7 мин.

«К российской сборной нет предвзятого отношения»

О Слепцовой

Света уже не в первый раз «проваливает» середину сезона. Исходя из этого негативного опыта, ей совместно с тренерами нужно внести определенные коррективы в подготовку. У меня в свое время была похожая проблема – я очень здорово выступал в начале сезона, в январе-феврале шел спад, а в марте снова намечался подъем. В биатлоне даже нелестный термин есть – «декабрист».

Я долго ломал голову, как это изменить. Противоядие нашлось следующее: я стал делать два пика формы за сезон. Первый, очень сильный пик, приходился на октябрь, соостветственно, в начале сезона наступала фаза небольшого спада, и к началу февраля я выходил на новый пик. Но подчеркну, что подведение спортсмена к главному старту – творческий процесс, и каждый подбирает для себя то, что подходит именно ему. Со Светой тренерам не должно быть сложно найти оптимальную формулу, она девушка талантливая и способная.

Что касается чемпионата мира в Пхенчхане, считаю ее выступление неудачным, несмотря на золотую медаль в эстафете. Это просто не ее уровень. С точки зрения функциональной подготовки в Корее она была, наверное, в своей наихудшей форме. Да, она перенесла бронхит и не смогла до конца восстановиться, но болезнь для профессионального спортсмена не может быть оправданием – в таком случае вообще не надо выступать. Профессионал знает, как надо беречься, как вести себя вне соревнований, в том числе в быту. Можно списать какую-то неосторожность на возраст, но, надеюсь, в будущем подобных ошибок Света не допустит.

О Бьорндалене и Зайцевой

Оба случая – образец того, как спортсмены смогли в оптимальных кондициях подойти к чемпионату мира. Бьорндален сейчас находится в таком возрасте, когда просто необходимо себя беречь для основных стартов. Что он и сделал, на мой взгляд, очень профессионально – пропустив некоторые «проходные» этапы Кубка мира. Наши же биатлонисты порой допускают огромную ошибку, пытаясь выступать на всех этапах в полную силу. На мой взгляд, это на сегодняшний день нецелесообразно – гонок огромное количество, и выдержать в таком темпе весь сезон трудно даже самым талантливым спортсменам. Сам Бьорндален в свое время допускал ошибки – здорово выступал по ходу сезона, а на основных стартах случались провалы. Достаточно вспомнить Олимпиаду в Турине, где он, будучи явным фаворитом, вообще не завоевал ни одной золотой медали.

Что касается Ольги Зайцевой, мне кажется, это тот самый случай, когда все факторы сошлись воедино. Удачно проделанная работа после рождения ребенка, хороший подготовительный сезон... Сестра и тренер Ольги Оксана Рочева рассказывала мне, как они ездили женским коллективом (мама, Оксана, двое детей и Ольга) на небольшом автобусе по всей Европе, участвовали в этапах Кубка IBU, проводили объемные тренировки. В конце прошлого сезона Ольга побегала, переварила этот объем, а в начале нынешнего – попыталась себя планомерно разогнать через старты на высоком уровне. Это удалось ей идеально. Я ценю две ее бронзовые медали ничуть не меньше, чем два золота.

О проблемах Круглова

Как человек, наблюдающий со стороны, я могу только рассуждать, не делая никаких безответственных заявлений. Конечно, Николай немного себя «потерял». Вполне возможно, что причиной тому – усталость, так как пострадала именно лыжная составляющая. Может быть, потеряна мотивация, или имеются проблемы с психологией. Круглов еще достаточно молод и может показать серьезные результаты, в этом нет никаких сомнений. Но текущую ситуацию надо исправлять.

Тренеры должны поговорить с ним, понять проблему. Возможно, стоит «сдвинуть» подготовительный период ближе к осени, а лето пройти в более щадящем режиме. Для изменения ситуации нужны радикальные меры, и самое простое сейчас – завершить провальный сезон и дать организму отдохнуть. Поехать на море, заняться чем-то отвлеченным, вообще забыть про спорт и тренировки месяца на три. Терять ему нечего, а хуже от этого не будет. Очень важно отдохнуть психологически. На Колю сейчас оказывается серьезное давление со стороны болельщиков и сборной, и это может просто «сжечь» его изнутри. Чтобы подобного не произошло, ему нужно как следует отвлечься, восстановиться и с новыми силами начать подготовку к олимпийскому сезону.

