13 мин.

Дисгармония между Рокетс и Стивеном Сайласом – что пошло не так в перестройке Хьюстона

Перевод статьи The Athletic от 9 апреля «The disharmony between the Houston Rockets and Stephen Silas and their impending divorce». Авторы: Келли Ико, Шамс Чарания и Сэм Амик.

За пару часов до заключительного домашнего матча Рокетс в регулярке, Стивен Сайлас в привычном формате общался с прессой — он сидел на трибуне в укромной комнате на нижних этажах Тойота-центра, — но что-то чувствовалось иначе.

За 3 года, которые Сайлас занимал эту должность, его дружелюбное и жизнерадостное поведение оставались визитной карточкой предматчевых встреч. Однако в тот вторник Сайлас казался задумчивым и самоанализирующим, как будто знал, что вопросы о его будущем не заставят себя ждать. Он говорил как человек, уверенный в себе даже на фоне неизвестности впереди.

«Я горжусь работой, которую я сделал, — сказал Сайлас. — У меня трехлетний контракт, и это последний домашний матч моих трех лет, так что что будет, то будет, но я могу только гордиться этим временем».

Если его слова звучали как горькое прощание, то только потому, что это так и было. Когда он принял эту должность в 2020 году, ему предложили трехлетний контракт с опцией команды продлить его на еще один год до конца сезона 2023-24.

Однако победа над Вашингтон Уизардс стала последней игрой Сайласа на скамейке Хьюстона. Сайлас, который за свой срок у реля набрал 59 побед и 177 поражений, не получит продление контракта, и стороны назначили встречу на понедельник для официального сообщения об его отстранении, говорят источники. Рокетс считают, что смена тренера необходима для следующего этапа их многоступенчатого процесса и хотят видеть более опытного тренера в новом сезоне.

Тем не менее, это разочаровывающий конец отношений, начавшихся с надеждой на лучшее.

После поражения Рокетс во втором раунде плей-офф в 2020 году от будущего чемпиона Лос-Анджелес Лейкерс, тогдашний главный тренер Майк Д'Антони решил уйти с поста. Дэрил Мори, который был генеральным менеджером более десяти лет и видел надвигающиеся перемены, вскоре последовал за ним.

Сайлас, долгосрочный ассистент, который был широко уважаем за свою работу над игрой в нападении, только что завершил сезон, в котором он стал неотъемлемой частью атакующего рейтинга Даллас Маверикс — 115,9, самый высокий в истории НБА на тот момент. Сайлас очаровал руководство и владельцев своим пониманием стратегии игры, внушая уверенность в том, что он сможет найти эффективное взаимодействие на площадке с Джеймсом Харденом и Расселлом Уэстбруком и вернуть Рокетс в борьбу за титул — и убедил организацию, что он является подходящим кандидатом для этой работы.

Однако после его назначения ситуация быстро ухудшилась. Источники утверждают, что Уэстбрук настойчиво выступал за назначение Сайласа главным тренером команды, но через несколько недель после назначения попросил обмен. Уэстбрук был отправлен в Вашингтон в обмен на Джона Уолла, Харден запросил обмен и после его перехода в Бруклин Нетс остались несколько неуместных элементов, с которыми пришлось работать.

Сайлас, проведший 20 сезонов на тренерской скамейке в качестве ассистента, надеясь, что однажды ему удастся возглавить команду в роли главного тренера, внезапно оказался в некомфортном положении. В одно мгновение Рокетс перешли от наличия одного из лучших молодых тренеров у руля претендующей на чемпионство команды вокруг Хардена и Уэстбрука к полномасштабной перестройке.

Хотя полномочия Сайласа начались в 2020 году, перестройка Хьюстона не стартовала еще сезон до драфта-2021, когда Джейлен Грин и Альперен Шенгюн были выбраны под 2-м и 16-м пиками соответственно. После первого сезона Сайласа он сам и в целом Рокетс как организация, казалось, создали образ будущего и путь к нему для франшизы. Внутри клуба Сайлас и руководство проводили открытые беседы о стратегии восстановления. Четыре новичка, выбранные летом, сигнализировали об изменении относительно первоначальных ожиданий тренера, но это был вызов, который он принял.

