5 мин.

Апогей безумия

Что такое финал NCAA? В числовом эквиваленте – это 72922 человека на трибунах и миллионы у экранов. Эмоционально – это пиршество молодости и страсти. Стадион превращается в живой реактор, болельщики – в микрочастицы. Энергия льется через края. Участвовать в таком действии – мечта любого студента Соединенных Штатов. Дойти до главного финала – подвиг. Подвиг, который по силам немногим. Самым безумным из всех безумных. Причем, безумие это должно проявляться конкретно в определенный отрезок времени. До этого не считается. И в этом году в главном матче «безумия» сошлись лед и пламень. Лучшая атака против лучшей защиты. Звезды против крепкого коллектива. Мало кто оспорит, что до финала и Университет Северной Каролины, и Университет Штата Мичиган были достойны победы. Но трофеи, как известно, не бюджеты, их пилить нельзя. Нужно выявлять победителя. И игра обещала быть яростной и бескомпромиссной.

Рой Уильямс и Том Иззо встретили друг друга натянутой улыбкой. Спустя мгновенье это доброжелательное движение мышц лица было растворено в разнообразии мимических форм проявления чувств, и они словно боксеры разошлись по разным углам ринга. Иззо успел показать Уильямсу свой план на игру. Просто так. Символичная такая случайность. Никто не готовил никаких сюрпризов. Их команды изучены от и до. Они просто вышли показывать свой баскетбол.

Бело-зеленая толпа ревела. Центровой «Северной Каролины» Томпсон сумел выиграть мяч только со второй попытки. Игроки были заряжены до предела и ястребами бросались на паркет за мячом. На два очка все того же Томпсона «Мичиган» отвечает трехочковым попаданием Горана Сутона. 3:2 – это был первый и последний раз, когда «Спартанс» вели в счете по ходу этой встречи. И длилось это немногим больше той завязавшей сюжет улыбки – 19 секунд. «Тар Хилс» тут же навязали высокий темп и начали монотонно наращивать преимущество. За шесть минут игры они ушли в отрыв на пятнадцать очков, которые стали своеобразным ориентиром хода этой игры и силы команд. «Мичиган» не мог погасить скорости, не мог на равных играть в такой баскетбол. Все это выливалось в неподготовленные атаки, волнение и соответственно в потери и фолы.

«Спартанс» не удавалось поразить корзину противника отрезками по две-три минуты. Неразбериха постепенно превращалась в панику. Лица на скамейке запасных тускнели, а на площадке царил хаос. Крис Аллен, проваливающий турнир и бросающий с процентом ниже 35, мазал раз за разом. Лукас продолжал терять мяч, «большие» проигрывать подбор, а один из лучших специалистов по игре в защите в NCAA Трэвис Уолтон – упускать Уэйна Эллингтона, набравшего с игры 12 очков при одном промахе. Молодого и в меру талантливого Моргана не привело в чувство даже столкновение с Грином: не только лицо, но и игра была скрыта под его защитной маской. Иззо взял первый тайм-аут за семь минут до конца перовой половины при счете 43:20. Главный тренер «Спартанцев» призвал подопечных собраться и играть предельно жестко. И это удается. Защита вновь начала работать на полную мощность, Сутон – выигрывать подбор. Рывок 10:5 не выглядит серьезным, но становится своеобразным звоночком для Роя Уильямса, который не стал пускать все на самотек и взял ответный тайм-аут. Шахматы были недолгими. «Северная Каролина» вновь взяла нити игры в свои руки и закончила первую половину 55:34. В эти цифры заложено сразу два рекорда: самая большая разница и самое большое количество очков, набранных одной командой в истории турнира.

Подопечные Уильямса напоминали великолепно обученный отряд хладнокровных убийц. Каждая атака несла в себе две составляющие: мысль и скорость. Инсайд «Мичигана» трещал по швам: Томпсон, Хэнсбро и отлично влившийся в игру Эд Дэвис вчистую переигрывали переднюю линию «Спартанс», а Тай Лоусон постоянно терроризировал фронткорт противника своими проходами. Игра по своей сути была сделана за двадцать минут чистого игрового времени. Конечно, все помнили, что «Мичиган» значительно прибавляет во второй половине («Луисвилль» и «Коннектикут» были переиграны в девять и семь очков соответственно). Но поверить в то, что им удастся отыграть 21 у этой «Северной Каролины», мог только закоренелый оптимист.

Второй период должен был сменить роли: «Мичиган» нужно было атаковать, а «Тар Хилс» сбивать темп. Так оно и случилось. Но у «Спартанс» силы были на исходе, а вера и надежда растворились в гуле шумной толпы. Только Мэджик Джонсон питал какие-то иллюзии, не покидая трибуну практически до последнего. Впрочем, на то он и «Волшебник». Чудеса – его профессия. Бывшая профессия. «Спартанс» за пять минут до конца сократили отставание до 13 очков. Но это все были последние отголоски этой команды и этой игры. Горан Сутон все еще казался взрослым дядькой, затесавшимся в состав к каким-то школьникам, а Том Иззо барражировал вдоль боковой линии. «Мичиган» умирал в образе этих двух грузных и совершенно разных людей.

«Северная Каролина» даже и не думала терять концентрацию. Эллингтон и Грин успели напористо обсудить четвертый фол последнего. Они – профессионалы, показавшие свой класс в игре с сильной, но студенческой командой. Хэнсбро, Эллингтон, Лоусон, Грин, Дэвис, Томпсон – это все будущие игроки НБА. А сейчас они одна из лучших команд в истории студенческого баскетбола. И даже приз самому ценному игроку трудно было вручить кому-то одному. Хэнсбро спокойно без напряжения отыграл матч на своем уровне. Лоусон прекрасно вел игру, был очень настойчив, упорен и ухитрился восемь раз перехватить мяч, установив тем самым рекорд, который продержится еще очень долго. А Уэйн Эллингтон стал олицетворением всей игры «Северной Каролины»: в первой половине он был неудержим, а во второй успокоился и набрал только два очка, да и то с линии штрафных бросков. Видимо поэтому ему награда в итоге и досталась.

Как известно, история имеет свойство повторяться. Может в разных лицах и немного иных сюжетах. «Спартанцев» этих не триста, Иззо – не Леонид, а «Тар Хилс» – не персы. И бой был проигран не из-за предательства, а в честной и численно равной схватке. Но это не означает, что подвиг «спартанцев» от студенческого баскетбола не займет свое место в истории. Оно ему приготовлено и с теплотой его дожидается. А в следующем году все вновь начнется сначала, ведь команд в данном составе мы уже никогда больше не увидим. Разве что на повторе. Может этот турнир этим и прекрасен. Новые лица – новые сюжеты и новые подвиги.