4 мин.

Эпикриз кризиса

Мощная поступь «Ледяного человека» с наступлением летней жары потеряла запал и превратилась в скромное шарканье – нынче с этим соглашаются даже самые ярые тиффози, однако однозначно ответить, что же влияет на настрой гонщика и поведение его болида они не могут, как ни стараются. Точек зрения несколько. Аналитики от автоспорта первопричиной называют психологический фактор. К примеру, Ники Лауда, заколебавший паддок нотациями и нравоучениями, не прекращает твердить, что Кими не хватает концентрации. На форумах все чаще обвиняют Райкконена в недоработках. Мол, пока Фелипе Масса насилует Роба Смедли вопросами «что», «как», почему» и «как сделать лучше ту или иную штуку, чтобы машина поехала быстрее», чемпион мира воздерживается от активного участия в брифингах. Во время же уик-энда предпочитает отталкиваться от базовых настроек, не вдаваясь в наработки, и шлифует детали в полевых условиях. Наконец, достается на орехи стратегам и инженерам северянина, которые избирают странную тактику, изначально ставящую подопечного в некомфортные условия. Попробуем разобраться, кто же на самом деле прав.

Начнем с «хвоста». Тактические изощрения штаба Кими в последних гонках действительно изумляют. Ни для кого не секрет, что в квалификациях, проводимых по модели последних лет, Райкконен не может добиться от машины максимальной отдачи при серьезной загруженности ее топливом в третьем сегменте. Особо ярко это начало проявляться в сезоне-2008. Рискнем предположить, что причина – в изменении баланса сверхчувствительной F2008 . после пополнения баков. Логично, что совершенно по-иному, нежели в Q1 и Q2 ведут себя покрышки. Финн же славится умением добиваться максимальной отдачи от работы компаундов (идеального сцепления резины с трассой, если угодно) на длительных дистанциях – то есть после того, как найден стабильный рабочий ритм. Готовы спорить, прогрев покрышек в Q3 для Райкконена – не менее актуальный сейчас вопрос, чем для Ника Хайдфельда. Обратите внимание, даже жалуются на проблемы пилоты одинаково. Им не нравится баланс, порой беспокоит нестабильность поведения передка/задка, раздражает нехватка скорости. Возможно, дело не только в этом, но о механических дефектах в отборочных сессиях Райкконен не вспоминал довольно давно. Возникает резонный вопрос: почему бы финна не выпускать на решающие попытки «легким», в последствии избирая для него агрессивную гоночную стратегию?..

И еще пару фраз в поддержку идеи. Вы не обращали внимание: когда Райкконен – рекордсмен по числу быстрых кругов за сезон – начинает их штамповать один за другим? Проследите динамику, и вы поймете, что с каждым сожженным килограммом топлива пилоту становится все проще контролировать шасси. О том же, насколько важно для Кими не быть стесненным в технике пилотирования, мы уже подробно рассуждали.

Далее. Наверняка навлечем на себя гнев поклонников Скудерии, но, похоже, чемпиона мира начал вновь преследовать «синдром «Макларена». Нет, речь не о нелепейших поломках важнейших условий машины в ключевые моменты гонок – намекаем на равнодушие пилота к детальной проработке технических нюансов. Хотя Райкконену пора бы понять, что Стефано Доменикали со товарищи и близко не дотягивают до уровня подкованности Росса Брауна или Жана Тодта. Тех самых, что могли по три раза за гонку менять стратегии да вместе с инженерами обсуждать корректировку настроек. Нынче сам на себя не поработаешь – пролетишь мимо подиума.

Масса усвоил этот тезис довольно быстро, объединив усилия со Смедли, что не замедлило дать плоды. Крису Дайеру, судя по всему, приходится тянуть воз черновой работы в одиночестве. Из последних примеров – выступления на Гран-при Европы в Валенсии. После пятничных практик бразилец детально проработал базовые настройки с гоночным инженером и вышел на утренние практики с намерением точечно апробировать инновации. Насколько можно было понять из утверждений Кими, в субботу он занимался тем, что отрабатывал «различные квалификационные модели поведения». Не находите сходства с ситуацией Ярно Трулли, которому пришлось в полевых условиях с чистого листа работать над приведением кара в боевую готовность?

Наконец, пару слов об обвинениях в потере концентрации. Хотя, что рассуждать – история в Валенсии наглядным образом демонстрирует, что нервишки у Кими в сезоне-2008 шалят. Помнится, за аналогичные лихачества на пит-лейне пару лет назад Кристияна Альберса моментально сослали в глубокий тестерский запас, заодно изрядно пропесочив в прессе. Кими отделался извинениями и легким испугом, но злопамятные журналисты моментально подняли досье минувшей дюжины этапов и пришли к неутешительному выводу: Райкконен все чаще предпочитает двигаться на доезд, нежели пытаться выловить золотую рыбку в воде агрессивных сражений. Упрекнуть его по нынешнему положению дел в «Формуле-1» сложно, но и полностью закрыть глаза на пассивность также невозможно. Тот же Масса после ошибок начала сезона уже не раз срывал аплодисменты отменными стартовыми маневрами (причем сколь рискованными!). Кими же продолжает движение по инерции – как в прямом, так и в переносном смысле слова. И нынче большой вопрос, хватит ли этой инерционной силы для защиты чемпионского титула…