Однако примерно в это же время, он почувствовал, что его влияние на команду подавляется еще сильнее. Для Сайласа проблемы усиливались с каждым сезоном, с приоритетами, сосредоточенными на накоплении молодых талантов, драфтовом капитале и достижении финансовой гибкости и гибкости состава, а не на результатах на паркете, от которых обычно зависит сохранение работы тренеров. Рокетс достигли своих целей по количеству пиков (семь выборов первого раунда до 2029 года) и гибкости зарплатного капа на будущие годы (свыше 60 миллионов долларов пространства под потолком этим летом).

На протяжении всего срока работы Сайлас чувствовал давление генерального менеджера Рафаэля Стоуна, с которым главному тренеру приходилось справляться. Несмотря на то что между ними постоянно велся позитивный диалог, Стоун, по словам источников, регулярно присутствовал на тренировках, разминках, совещаниях тренеров и просмотрах записей матчей, часто высказывая свои предложения и советы.

Дошло до того, что в одном из случаев перед сезоном 2021-22, Стоун прервал занятие под руководством Сайласа, чтобы высказать свое мнение и показать защитные позиции нескольким игрокам, – именно это говорят источники, обладающие прямыми свидетельствами об этом случае. Вмешательство достигло такой степени, что в конечном итоге Сайласу пришлось сообщить Стоуну, что он больше не может прерывать тренировочные занятия тренера. «Стивен должен был обратиться к руководству и предъявить претензии», - сказал один из источников, знакомых с ситуацией. Больше такой ситуации не повторялось.

Тем не менее, явное управление Сайласом проявлялось в нехватке авторитета в раздевалке и за ее пределами. Сайлас, по словам источников, испытывал трудности в общении с такими игроками, как Кристиан Вуд и Кевин Портер-младший, что стало очевидным после их дисквалификации в январе 2022 года. Уолл и Сайлас были близки и могли бы помочь установить порядок, но решение исключить опытного разыгрывающего из ротации было указанием от вышестоящего руководства. Между Вудом, Грином, Эриком Гордоном и Портером возникло тайное соперничество за место в иерархии. В результате, в команде не было явного лидера.

«Мне кажется, я могу взять на себя больше (лидерских) обязанностей», - сказал Грин после разочаровывающего поражения на выезде от Никс в конце ноября. «Просто вернуться к тому, что мы делаем, - или, может быть, взять контроль над мячом. Больше контролировать мяч. Не знаю. Я новичок, мне все еще многое предстоит разобрать на данный момент. Я не хочу форсить что-то или пытаться создать видимость, что я пытаюсь захватить инициативу. Когда придет время, оно придет.»

Однако источники, близкие к Грину, требовали большей структуры и комбинаций, полагая, что свободная система и отсутствие настоящего «генерала на паркете» не способствуют развитию новичка.

Отсутствие лидерства вне поля превратилось в хаос на нем, итог сезога: 20-62. В атаке игроки отклонялись от игровых планов и прибегали к собственным задумкам. В обороне усилия в большинстве своем отсутствовали в приципе. Неудивительно, что Рокетс, согласно данным Cleaning the Glass, занимают одно из последних мест по эффективности атаки и обороны за последние три сезона.

«Я рад, что ушел оттуда в тот момент» – сказал The Athletic один из бывших игроков.

Когда в Crypto.com Arena прозвучала сирена в ночь на Хэллоуин и верные болельщики Клипперс взорвались от радости, огорченный Сайлас медленно повел свою команду с поля.

Эмоции были видны на лице главного тренера, когда он присел под туннелем и остановился в коридоре перед разговором с прессой – разочарование, уныние и грусть – все и сразу.

Группа игроков, следовавших за ним, была в эмоциональной гармонии, полностью осознавая масштаб игры, которая только что выскользнула из их пальцев. Упущенный шанс и совместная тревога, которая с ним шла, стали главной темой обсуждения в раздевалке в тот вечер.

Это была битва, которая свелась к считанным дюймам - вытянутая рука Гордона к броску с отклонением Пола Джорджа на последних секундах – но на самом деле Рокетс были далеки от серьезной конкуренции. И результат, еще одно поражение Рокетс, принес боль, которая стала уже слишком знакомым ощущением для Сайласа и всей организации.

