12 мин.

Даниил Мове: «Я готов к переходу в «Формулу-1»

Мы беседовали с Даниилом Мове накануне его отлета в Монако, где он должен был принять участие в очередной гонке Мировой серии «Рено». Ранний отъезд был связан в том числе и с тем, что в Монте-Карло во вторник ему предстояло сыграть на традиционном благотворительном футбольном турнире «Гонщики «Формулы-1» против «Звезд». Даниила пригласили сыграть в команде пилотов, вместе с Феттелем, Петровым и Шумахером – в какой-то степени это был аванс и его гоночному таланту.

Поводом для нашей встречи, впрочем, стало не это. Пару недель назад Даниил удивил всех, открыв собственный крытый картинг практически в центре Москвы. Причем, сооружение построено с размахом как с точки зрения размеров трассы, так и с позиции ее инфраструктуры. Как выяснилось, сам Даниил рассчитывает, что картодром превратится не просто в очередную площадку для развлечений, а в настоящий центр автоспортивной жизни столицы.

- Даниил, мы с тобой беседовали два года назад, и тогда ты рассказывал, что для того, чтобы обеспечить себе место в команде на очередной сезон ты даже машину продал. И вот, спустя два года, ты открываешь картинг-центр.

– Я открываю центр как один из партнеров – есть инвесторы, которые вложили свои средства в проект. И честно говоря, найти на это средства было куда проще, чем на выступления в автоспорте. Тут для наших бизнесменов все понятно – есть цифры, есть конкретные расчеты по доходам и окупаемости. И у меня даже был большой выбор, с кем делать этот бизнес. В этом смысле добывать деньги для гонок гораздо сложнее. Вот в Европе понимают, зачем это нужно, а у нас пока еще нет. Но есть продвинутые компании, с которыми мы сотрудничаем, и благодаря которым деньги находить все же удается.

- Почему ты решил это сделать именно теперь? Ведь пока ты активно выступающий пилот, и тебе явно есть чем заняться.

– Одна из причин того, почему я сделал это сейчас, а не потом, заключается в том, что пока у меня наполеоновские планы в автоспорте, мне нужно как-то помогать своей семье, маме с папой, и так далее. Я же не могу тратить на это деньги, которые мне дают спонсоры – их всегда не хватает, и если кто-то предоставляет мне дополнительные средства на гонки просто на личных контактах, я не могу потом взять и положить их себе в карман. К сожалению, обычно получается, что денег автоспорт мне не приносит. Были год-два, когда я зарабатывал на автоспорте, но в прошлом году, к примеру, доходов не было. На этот год тоже пока необходимый бюджет набран не на 100 процентов.

Вторая причина – это то, что сейчас у меня есть имя, а завтра его может не быть. Так что надо пользоваться моментом. Кроме того, ты не представляешь, насколько легче теперь будет вести переговоры со спонсорами. Одно дело, когда ты какой-то гонщик, и приходится рассказывать, кто и что ты, а другое – когда ты владелец картодрома.

Ну и третье – желание сделать центр автоспорта для нас в России. Проблема в том, что у нас автоспорт ассоциируется только с «Формулой-1», а российский автоспорт – это гараж, заряженная «девятка», или какой-то картинг, где нечем дышать и кормят невкусно. Мы хотим поднять эти ассоциации на новый уровень, показать что автоспорт – это все же немногое другое.

- Хорошо, давай поговорим о твоих выступлениях в Европе. Если средства на сезон еще не набраны, выходит, нет гарантии, что ты его закончишь?

– Гарантия есть, благодаря моим друзьям, которые готовы меня поддержать, если я не наберу бюджет. Но у меня есть перед ними обязательства, и я стараюсь не злоупотреблять их возможностями, так что продолжаю искать партнеров.

