4 мин.

Мал, да удал

Фото: AFP/Indranil Mukherjee

О том, что разбрасываться обещаниями бизнесмен не привык, говорит его воспитание, выдержанное в классическом, можно даже сказать � рыцарском, ключе. По настоянию отца, который в молодости сам получил два высших образования (Виттал Маллья параллельно закончил самые престижные заведения страны � Doon School Presidency College), будущий бизнесмен сперва был направлен в элитную школу для мальчиков La Martiniere, что в Калькутте, а затем � в местный университет. Отлично завершив обучение, Маллья-младший в качестве поощрения, а заодно с целью обретения практических навыков, был отправлен в США и Великобританию на стажировку.

Поварившись в соку трансконтинентальных корпораций, наш герой собрался было осесть в Новом Свете, дабы детально изучить специфику заокеанского бизнеса. Однако смерть отца (в 39 лет Виттал перенес обширный инфаркт, после чего его здоровье регулярно ухудшалось) расстроила планы молодого человека. В 27 лет ему пришлось возглавить крупнейшую пивоваренную компанию Индии United Breweries Group (UB), интересы которой с момента создания в середине прошлого века значительно расширились. Виджаю с ходу пришлось вникать в тонкости технологий производства, рекламы и продаж едва ли не всех возможных ассортиментов алкогольных напитков. Кто мог предположить, что управленческий талант Малльи-младшего уже через год позволит говорить о UB как об одной из крупнейших производственных золотоносных жил в стране?!

За счет грамотного подбора квалифицированного персонала (это, к слову, будет отличать нашего героя на протяжении всей карьеры, какую область ни взять), жесткой хватки и постоянной выверки и корректировки курса в экономическом пространстве с ориентацией на передовые мировые модели бизнесмен добился невероятного успеха. Начиная с 1982-го, компания ежегодно добивалась роста показателей, превращаясь из индийской «вещи в себе» в мультиинтернациональный конгломерат, нынче включающий 60 (!) дочерних предприятий. При этом Маллья постоянно декларировал необходимость многовекторного развития UB, что к концу 1990-х позволило фирме всерьез закрепиться на рынках информационных технологий, химических препаратов, инженерии, сельского хозяйства и многих других. Приведем лишь одну цифру, которая, как кажется, наглядно демонстрирует темы роста UB. По данным независимых исследований, в 1998-99 годах ежегодный товарооборот компании составил 1,2 млрд долларов.

Но замыкаться исключительно на бизнесе Маллья не собирался. В 2000-м он всерьез решил начать политическую карьеру и довольно быстро стал руководителем одной из индийских партий. Амбициозный вождь имел наполеоновские планы по покорению парламента страны и ради этого провел масштабную пиар-компанию в прессе, однако на выборах его сотоварищи потерпели разгромное поражение не получив ни единого мандата. Пришлось Виджаю довольствоваться малым � ныне он как независимый представитель является одним из членов Совета штатов, верхней палаты индийского парламента.

В 2005-м наш герой основал частную авиалинию Kingfisher (названа в честь самого продаваемого сорта пива компании UB), нынче соединяющую 32 города. Необычность проекта заключалась в желании предпринимателя обеспечить совершенно новые условия для авиаперевозок соотечественников. Так, Маллья первым в стране закупил самолеты, сконструированные по последнему слову техники � к примеру, он оказался единственным в Индии оператором, подавшим заявку на использование аэробуса А380. Приятно поражает и внимание к клиентам (кстати, в Kingfisher пассажиров запрещено называть иначе как «высокочтимые гости» � за иные варианты, которые трактуются как неуважение к заказчикам, предусмотрена система штрафов). Виджай ежемесячно совершает полеты на рейсах компании и «мониторит» качество обращения с людьми, уровень услуг. Поговаривали, дизайн одежды и обуви обслуживающего персонала по сей день в обязательном порядке должен проходить одобрение шефа. Равно как ни один новый сотрудник не может быть принят на работу, пока Маллья не ознакомится с его досье и не подпишет приказ о назначении.

О частной жизни человека, занимающего 664-е место в рейтинге «Форбс» самых богатых людей планеты (состояние индийца оценивается в полтора миллиарда долларов) известно не так уж много. Он женат, имеет троих детей. Свободное время любит проводить с семьей на вилле Калифорнии, где с удовольствием гоняет по окрестностям на любимом Maybach или пилотирует частный двухмоторный самолет. Что любопытно, Виджай имеет несколько чемпионских титулов как профессиональный автогонщик, наездник и яхтсмен. В связи с последним пристрастием нельзя не упомянуть о гордости нашего героя � судне Indian Empress, приобретенной им у королевской семьи Катара в 2006 году. Корабль примечателен тем, что является одним из крупнейших в мире (95 метров в длину), но при этом может развивать скорость до 24 узлов. В собственности бизнесмена также значатся команда «Формулы-1» «Форс-Индия» (выкупленная в партнерстве с Михелом Молом за 88 млн. евро), футбольный клуб Калькутты, и крикетная дружина из Бангалора.

К чести Малльи, он не замыкается в гламурном мире роскоши и мотовства, проявляя дельный интерес к проблемам индийского общества. Так, благодаря его усилиям в Бангалоре были создан госпиталь и частная школа. А несколько лет назад стараниями Виджая был выкуплен и возвращен в национальный музей страны меч султана Мисора Типу � один из известнейших культурных артефактов региона.