Простого взгляда достаточно, чтобы подумать, что это просто еще одна молодая команда, переживающая проблемы роста. Но, как несколько источников поделились в детальных обсуждениях о том, что происходило тогда и теперь внутри команды, на самом деле это была группа людей, борющаяся с кризисом самоидентификации, главный тренере, стоящий на выход, фронт-офис, которому крайне необходимо вернуть этих Рокетс к значимости в лиге, и разочарованный владелец, который не боится делать необходимые изменения.

На старте процесса перестройки у Рокетс был четкий план по достижению своих целей. Внезапный уход Хардена в январе 2020 года в какой-то степени потряс организацию, но это не было тем, от чего франшиза не могла бы отскочить, особенно с находчивым фронт-офисом под руководством Стоуна и преимуществом времени на их стороне.

Рокетс все время знали, что этот сезон, по сути, был ожиданием, пока приближался драфт 2023 года, а знаменитая фраза Фертитты «Молитесь за Виктора» на улицах Галвестона ясно указывала на надежду, связанную с французским феноменом Виктором Вембаньямой. Это также совпадало по таймингу с летом, когда у них появилась значительная сумма свободного пространства по зарплате и реальная возможность улучшиться.

Для Сайласа это означало, что он будет своего рода тренером-заполнителем, если были выполнены несколько основных задач: вдохновить эту молодую группу игроков на высокий уровень конкуренции внутри, делать это вместе и улучшаться на ходу. Простой ряд задач в вакууме, но, судя по тому, что произошло за последние два сезона, сложный.

Жесткое начало сезона 2-12 почти повторяло старт 1-15 годом ранее, оба с серьезными мыслями об увольнении Сайласа, сообщали источники The Athletic. Были установлены внутренние критерии прогресса, которым он должен был соответствовать, чтобы продолжать работу в качестве главного тренера, но в конечном итоге он смог сохранить свою работу в обоих случаях благодаря своевременным победам в течение этих ранних периодов оценки. Затем 11 декабря Сайлас столкнулся с потерей своего отца, Пола, и в этот момент Рокетс полностью намеревались позволить Сайласу закончить сезон.

Однако главной проблемой очередного сезона было снова отсутствие идентичности. Как и в предыдущем году, в нападении команды все еще не было четкого порядка. Рокетс выбрали Джабари Смита-младшего на общем драфте под третьим номером, но в течение большей части сезона им трудно было включить его в игру на фоне двух разыгрывающих, которым не хватало согласованности и исполнения в атаке – Грина и Портера. Это, в сочетании с недовольным Гордоном и прогрессирующим Шенгюном - который вообще начинал год в качестве запасного Бруно Фернандо - сделало игру в атаке Рокетс еще более путанной.

Значение Шенгюна для атаки Хьюстона в какой-то момент стало совсем очевидным - на целых 7 очков лучше с ним на площадке, по данным Cleaning the Glass, но его стиль порой конфликтовал с основными защитниками команды. В последние недели сезона Грин и Шенгюн смогли наладить химию между собой.

Эти проблемы с Портером и Грином, казалось, проистекали из отсутствия осмысленного движения мяча в атаке. Хьюстон был командой среднего уровня с точки зрения количества сделанных передач за игру, но был последним по ассистам и 12-м по изоляциям за игру. Рокетс также занимали 12-е место по очкам в таких атаках, что делало их нападение статичным и легким для защиты.

После этого возникла проблема с Гордоном, единственным ветераном, который связывал две эпохи и устал от окружавшей его дисфункции. Хотя Гордон понимал курс организации Рокетс, источники говорят, что перед сезоном он обратился к Сайласу с предложением: он хотел, чтобы его роль в атаке была более значимой и стабильной. Гордон считал, что это поможет в развитии молодых разыгрывающих, и что его собственная торговая стоимость в лиге возрастет в результате. Это, по его мнению, было бы выигрышной ситуацией для всех. Сайлас, большой поклонник бывшего лауреата премии «Шестой игрок года», полностью понимал позицию Гордона, но подчеркивал, что это было вне его контроля, говорят источники.

