7 мин.

Итоги первой половины сезона «Формулы-1»: «Уильямс», «Торо Россо», «Заубер»

«Уильямс»

Цели

Впервые за долгие годы «Уильямс» оказался в хорошем финансовом положении. Оба пилота принесли с собой солидные спонсорские пакеты, команда провела глубокую реорганизацию, часть функций по управлению коллективом взял на себя Кристиан Вольфф, настоявший на смене верхушки технического штаба.

«У нас новый болид, новый состав пилотов, новый двигатель и новые люди в техническом штабе. Команда отлично поработала во время зимнего перерыва. Мы чувствуем, что сильны и полностью готовы к борьбе в сезоне-2012», – говорил во время представления нового болида Фрэнк Уильямс.

Результаты и прогресс

Сказать, что подопечные сэра Фрэнка удивили всех, значит ничего не сказать. Да, иногда бывало, команда начинала с хорошей базовой машиной, проводила несколько гонок и потихоньку сдавала позиции. Но этот год стал приятным исключением. Успех отчасти связан с запретом выдувных диффузоров (в которых команда была совсем не сильна) – механическая же часть «Уильямса» без этого спорного гаджета всегда была хороша. Но в большей степени главную роль сыграла реорганизация верхушки технического штаба.

Вольфф настоял не только на уходе Сэма Майкла, но и на разделении его «всеобъемлющих» обязанностей между Марком Гилланом и Майком Кофлэном. В результате последний, не отвечая за многочисленные административные обязанности, смог сделать очень хорошую базовую машину. Однако из-за нестабильных выступлений пилотов – импульсивного Пастора Мальдонадо и «периодического» Бруно Сенны – команда добилась вожделенной победы только в пятой гонке сезона.

Перед инженерами стояла та же проблема, что и перед всеми – разгадать шины «Пирелли» и приспособиться к ним. «Уильямс» многократно становился героем наших технических обзоров, и победа пришла к этому гоночному коллективу вполне заслуженно.

Однако уровень технических наработок других коллективов на момент начала летних каникул все же немного выше.

Пилоты

Отказавшись от услуг Рубенса Баррикелло, «Уильямс» серьезно рискнул при выборе пилотов на сезон-2012: ни Пастор Мальдонадо, ни Бруно Сенна не могли похвастаться солидным гоночным опытом в «Формуле-1» и опытом доводки болидов.

Однако спонсорская поддержка в глазах руководства коллектива с лихвой перекрыла все возможные трудности. В конце концов, с развитием автомобиля вполне может справиться техническая группа, а недостаток опыта отчасти компенсируется настроем спортсменов.

Оценивая выступления южноамериканцев в первой половине сезона, нетрудно заметить, что оба гонщика заработали значительно меньше очков, чем позволяла техника.

Например, венесуэлец, несмотря на победу в Барселоне, в нескольких гонках недосчитался важных баллов: в Мельбурне, преследуя Алонсо, он разбил болид, а в Валенсии столкнулся с Хэмилтоном и лишился подиума. Мальдонадо шесть раз стартовал в десятке лучших, но лишь раз при этом добрался до зачетных баллов (все тот же Гран-при Испании).

Пастор – быстрый и талантливый пилот, но его неумение чувствовать пространство на трассе вокруг своего автомобиля и небрежный стиль борьбы с соперниками перечеркивают все достижения.

Проблема Сенны в другом – он просто не выжимает из болида максимум. Возможно, Бруно действительно не хватает таланта, но больше кажется, что его трудности связаны с плохой адаптацией к FW34 – из-за того, что команда отдала первые тренировки на каждом этапе Валттери Боттасу, у бразильца остается меньше времени на поиск оптимальных настроек.

Хорошее выступление в Венгрии, быть может, является первым признаком «вкатывания» Сенны в сезон.

Лучшая и худшая гонки

Лучшая гонка первой половины сезона – Гран-при Испании: великолепная победа венесуэльца и слишком бурное празднование в боксах «Уильямс». Худшая – Гран-при Монако, окончившийся двойным сходом.

«Торо Россо»

Цели, результаты и прогресс

Писать о «Торо Россо» всегда крайне тяжело. Очевидно что, являясь командой по обкатке новичков, этот гоночный коллектив обречен на остаточное финансирование со стороны энергетического концерна Матешица, у которого есть «игрушка» куда более интересная. Отсюда и выводы – «руль», который стоило бы поворачивать энергичнее, и только рулевому, крутят все, кому не лень: как куратор концерна, так и руководство команды, которое делает движения штурвалом нервно, с оглядкой на мостик и вип-каюту. Отсюда и зигзагообразные действия всех отделов маленького «итальянского» коллектива – вроде бы новичков и членов клуба поддержки «Ред Булл» нужно накатывать и готовить старшему брату, но делать это нужно так, чтобы:

1. Тренировать волю и характер пилотов, буквально заставляя их выживать на трассе. В случае появления в зеркале Феттеля/Уэббера следует совершать паническое движение рулем в сторону, в ущерб и своей гонке и только что протренированной воле к победе.