- Многие наши гонщики жалуются, что в России очень сложно найти деньги на выступления в автоспорте, так как не все у нас в стране даже представляют себе, что это такое, а вот на Западе, дескать, все иначе. С другой стороны, многие европейские гонщики, напротив, говорят, что в Европе денег на автоспорт нет, а вот приходят русские пилоты с бюджетами и отбирают их места. Кто прав?

– Истины, на самом деле, нет, тут все субъективно. На мой взгляд, дело в том, что у российских компаний интерес к автоспорту все же есть. Он появился в последние два года, после прихода Виталия Петрова в «Формулу-1», и сейчас переговоры проходят совершенно по-другому. Этот рынок вот-вот взорвется. При этом, русских пилотов мало, в то время как в Европе гонщиков огромное количество, и они борются за спонсорскую поддержку между собой. А с другой стороны, в России автоспорт дает большую медиаотдачу, так как европейским гонщикам, чтобы о них писали в прессе, нужно проявлять себя, добиваться каких-то результатов. В то время как нашим пилотам достаточно просто выступать в европейской серии, и его уже знают, о нем уже говорят. Да и потом, русские платят исправно, а за европейского пилота в итоге могут и не заплатить.

- Каковы твои цели на этот сезон в Мировой серии «Рено»?

– На ближайшее время – очень важно хорошо проехать Монако и Спа. Монако – это, конечно, большая рулетка, но должна же удача и нам когда-нибудь улыбнуться. Причем, если ехать аккуратно, «наверняка», то я буду в первой восьмерке, или даже пятерке. Но хочется выше. Можно рискнуть, и тогда ты будешь либо первым, либо никаким. Я буду рисковать. Пятый или двадцатый – это для меня одно и то же, во всяком случае в Монте-Карло. Это как отдельный чемпионат (Даниилу не повезло – на первом круге на его автомобиле возникли проблемы с электроникой, откинувшие пилота на последнее место, однако по ходу гонки Мове пробился на 15-е место – прим. Sports.ru).

- Какое место по итогам серии ты будешь считать удовлетворительным для себя?

– Удовлетворительным – в семерке. Хорошо – в пятерке. Если удастся попасть в тройку – это будет очень здорово.

- А после окончания сезона – цель перейти куда-то выше или нужно закрепиться в серии и ставить более высокие задачи на следующий сезон?

– Я готов к переходу в «Формулу-1», но если потребуется, я и еще год буду выступать в серии «Рено». Понятно, что потребуется большой бюджет, но это нормально. Никто же не задается вопросом, почему футбольному клубу «Зенит» нужны деньги. И эти деньги кто-то платит – тот, кто получает рекламу. В автоспорте такая же ситуация, просто часть спонсоров приводит пилот.

- Если пробиться в «Формулу-1» все же не получится, когда наступит момент, когда Даниил Мове скажет: «Пожалуй, хватит, пора обратить внимание на что-то другое»?

– Думаю, такое решение не связано с возрастом – такое может произойти, когда я пойму, что попасть в «Формулу-1» не смогу, что это невозможно. Но я считаю, что возможно все и всегда.

- В «Формуле-1» в последнее время происходят удивительные вещи – 5 гонок, 5 победителей из 5-и разных команд. Есть спор, который начал Шумахер, по поводу того, хорошо или плохо то, что резина вносит столь значительный вклад в результаты.

– Мне сложно оценивать, так как я не нахожусь там внутри. Лично мне нравится, так как у всех есть шансы. Если сравнивать с Мировой серией, то у нас в общем-то такая же ситуация. Сегодня чья-то машина лучше, завтра хуже, ведь болиды у нас одинаковые, и на первое место выходят настройки. Что касается «Формулы-1» – да, мало кто ожидал победу Мальдонадо в Испании, но давайте посмотрим, что будет дальше, ведь вполне возможно, что в «Уильямсе» действительно построили неплохую машину.

