4 мин.

Ромен Грожан: «Формула-1», мон амур»

Образ «ботаника» подчеркивает подробность из личной жизни, всплывшая в ходе пресс-конференции накануне дорожного шоу команды «Рено» в Киеве. Грожану задали дежурный вопрос о том, как часто он берет свою девушку на гонки. Выяснилось, однако, что подружки у него нет, зато, по его словам, это освобождает от сложностей, которые вызывает присутствие женщин в боксах во время соревнований.

И все же Грожан является одним из двух основных претендентов, наряду со своим соперником по серии GP2 Лукасом ди Грасси, на место за рулем «Рено» в случае, если во французской команде образуется вакансия. Вариантов здесь два: либо Фернандо Алонсо уйдет в «БМВ-Заубер» или «Хонду», либо глава конюшни Флавио Бриаторе выгонит не оправдавшего ожиданий Нельсона Пике-младшего.

– Флавио и вся команда ждут сейчас, что предпримет Фернандо. Что до Пике, то первый сезон в новом чемпионате, особенно в «Ф-1», всегда сложен.

– А если поставить вопрос так: хочешь ли ты заменить Нельсона в «Рено»?

– М-м-м... Давайте скажем так, я хочу попасть в «Формулу-1», это цель всей моей жизни.

Родившийся в Швейцарии француз производит впечатление весьма умного и разностороннего, явно не на свои двадцать с хвостиком лет, человека. Он подкован в технической стороне своего дела.

– Если когда-нибудь придется завязать с выступлениями в гонках, я бы хотел оставаться причастным к этому спорту, например, работать специалистом по аэродинамике.

Кроме того, он увлекается изучением иностранных языков: помимо своего родного говорит на английском и немецком, хочет выучить итальянский. Наконец, он один из немногих пилотов с высшим образованием. Более того, в свободное от спорта время работает по полученной специальности – помощником персонального менеджера в одном из банков Женевы.

– Я не хочу витать в облаках: если в автоспорте у меня ничего не выгорит, нужно будет как-то устраивать свою дальнейшую жизнь.

– Учеба в университете и работа в банке – это твой личный выбор или послушание родительской воле?

– Это мое решение, родители здесь ни при чем, хотя отец всегда подчеркивал важность образования. Хорошие оценки в школе были главным условием, которое поставил Грожан-старший сыну, когда тот попросил у него разрешения принять участие в соревнованиях по картингу. На тот момент Грожану исполнилось 14 лет – поздновато по современным меркам. – Раньше я больше увлекался горными лыжами и BMX, а покатушки на карте, которые купил отец мне на Рождество, были не более чем игрой. Однако в один прекрасный день мне захотелось выйти на старт настоящей гонки.

Несмотря на позднее начало карьеры Грожан быстро добился успехов. По совету отца, который несколько лет участвовал в организации автоспортивных соревнований и о гонках имел вполне профессиональное представление, Ромен не стал долго задерживаться в картинге. Уже 2003 году он переключился на гонки «младших» формул, с первого захода выиграв швейцарский чемпионат «Формулы-Рено». Еще два года понадобилось, чтобы покорить аналогичное, но гораздо более конкурентоспособное французское первенство. Кроме титула Грожан получил статус участника программы поддержки «Рено», которая финансово обеспечила его дебют в Евросерии «Ф-3». – Молодому пилоту помимо собственно таланта надо иметь некоторый запас удачи, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время. Не попади я в программу поддержи «Рено», не знаю, смог ли бы продолжить свою карьеру.

Однако первый его сезон не задался: отсутствие опыта наложилось на первый год работы его команды Signature-Plus с двигателями «Мерседес». В итоге Ромен занял всего лишь 13 место в общем зачете. Зато сотворил настоящую сенсацию, приняв участие в выездном этапе одного из самых конкурентоспособных первенств «Ф-3» – британского – на уличной трассе в По. Грожан разгромил всех своих соперников: старт с поул-позиция, победа в обоих заездах, быстрейший круг в гонке.

– «По» – особенная трасса. Если честно, то мне очень помог опыт выступлений здесь в бытность пилотом «Формулы-Рено».

Возможно, этот успех был определяющим фактором подписания контракта с сильнейшей командой чемпионата «АСМ», в составе которой завоевали титулы Джейми Грин, Льюис Хэмилтон и Пол ди Реста. После девятой гонки сезона-2007 в Мюджелло он вышел вперед своего главного соперника Себастьяна Буэми и уже не уступил лидерство до конца года.

В нынешнем сезоне серии GP2 он дебютировал в качестве одного из фаворитов. Две победы помогли занять ему четвертое место в зачете первенства, что стало лучшим из показанных новичками результатов.

– Я думаю, что сезон прошел нормально. Я выиграл титул в азиатском чемпионате GP2, а в основном первенстве держался в темпе более опытных соперников, сохраняя шансы на титул до последних гонок.

– Планируешь задержаться здесь еще на год, если не получишь место в «Рено»?

– Да, в этом случае GP2 будет лучшим для меня вариантом, хотя защищать титул в азиатском первенстве я точно не собираюсь.

– Рон Деннис недавно сказал, что в этом году не увидел по-настоящему талантливых пилотов в серии GP2. Можешь ли ты ему возразить?

– У «Макларена» нет младших партнеров-команд этого чемпионата. Откуда Деннису знать о способностях гонщиков? Джорджио Пантано, конечно, староват для «Формулы-1», но вот Бруно Сенна обладает всеми необходимыми качествами и, кстати, совсем не зазнается из-за своего родства с Айртоном.

– Поддерживаешь ли ты дружеские отношения с кем-либо из пилотов серии?

– Друзей там у меня нет, есть те, с кем я сражаюсь за право выступать в «Ф-1». Этот ответ помогает соединить два непохожих образа – хрупкого телосложения юноши с детским лицом и непримиримого соперника на трассе, который схлопотал несколько штрафов за слишком, по мнению судей, агрессивную манеру вождения. Он еще молод, ему предстоит многому научиться, но Ромен точно не похож на иных молодых пилотов-участников спортивных программ крупных автомобильных концернов. У него есть своя точка зрения, он умен, знает, как добиваться успеха. Так что будьте уверены: если Ромен Грожан окажется за рулем конкурентоспособной машины «Формулы-1», он свой шанс не упустит.