2. Машина должна быть ни самой плохой, но и ни в коем случае не самой быстрой. С учетом периодических запретов на «новшества» Ньюи задача усложняется, так как в каждой новой гонке впереди старших «быков» оказывается то «Феррари», то «Рено», а то и соседи по турнирной таблице – «Уильямсы». Это требует от конструкторов, механиков, пилотов и стратегов титанических усилий по сдерживанию собственного потенциала.

Исходя из этого и стоит рассматривать мощь, а точнее мощи-2012 на трассах, в составе двух штук, которые с похвальной регулярностью уже полгода балансируют на грани третьего и второго сегментов квалификации. Сам болид – точнее, его база – уже традиционно был создан Джорджо Асканелли. На этот раз машина вышла, как по заказу, в меру быстрой и сложной в настройках, за что конструктор был уволен (впрочем, скорость мысли, слова или кулака у многочисленных «рулевых» многострадальной конюшни всегда была хорошей и неумолимой). Описать прогресс «Торо Россо» за полгода можно всего в нескольких словах: «ребята попробовали пару вещей, но не попали в шины». При схожей ситуации в «Феррари» никто не был уволен, инженеры работали сутками и более-менее вытянули машину на должный уровень, однако нынешний случай – совсем другой.

Пилоты

Даниэль Риккардо и Жан-Эрик Вернь за 11 гонок сезона-2012 не заслужили ни особой критики за свои выступления, ни тех похвал, которые до начала чемпионата расточал доктор Гельмут Марко. Причина до ужаса банальна – болид «Торо Россо» нельзя сравнить с прошлогодним: нынешняя техника в распоряжении молодых пилотов не позволяет бороться за высокие места в квалификации и добираться до очков, да к тому же не слишком хорошо работает с резиной (что крайне важно при стартах из глубины пелотона).

В результате молодежь или выступает незаметно на фоне более удачливых конкурентов, или, пытаясь выжать из «корыта» все возможное и невозможное, неизбежно переходит грань дозволенного. Себастьян Буэми и Хайме Альгерсуари наверняка с облегчением смотрят на гоночные страдания своих сменщиков.

Лучшая и худшая гонки

Усердно вглядываясь в таблицу итогов прошедших заездов, мы буквально косеем от желания определиться с лучшей гонкой этого мистического коллектива. С одной стороны Риккардо приехал к финишу австралийского этапа 9-м, но с другой – Вернь взобрался в Малайзии на 8-ю строчку итогового протокола, фактически слив австралийцу все остальные старты, точнее финиши.

С худшей гонкой все гораздо проще – так как результаты команды шли по плавно ниспадающей линии, то это будет Гран-при Венгрии (потому, что больше пока гонок не проводилось).

«Заубер»

Цели

Швейцарская конюшня потихоньку выбирается из финансового тупика, начавшегося обратной покупкой своей собственности стариной Петером 28 ноября 2009 года за сущие доллары. Мексиканские пилоты исправно приносят в бюджет хорошие спонсорские пакеты, а реорганизация работы значительно повысила отдачу и эффективность вложений.

Учитывая результаты предсезонных тестов, «Заубер» не без оснований рассчитывал закрепиться в середине пелотона и – кто знает, – может быть даже побороться за 5-е место в Кубке конструкторов.

Результаты и прогресс

Машину этого года спроектировал талантливый (но неусидчивый) Джеймс Ки, который в итоге покинул команду ради очередного сложного вызова. Надо сказать, швейцарцы очень вдумчиво подошли к философии нового болида – ставка была сделана на грамотную работу с резиной, для чего в команду был приглашен «мишленовец» Пьер Ваш (это фамилия).

В итоге болид C31 необычайно бережлив к шинам и быстр в прохладных условиях, и это, пожалуй, главный фактор, определяющий успехи коллектива в этом году. Имея такую хорошую базовую конфигурацию, в Хинвиле вполне спокойно занялись другими аспектами машины, пока соперники месяцами решали проблему с поведением компаундов на длинных сериях кругов.

Впрочем, в последних гонках первой части сезона «Заубер» слегка сбавил обороты на одном быстром круге, однако команда обещает исправить ситуацию за счет серьезных обновлений в ближайших Гран-при.

Пилоты

Серхио Перес и Камуи Кобаяси проводят в качестве напарников уже второй сезон, но если год назад небольшой перевес был на стороне японца, то в 2012 году успешнее выступает его мексиканский коллега.

Чеко быстрее привык к C31, и уже на «Сепанге» добыл подиум, в то время как Камуи слегка затянул с адаптацией к шинам – по-настоящему в квалификациях Кобаяси прибавил только после Монако. Впрочем, в гонках оба почти одинаково быстры – на счету обоих по пять финишей в Топ-10, – и на последних этапах ни у кого нет явного преимущества.

Лучшая и худшая гонки

Гран-при Малайзии, по ходу которого Серхио Перес всерьез претендовал на первое место, но в итоге доехал до финиша вторым – лучший для швейцарской конюшни в 2012 году. Худшим оказался этап в Венгрии, по итогам которого гонщики на бело-черных болидах даже близко не подобрались к десятке лучших, но при этом стоит упомянуть, что «Хунгарироинг» изначально плохо подходил C31.

Фото: Fotobank/Getty Images