До ухода Гордона в феврале, он неоднократно выражал своё недовольство развитием событий как на площадке, так и вне её, своим товарищам по команде, тренерскому штабу и высшему руководству команды. Ценность и важность Гордона для Хьюстона были очевидны, но были моменты в сезоне, когда Сайлас отклонялся от ожидаемого и предоставлял ему право принимать решения в концовке матчей, когда топы франшизы требовали играть через Грина или Портера.

Что касается обороны, то хотя Сайлас и пытался подчеркнуть важность универсальности там, было очевидно, что это не его сфера экспертизы. Его игроки были плохо подготовлены к защите, и он так и не смог найти подходящую схему, чтобы компенсировать их многочисленные слабые стороны в этом аспекте.

Тем не менее, Сайлас мог и должен был справиться с этим лучше. У него может и не было полной автономии, которую он ожидал, но он не справился с рядом ключевых вопросов тренерского искусства.

Сайлас регулярно оказывался тактически уступающим своим соперникам и не находил постоянных ротаций или замен – особенно касательно Портера, Шенгюна и Грина для улучшения игры команды и создания моментов. Его видение свободной системы конфликтовало с неопытными игроками, и он не адаптировался достаточно хорошо к их навыкам.

Рокетс проиграли множество матчей из-за коллапсов в четвертой четверти, некоторые из которых были связаны именно с неправильным управлением ходом игры тренерским штабом. С точки зрения таланта, у Хьюстона было достаточно огневой мощи, чтобы сделать матчи конкурентоспособными, но им не хватало понимания того, как преодолеть этот разрыв, и это сводилось к ответственности главного тренера.

Прогресс, безусловно, был, особенно с умением Грина находить фолы и выходить на линию штрафных, развитием Кеньона Мартина-младшего, улучшением игры Смита и большей зрелостью и эффективностью Портера.

С наступающим поиском нового тренера, более чем 60 миллионами долларов пространства на зарплаты и возможностью начала с чистого листа, давление снова перемещается от Сайласа на Стоуна и руководство франшизы, которой нужно восстановить порядок.

По данным источников, первыми кандидатами на пост главного тренера Рокетс будут главный тренер Рэпторс Ник Нерс, помощник тренера Уорриорз Кенни Аткинсон, бывший тренер Лейкерс Фрэнк Вогель, экс-тренер Хорнетс Джеймс Боррего, помощник тренера Рэпторс Адриан Гриффин и бывший тренер Селтикс Име Удока. По данным источников, у Рокетс будет список из примерно восьми кандидатов.

Нерс считается одним из лучших тренеров лиги и будет главной целью для открывшейся вакансии, если он и Рэпторс расстанутся, что ставит его в лидирующую позицию относительно своего будущего. У Нерса остается еще один сезон по контракту, стоимостью более 8 миллионов долларов в год, согласно источникам.

Кто бы ни занял эту должность, много вопросов остается за пределами тренерского места. Получат ли они Вембаньяма на драфте 22 июня или, может быть, им достанется Скут Хендерсон? По данным источников, на Стоуна оказывается серьезное давление, чтобы этим летом все сделать правильно.

«Это может стать решающим летом для (Стоуна)», - сказал один источник, знакомый с положением дел команды.

Что касается Сайласа, он покинет Хьюстон, веря в то, что он сделал все возможное в сложной ситуации. Это было время перемен для этих Рокетс, которые прошли от участия в плей-офф на протяжении восьми сезонов подряд (включая пять выходов за пределы первого раунда) до трех трудных лет под его руководством.

«Это было весело,» - сказал Сайлас на этой неделе о своем времени в Хьюстоне. «Это был замечательный опыт. Это то, что я буду хранить на всю жизнь. Быть частью этой организации, быть на этом месте с этими молодыми парнями с широко раскрытыми глазами, желающими тренироваться, обучаться и развиваться. Я благодарен всем тем, кто вложился в меня, чтобы я мог вложиться в них. Год был тяжелым во многих отношениях, но я так горжусь этими ребятами и их ростом.»

Фото: Sean Reilly / The Athletic; Photos: Tim Warner/ Cato Cataldo/ Thearon W. Henderson / Getty Images