Мне кажется, начинают давать свои плоды ограничение бюджетов и ограничения регламента. И на первое место выходит не то, у кого больше денег, а лучший менеджмент, лучшая организация, лучший инжиниринг. Раньше тоже не всегда побеждали самые богатые, но все равно все, что мы могли обсуждать – это как Бриаторе, потратив 250 миллионов, победил «Феррари», потратившую 500. Но никакая команда с бюджетом в 100 миллионов не могла биться за победы. Сейчас с бюджетом в 70-75 миллионов уже можно бороться за победу. К примеру, «Лотус» тратит вдвое меньше, чем «Ред Булл», но при этом борется практически на равных.

- К слову о «Лотусе» – в межсезонье Виталию Петрову пришлось уйти из этой команды, и он оказался в «Катерхэме», которая пока лишь мечтает о том, чтобы заработать очки. Насколько тяжелая это ситуация для гонщика, когда он только что боролся за подиумы, а затем вынужден перейти в гораздо более слабую «конюшню»?

– Я был в подобной ситуации, когда в Мировой серии переходил из одной команды в другую. В «Формуле-1», с одной стороны, пережить это чуть полегче, так как все понимают, что это не ты разучился ездить, а болид не позволяет добиться большего. А с другой – и давления побольше, больше внимания, и так далее. К сожалению, в России все равно не все понимают, что происходит – говорят, дескать, что там Петров в хвосте едет. Хотя на самом деле Виталий хорошо выступает, борется за позиции, на равных конкурирует с напарником – одним из самых крутых гонщиков чемпионата. Поэтому, я думаю что да, сложно.

Да, Виталику сложно будет вернуться в топ-команду. Дверь еще не закрыта, но открыта уже не так широко. Но ведь не стоит забывать, что таких пилотов, выступающих в главном мировом автоспортивном чемпионате, всего 24. Пусть каждый задаст себе вопрос – вы бы не против были сейчас в «Катерхэме» погонять? Или даже спросите у любого гонщика в мире, кроме тех, что выступают в «Формуле-1», хотят ли они оказаться на месте Петрова, и все станет ясно.

- На 2014 год запланирован первый Гран-при России. Наша страна готова к этому событию?

– Думаю да, почему нет. Подробнее об этом мы узнаем 14-15 июля, когда на трассе «Москоу Рэйсвей» пройдет этап Мировой серии. Это будет абсолютно сопоставимое с Гран-при событие, по всем параметрам. Да, у нас есть пока проблемы с судейством, бригадами и так далее, но это все решаемо.

С точки зрения личного отношения – конечно, мне хотелось бы выступить на первом Гран-при России, а еще лучше – побороться там за хороший результат. Пусть даже я буду выступать не за самую лучшую команду, но было бы здорово, чтобы вот именно там все сложилось также, как у Мальдонадо в Испании.

- Раньше путь в «Формулу-1» был более-менее понятен, была какая-то иерархия гоночных серий. В последнее время все смешалось – есть Мировая серия «Рено», есть GP2, и непонятно, что из этого «последняя ступенька».

– Я бы сказал, что в этом году без вопросов впереди Мировая серия «Рено» – именно тут борются главные претенденты на переход в «Формулу-1». В GP2 тоже есть неплохие гонщики, но там их гораздо меньше.

- С другой стороны, три последних чемпиона GP2 попадали в «Формулу-1». Серия «Рено» этим похвастаться не может.

– Я думаю, причины тому больше политические. К тому же, у GP2 был имидж «ближайшего» чемпионата к «Формуле-1». Но на самом деле это не так. Доказательством тому – Себастьян Феттель, Роберт Кубица, и другие гонщики, пришедшие из Мировой серии. Я не говорю, что GP2 плохая серия, ни в коем случае. Просто в этом году серия «Рено» гораздо сильнее, и это подтвердит любой специалист.

