тренера доходят до всех, мы лишь повторяем то, что уже отработали ранее.

О подготовке к матчу

Я люблю заниматься со своими футболистами тем, что мне нравилось, когда я сам был игроком. Я лишь слегка модифицировал то, чему успел научиться. Я никогда не любил долгих накачек перед игрой, так что мы обычно собираемся один раз в течение дня перед матчем и обсуждаем план на игру. Мы анализируем игру наших противников за два дня до матча. По моему убеждению, это лучший способ держать футболистов в тонусе и определенном напряжении, лишь перед самой игрой детально объясняя им, что конкретно от них требуется в предстоящем матче.

О тактике и расстановке

Если это возможно, я предпочитаю чтобы моя команда защищалась и атаковала максимальным количеством игроков. Под расстановкой я подразумеваю движение десяти полевых игроков вдоль и поперек футбольного поля. Если мы играем против равного соперника, то сзади используем четырех защитников в линию. По ходу игры мы легко можем перестроиться из расстановки 4-4-2 в 4-3-3 или 4-5-1. Расположение игроков на поле определяет уровень имеющихся футболистов. Если в твоем распоряжении собраны классные исполнители, схема 4-4-2 идеальна как для наступательных, так и для оборонительных действий.

О тренерском штабе

Я сам отбирал людей, которые должны были помогать мне в сборной. Когда я заключал контракт, это было моим единственным условием. Если бы его не приняли, ни за что бы не согласился на эту работу. Мы все – команда единомышленников, но когда я набирал людей в тренерский штаб, то не руководствовался исключительно дружескими отношениями. Я брал их из-за их профессионализма и высокого класса. Асанович, Просинечки, Юрчевич, Мрмич – все они полны энтузиазма и желания работать. Я думаю, что наши взгляды на футбол совпадают примерно на 90 процентов, но при этом мы строим отношения исключительно на взаимном доверии. Если они в чем-то несогласны со мной, они тут же мне об этом скажут.

О психологическом давлении

По моему глубокому убеждению, психологическое давление обязательно для игроков, так как только испытывая определенный прессинг, человек может показать максимум своих возможностей. Давление, если оно оказывается в разумных пределах, может толкнуть футболистов на настоящие подвиги. Если же оно негативно, оно никогда не скажется на игре положительно. Поскольку мы привыкли исповедовать атакующий футбол, психологический прессинг мотивирует игроков, помогая при атакующих действиях.

Об авторитете

Как тренер, я стараюсь не зацикливаться исключительно на тактике. Работа тренера – как мозаика, состоящая из разных сегментов. Я стремлюсь быть успешным во всех аспектах тренерской деятельности, будучи одновременно и психологом, и вдохновителем и критиком. Вопрос авторитета был очень важен для меня, так как я стал тренировать команду, многие игроки которой еще недавно были моими партнерами по сборной. На мой взгляд, у футбольного тренера есть два способа добиться авторитета – либо быть диктатором, либо показывать игрокам свою компетентность во всех вопросах касающихся игры. Я предпочитаю второе.

Перевод Николая ПРОРОКОВА