Загрузить фотографиюОчиститьИскать

    5 лучших Гран-при Италии

    Самый плотный финиш в истории «Формулы-1», первая победа в карьере нынешнего лидера чемпионата мира и другие яркие события на трассе в Монце – в материале Sports.ru.

    1953 год. Кульминация в «Параболике»

    60 лет назад «Формула-1» имела немного иной вид. Система набора очков, количество и длина этапов, регламент – другим было практически все. Но одна вещь и сейчас, и тогда была неизменной – борьба. В чемпионате особо сильной она не получилась, но на заключительном этапе в Монце – очень даже.

    Альберто Аскари на своей «Феррари» 500 выиграл практически все гонки сезона, лишь в двух случаях его обошли партнеры по команде – Нино Фарина и Майк Хоторн. На «Аутодромо Национале» у лидера чемпионата тоже проблем возникнуть не должно было – уверенная победа в квалификации и отличный старт. Правда, уехать от преследователей не удалось. Фарина и Хуан-Мануэль Фанхио на «Мазерати» шли с чемпионом колесо в колесо практически на протяжении всей 500-километровой дистанции. Следует отметить, что Онофре Моримон тоже мог вмешаться в борьбу, но проблемы с радиатором откинули его на несколько кругов назад, что позволяло ему находиться в группе лидеров неформально.

    «Все были настолько заворожены случившимся, что судья забыл взмахнуть клетчатым флагом»

    Самое интересное произошло на последнем круге, когда лидирующая группа смешалась с отстающими на круг Виллорези и Хоторном. В финальную «Параболику» паралельным курсом вошли Аскари и Фарина, сразу же за ними Фанхио и Моримон. По словам Хуана-Мануэля, Аскари выбрал слишком крутую траекторию, и его машину просто поставило боком посреди трассы. Фарина успел среагировать и свернул на обочину, Моримон же просто влетел в Альберто. Фанхио повезло – он проскочил между разбитыми машинами соперников, что и позволило ему первым пересечь финишную черту.

    «Все были настолько заворожены случившимся, что судья забыл взмахнуть клетчатым флагом», – отметил аргентинец.

    Аскари и Моримон лишились своих мест за несколько сотен метров до черты. По тогдашним правилам обязательно нужно было пересечь линию для попадания в протокол, таким образом, их обошли гонщики, которые не сумели пройти и 90 процентов дистанции.

    1967 год. Круг можно отыграть

    В Монце всегда много обгонов, но во времена, когда трасса не была переделана под новые правила безопасности, их было еще больше.

    На Гран-при 1967 года достаточно быстро стало ясно, что фавориты – «Лотус» и «Брэбэм». Четыре пилота этих команд вели отчаянную борьбу во главе пелотона, пока Джим Кларк не повредил шину, из-за чего отстал на круг. Казалось, что шотландец лишился шансов на победу, но произошло что-то невообразимое: пилот не просто не сдался, он начал штамповать круги в фантастическом темпе, что позволило ему догнать и обогнать бывших оппонентов! Вот только выиграть тот заезд ему, видимо, было не суждено: на последнем круге начались проблемы с топливным насосом, Джиму удалось финишировать лишь третьим.

    Также стоит отметить, что его прорыв стал возможен отчасти благодаря грамотной командной тактике. Кларк и Хилл очень красиво использовали слип-стрим, разгоняя друг друга по очереди на прямых. Сегодня такое можно увидеть в редких случаях во время квалификаций.

    Победа досталась Джону Сертису, чемпиону мира 1964 года, который сидел за рулем заводского болида «Хонды». Его и Джека Брэбэма разделили 2 десятые секунды. Шутили, что тогда судьбу Гран-при решила длина корпуса болида.

    Также этот этап отметился крайне неудачным выступлением хозяев. «Феррари» выставила на старт всего один болид. Сидевший за рулем новозеландец Крис Эймон финишировал последним, отстав от лидера на 4 круга.

    1971 год. Самый плотный финиш

    В 1965 году на Гран-при Италии лидер заезда менялся рекордные 42 раза. 6 лет спустя смен было меньше, но именно этот этап считается одним из самых зрелищных в истории «Формулы-1».

    Накануне гонки расклад сил был приблизительно таким: фаворитами считались пилоты «Тиррелла», которые проводили отличный сезон – один из них, Джеки Стюарт, уже успел даже оформить чемпионство. Также нельзя было списывать со счетов «Феррари», «Марч» и «БРМ». Ну и «Лотус» – команда, которая была лучшей год назад.

    Квалификация в Монце, как всегда, не играла решающей роли, ведь если твой мотор действительно надежен, то обогнать можно без особых проблем. Поскольку «Тиррелл» Джеки Стюарта выбыл из гонки уже на 16 круге, впереди пелотона образовалась очень плотная группа, которая иногда возрастала до 11 машин. То, что происходило внутри этой группы, описанию не подлежит. Пилоты настолько часто менялись позициями, что отслеживать можно было лишь тех, кто отстал. В числе отставших оказались две «Феррари» – Икса и Регаццони, а также «БРМ» Зифферта, который успел добыть одну победу в сезоне.