О подготовке мужской сборной

Нужно помнить, что тренерская работа – это всегда творческий процесс. Каждый новый сезон не похож на предудущий, невозможно скопировать под кальку тренировочный процесс прошлого года и получить точно такой же результат. Любому думающему тренеру, пытающемуся найти наиболее оптимальный и наилучший стиль подготовки спортсмена, присущи в том числе и ошибки.

Может быть, тренерская бригада в этом году не угадала с тактикой. Но я уважаю Аликина как тренера и ценю как хорошего специалиста, и готов отстаивать свое мнение. Считаю, что Аликин – человек, который на сегодняшний день является лучшей кандидатурой на пост тренера мужской сборной. Другое дело, что с него не мешало бы снять роль старшего тренера – это и лишняя ответственность, и давление, и постоянная писанина... Ему нужно быть просто практиком – человеком, который занимается спортсменами и больше ничем. А должность старшего тренера должен занимать отдельный человек, который управлял бы общим процессом и направлял всю команду.

Об «антироссийском» заговоре

Не существует предубеждения против российской сборной, как нет ничего сверхъестественного в сложившейся ситуации. Не секрет, что Россию на Западе всегда недолюбливали и боялись, и это накладывает свой отпечаток в том числе на спорт. И поскольку наша команда является фаворитом, естественно, что у нее есть серьезные оппоненты, которые всяческими путями пытаются нивелировать преимущество российских биатлонистов. Прежде всего, это психологическое давление – попытка дезорганизовать, спровоцировать на определенные действия и высказывания. Российскому менталитету присуще проявление эмоций, иногда необузданных, поэтому подобные провокации проходят «на ура».

Это не предвзятое отношение, а обычные инструменты, которыми пользуются практически все сборные по отношению друг к другу. Просто о конфликтных ситуациях, происходивших с другими командами, мы практически ничего не слышим. Нам бы вообще стоило поучиться у руководителей западных команд, как использовать ошибки других. Надеюсь, что с новой командой Прохорова у нас появятся и юристы, и профессиональные PR-менеджеры, которые сумеют отслеживать такие ситуации и правильно ими распоряжаться.

О чемпионате Европы

Огромной ошибкой было вводить квоту до 26 лет. Думаю, что это должны вскоре исправить. Иностранные специалисты придерживаются того же мнения. Чемпионат Европы потерял былую остроту, так как теперь у большинства сильных спортсменов нет возможности в нем участвовать. Критерий для оценки уровня спортсменов на чемпионате Европы фактически отсутствует. Наши биатлонисты завоевали медали? Хорошо. А если еще десяток соперников убрать, то вообще все россияне будут занимать первые места. Нет ни жесткой конкуренции, ни соответствующей возможности сделать выводы о готовности участников – в итоге чемпионат Европы превратился в самый обычный старт.

Об этапе в Ванкувере

У меня самые теплые воспоминания о Канаде. В Калгари я стал олимпийским чемпионом, выиграв в 1988-м году вторую золотую медаль. Та Олимпиада запомнилась прекрасной организацией, поэтому уверен, что и в Ванкувере все пройдет на высшем уровне. Читал в интернете, что некоторые наши спортсмены жалуются – мол, поперек трассы бульдозер стоит, стрельбище еще не открыто… Все это – временные издержки.

Разумеется, каждому спортсмену, планирующему выступление на Олимпиаде, крайне необходимо опробовать эту трассу. Перелеты и акклиматизацию все переносят по-разному, поэтому каждый должен проследить для себя, на какой день каким образом он себя чувствует, каково его функциональное состояние. Без таких нужных «мелочей» не может складываться хороший результат.