«Плющенко признался: как я завидую, вам так мало лет, мне бы столько». Кто в 16 лет стал новой звездой фигурного катания

Вячеслав Самбур поговорил с талантливой фигуристкой Анной Погорилой и ее тренером – новыми, красивыми лицами российского спорта.

Ане Погорилой всего 16. Она удивительно пластична, выразительна и стрессоустойчива. В ее профайле уже две большие победы на этапах Гран-при – Cup of China (2013) и Skate Canada (2014). Есть и еще один результат, пускай и не призовой, но многообещающий – 4-е место на чемпионате мира.

Специалисты и судьи единодушны: по сложности программ Аня не уступает сегодня никому. Пока болельщики отчаянно спорят, кто из олимпийских чемпионок лучше – Аделина Сотникова или Юлия Липницкая, скромная Аня заканчивает школу, готовится к ЕГЭ и домашнему Гран-при (14-16 ноября).

Родись она на год-два раньше, Олимпиада в Сочи наверняка была бы ее. Но может быть и хорошо, что ей всего лишь 16. Громкие победы только впереди. Вячеслав Самбур поговорил с Аней и ее тренером – Анной Царевой, чтобы узнать о новых лицах российского спорта.

Загружаю...

Анна Погорилая, 16 лет, победительница этапов Гран-при

Родилась 10 апреля 1998 года. Призер юниорского чемпионата мира (2013), победительница этапов Гран-при Cup of China (2013) и Skate Canada (2014), участница чемпионата мира (4-е место) и финала Гран-при (6-е место).

Про себя, наверное, не очень правильно говорить, но мне кажется, что мое главное качество – любовь к фигурному катанию.

Последний раз хотела бросить спорт года два назад. Был сильный спад, ничего не получалось, пошли травмы: сначала заболели колени – это нагрузки и переходный возраст. Я при этом еще сильно росла, организм не успевал перестраиваться и в итоге мне отомстил. Потом получила сотрясение мозга. Уже думали: не лучше ли бросить ради здоровья? Решили подождать, потренироваться. Я видела, что многие девочки ушли далеко от меня – это подстегнуло.

У меня было несколько травм. Кроме коленей, еще спина. Год назад или даже раньше неудачно упала – сама виновата, это только из-за моих психов. Я тогда много падала, расстраивалась – и все вышло совсем неудачно. Упала на копчик – и потом начала болеть спина. Сейчас я в полном порядке, меня ничего не беспокоит.

Как только я начала ездить по другим городам и странам, то родители перестали меня сопровождать. Мне было лет 9-10 – в семье было не очень хорошо с деньгами, да и времени у родителей не было. Пока катались по московским соревнованиям – то обязательно с мамой, а потом уже самостоятельно.

За пять минут до выступления вставляю наушники в уши и слушаю музыку. Если плохое настроение – слушаю грустную, если хорошее – веселую. Забавно, в Канаде перед короткой программой слушала что-то грустное, перед произвольной – что-то веселое.

Загружаю...

Если я не в равновесии, то меня может взбесить все, что угодно. Но, с другой стороны, я всегда могу себя быстро успокоить. Мне важно быть спокойной, сосредоточенной – тогда ничего не раздражает.

На последней тренировке перед произвольной в Канаде готовилась к лутцу – вижу, что сзади японка Мияхара. Я уже не стала прыгать, но было обидно, даже разозлилась. Ладно уж, улыбнулась, поехала дальше. А потом передо мной десять раз извинилась ее тренер, потом сама Мияхара. И я поняла, что не надо сердиться на такое.

Лично меня не пытались переманивать к другим тренерам. Анна Владимировна сама разбиралась с такими вопросами. Недавно я узнала, что меня пробовали переманить в пары. Пока я была маленькая, худенькая – для парного катания подходила, и вот, оказывается, кто-то звал. Все решали без меня, чтобы я не волновалась. Я себя в парном катании не вижу. Я вообще высоты боюсь. В детстве меня подняли в поддержку – после этого повторять не хочу.

От каждого сильного спортсмена я беру что-то хорошее. От Юлии Липницкой – стабильность, растяжку. От Мао, Костнер, Ким – скольжение. От Жени Плющенко – стремление. Ему столько лет, а я вижу, что он хочет кататься дальше. Он даже говорил нам: как я вам завидую, вам так мало лет, как бы я хотел, чтобы мне было столько же. Человек хочет и хочет кататься. Его стабильность поражает.

Загружаю...

Свободного времени у меня мало: разминка, лед, школа, опять лед, ОФП, потом растяжка или хореография. Есть еще дополнительные занятия по алгебре – хожу или между тренировками, или по вечерам. Отдыхаю ночью. Ну, или можно сказать, что в школе отдыхаю от фигурного катания и наоборот.

Досуг? Стараюсь больше учиться. Если есть совсем свободное время, то с братом смотрим какой-нибудь фильм. Но свободного времени почти не бывает – мне в этом году еще ЕГЭ сдавать. Так что еще читать и читать.