    Пилоты настолько часто менялись позициями, что отслеживать можно было лишь тех, кто отстал

    На финишный круг лидером пошел Ронни Петерсон, пилот команды «Марч». Он вел борьбу в чемпионате за второе место, поэтому победа имела для него огромное значение. Но впереди оставался целый круг, а позади – четыре гонщика, которые были готовы на все ради победы на «Аутодромо Национале».

    Решилось все на финишной прямой: пятерка гонщиков неслась параллельно друг другу, и выиграть должен был тот, кто просто едет быстрее. Удача улыбнулась Питеру Гетину на «БРМ». Британец победил в своей карьере лишь однажды, но в каком Гран-при и в каких условиях! Отрывы тех, кто финишировал следом, впечатляют: 0,01- 0,09 – 0,18 – 0,61 секунды.

    Питер стартовал с 11-го места, и на протяжении всей гонки шел в тени лидеров, но при этом не отпускал их ни на секунду. Петерсону удалось финишировать вторым.

    1988 год. «Энцо улыбается нам с небес»

    Этот год прошел под тотальным доминированием «Макларена», Проста и Сенны, которые выиграли все гонки в сезоне, кроме одной. И угадайте, какой Гран-при им не покорился?

    14 августа 1988 года этот мир покинул Энцо Феррари. Человек, который действительно не нуждается в представлении, Коммендаторе, создавший великую империю без масштабного кровопролития. 60 лет своей жизни он потратил на то, чтобы превратить бывшее спортивное подразделение «Альфа Ромео» в один из самых узнаваемых брендов в мире. И вот его детище выигрывает дубль на родной земле, через несколько дней после кончины основателя команды. Это нечто большее, чем судьба.

    Герхард Бергер позже сказал: «Выиграть гонку – великолепное чувство, но сделать это за рулем «Феррари» в Монце – это совершенно другое». Невероятное количество обстоятельств сыграло тогда на руку австрийца и его партнера по команде Микеле Альборето, но так должно было случиться.

    Сенна и Прост уверено заняли первый ряд на стартовой решетке, вслед за ними – «гарцующие жеребцы». Сразу после старта два «Макларена» уехали далеко вперед, но на 35 круге беда нашла Алена Проста: это был второй технический сход в сезоне для команды из Уокинга. А за два круга до финиша, когда Бергер начал сокращать отставание от лидера, Айртон Сенна не смог поделить первую шикану с круговым, его болид замер на обочине. Два алых болида пронеслись мимо.

    «Энцо улыбается нам с небес», – так написала одна из итальянских газет после гонки. Трудно с этим не согласиться, ведь победа пришла в Италию как никогда вовремя. «Это был сплошной красный праздник».

    2008 год. Дождь в Монце

    Впервые за полвека этап «Формулы-1» в Италии проходил в дождь, причем как в гонке, так и в квалификации, и пилоты использовали исключительно дождевые типы резины.

    В субботу мир королевских автогонок увидел самого молодого обладателя поула в истории, а в воскресенье и победителя Гран-при. Себастьян Феттель провел невероятный уик-энд, во время которого доказал всем – он очень быстр.

    Гонка началась за машиной безопасности, поскольку старт с места комиссары посчитали слишком опасным – на трассе было много воды, дождь продолжал идти, а пилоты были на сильно-дождевых шинах. Квалификация спутала всем карты: лидеры чемпионата Льюис Хэмилтон, Кими Райкконен и Роберт Кубица стартовали вне первой десятки. Но поскольку Гран-при проходил на национальной трассе Италии, все имели отличный шанс улучшить свои итоговые позиции.

    Пока Себастьян Феттель записывал на свой счет отличные круги, находясь в «чистом пространстве», все остальные боролись не только с погодными условиями, но и друг с другом. Льюис Хэмилтон мог стать героем заезда, если бы ему удалось реализовать тактику одного пит-стопа. Британец показывал невероятную скорость, отыгрывая позиции одну за другой. После старта с 15-го места Хэмилтону удалось на некоторое время стать третьим, но вторая неплановая остановка с переходом на промежуточные шины откинула будущего чемпиона далеко назад. После чего его второй прорыв был успешно остановлен Фелипе Массой, прямым конкурентом в чемпионате.

    А вот Роберту Кубице удалось приехать на подиум, несмотря на старт из второй десятки. Да и в целом много было пилотов, которые отыграли приличное количество мест. Это и Пике-младший (7 позиций), Райкконен (5), Хайдфельд (5), Алонсо (4). Но истинным героем того Гран-при стал самый молодой участник чемпионата мира. Себастьян в стиле опытнейшего пилота привел скромный болид «Торо Россо» к исторической победе. Заставив комментатора произнести в конце гонки судьбоносные слова: «Этого парня ждет большое будущее».

    Фото: Fotobank/Getty Images/Rainer W. Schlegelmilch/Allsport UK /Allsport /Getty Images/Clive Mason

    Сироткин и еще 10 самых молодых дебютантов «Формулы-1»

    КОММЕНТАРИИ

    Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

    Лучшие материалы