- Считается, что серьезным преимуществом GP2 было то, что ее гонки проходят в рамках уик-эндов «Формулы-1». И не только потому, что пилоты имеют возможность изучить соответствующие трассы, но и потому, что они оказываются в паддоке, и могут изучать «Формулу-1» изнутри, знакомиться с нужными людьми, и так далее.

– Ну, мы тоже ездим по тем же трассам. А что касается паддока – проблема GP2 в том, что она рядом с «Ф-1», а не внутри нее. Мы это хорошо ощущаем в Монако, где также выступаем в рамках уик-энда «королевы автоспорта». Нам говорят: «Так, ваше время – давайте, поехали, трассу чистите», а потом «Все, ваше время закончилось, до свиданья». У тебя нет никаких проходов, никаких пропусков, все отдельно. И ни гонщики, ни спонсоры GP2 никакого отношения к гонке «Формулы-1» не имеют.

- В свое время серьезные амбиции были и у «Формулы-2», но в последнее время она как-то потерялась.

– Современная «Формула-2» никогда и не была путем в «Формулу-1» – это хороший чемпионат, но только как подготовка гонщика к Мировой серии и GP2. Реальное ее место в иерархии где-то в районе «Формулы-3», машины которой, кстати, порой быстрее, чем у «двойки».

- В «Формуле-1» есть формально российская команда – «Маруся». Выступает она фактически уже третий год, но прогресса нет. На твой взгляд, нужна ли нашей стране собственная команда, или держаться за нее нет смысла? Многие болельщики задаются вопросом, а зачем, собственно, она там выступает…

– Ну, мы же с тобой сейчас говорим про «Марусю». Значит, реклама работает, они добиваются своего. Какими средствами, насколько это эффективно – не мне считать, я не знаю, какая там ситуация. Конечно, я хотел бы, чтобы российская команда боролась за победы. Но с другой стороны, у «Маруси» совсем другие бюджеты, другие цели, и так далее. В конце концов, в прошлом году английская команда «Уильямс» тоже болталась где-то в хвосте, а теперь гонку выиграла. Может быть, спустя пару лет мы с вами тоже будем радоваться победам «Маруси».

- В этой связи многих интересует, почему в «Марусю» не берут российских гонщиков. В то время как ищет место себе Михаил Алешин, ищешь место и ты. Пусть где-то это будет аванс, но в той же «ХРТ», скажем, обязательно присутствует хотя бы один испанский пилот. Наверняка ведь были разговоры с руководством конюшни?

– Были, были… Мне даже обещали место в команде. Я тогда выступал в Мировой серии, и готов был даже разорвать контракт до окончания сезона. Мне сказали, что разрывать ничего не надо, все будет хорошо. Но что-то не сложилось.

- И в судьбе Михаила Алешина, и в судьбе Виталия Петрова большую роль сыграли их отцы. У тебя была такая же ситуация?

– Безусловно, моя семья – это мои главные «деловые партнеры» для меня, но не совсем с денежной точки зрения, так как таких возможностей у них не было. Был один момент, когда мне деньгами помогла мама, а в остальном они оказывали мне поддержку советами, контактами, и так далее. За что я им очень благодарен.

- Постоянная жизнь на чемоданах не утомляет?

– Вообще, да, утомляет. Я очень скучаю по близким, по друзьям, и, честно говоря, постоянные переезды – это не мое. Если бы была возможность на своем личном самолете лететь куда-то с друзьями, родителями, семьей – это было бы здорово. А так общения с ними мне очень не хватает.

- Кого ты считаешь фаворитом в этом сезоне «Формулы-1»?

– Очень сложно определить. Я бы сказал, Баттон, несмотря на его неудачи в последних гонках. Но Феттель тоже молодец, Алонсо… Испанец вообще показывает в этом году удивительные результаты. Хэмилтон выступает очень сильно… Сложно выбрать. Раньше можно было сказать хотя бы что-то вроде «не знаю, кто победит, но точно не Перес», но в нынешнем году даже в этом нельзя быть уверенным.