Анна Царева, 35 лет, тренер Анны Погорилой

Родилась 1 января 1979 года. Окончила с отличием РГАФК. Работает тренером с 2003 года. Имеет судейскую квалификацию.

- Вы работаете с Погорилой больше десяти лет. В чем ее главный прогресс за это время?

– Она стала умной. Понимающей, что именно она делает и для чего. Пока спортсмен не начинает зарабатывать – он не понимает, для чего все это. Есть слова: тебе надо тренироваться, каждый день, из года в год. Ради чего? Чтобы чего-то достигнуть. Это очень абстрактная цель.

А когда есть результат, заработок, определенный статус в спорте – это помогает взрослеть. Я вижу, что Аня повзрослела, вижу в ней желание идти дальше. Она по-хорошему удивляет меня самостоятельностью и жизненными ориентирами.

- За счет чего вообще произошел прорыв?

– Первое – за счет набора сложных прыжков. Второе – за счет общего качественного исполнения программы, ее элементов. Третье – за счет хорошей интерпретации программы. Раньше я показывала ей катание Костнер, Ким и говорила: смотри на них, как они катаются, как интерпретируют программы. Сейчас уже не показываю.

Загружаю...

- Аня сказала, что была шокирована собственным выступлением в Канаде. А вы?

– Я была очень рада. Больше всего – за то, что прокат был оценен так, как я его видела. Иногда бывает несоответствие проката с оценками. А сейчас я увидела баланс – в этом была радость. Была ли я удивлена? В фигурном катании нет ничего стабильного, поэтому и удивляться в принципе нечему. Когда спортсмен катается чисто – это всегда успех. Я рада, что Аня смогла себя здорово настроить и откатать так мягко.

- Три главных качества Погорилой в спорте и жизни?

– Целеустремленность, работоспособность. Это не значит, что она пашет на тренировках по несколько часов каждый день. Если так делать – от нее ничего не останется. Наверное, это означает умение собираться перед соревнованиями, чтобы выступить там достойно.

Третье качество – доброта. Аня умеет прощать.

- Насколько тяжело вывести из равновесия 17-летнюю спортсменку?

– Я еще не могу сказать, что Аня психологически очень крепка. Но постепенно это приходит, сейчас она взрослеет, явно что-то откидывает от себя. Раньше она была подвержена разным факторам извне: не с той ноги вышла на лед, кто-то что-то не то сказал – и все, впала в состояние. Ее могло разозлить хоть что.

Загружаю...

- Например?

– Перед выступлениями мы были на сборе в Канаде. Там такая система тренировок: есть свободный лед – туда покупают билеты и катаются спортсмены абсолютно разного уровня. Получается очередь, где каждый катает программу под свою музыку.

Порядок простой: кто раньше купил, тот раньше в очереди. То есть не по уровню и умениям, а по покупке билета. Аню злит, что она катает не первая, а какая-нибудь там. Если у нее что-то не получилось на том льду – то надо пропустить кучу других спортсменов, которые на порядок слабее, и снова ждать.

- Она может вам огрызнуться?

– Сейчас да. Конечно, в семь лет еще не огрызалась. Когда наступил подростковый период – это началось. Я прикрикнула – она ответила. Подальше в сторону, чтобы я поняла, но не услышала.

- Вы знаете ее, по сути, с дошкольного возраста. Когда в ее жизни появилась школа, фигурное катание стало чем-то вроде забавы?

– В российском фигурном катании нет забавы. Это занимает слишком большой кусок времени, чтобы быть забавой. Я вообще не считаю, что школа мешает тренировочному процессу. Есть много примеров, когда из жизни спортсменов убирали школу, и это не приводило ни к чему хорошему.

Аня пропускает школу, но это не значит, что она не учится дома. Берет задания домой, выполняет. Ощущения конкуренции со школой у меня нет – по крайней мере, в случае Ани. Что такое отдых? Смена вида деятельности. Аня и меняет физическую деятельность на умственную.

Фото: REUTERS/Ben Nelms (1-3), РИА Новости/Владимир Песня

Sports.ru благодарит директора СДЮСШОР №37 Эдуарда Аксенова за помощь в организации интервью

Другие интервью о фигурном катании

Нина Мозер: «Даже когда нападал бандит, я не боялась»

Яна Рудковская: «Я всегда говорю Жене: тебя зовут Ев-гений. Если убрать две буквы, получается «гений»

«Буду выступать за ту страну, которой действительно нужен». История скитаний русского фигуриста

Популярные комментарии
ol_
Повезло родителям с дочкой, а тренеру с учеником. А Аня сама везет. И пусть у нее все получиться. Каждая наша девочка достойна стоять на пьедестале!
Янтарь
Замечательное интервью, спасибо) Обе Анны совершенно прекрасны!
ЛИДИЯ
Какой хороший пост! Какая хорошая девушка! Все добивается только своим трудом, Вот за таких девчонок как-то больше и переживаешь.
Еще 22 комментария
25 комментариев Написать комментарий