Власть переменилась?
Двадцать лет назад Жан Тодт, руководивший в то время командой «Пежо», выбирал из пары Ари Ватанена и Жаки Икса победителя «Дакара», подбрасывая десятифранковую монетку. Сегодня президента ФИА, на роль которого избирались участники той истории Тодт и Ватанен, вроде бы выбирали всем миром 132 страны должны были отдать голоса тому или иному кандидату. Но за месяцы проведения предвыборных кампаний сложилось стойкое ощущение того, что кое-кто снова подбросил монету и определил победителя на этот раз президентской гонки
Собственно, новый президент Жан Тодт получил поддержку старого президента Макса Мосли еще до того, как сам публично заявил о решении участвовать в выборах году эдак в 2004-м. Кампания француза носила все обычные элементы политической борьбы обвинения в покупке голосов, получении помощи и поддержки нынешнего руководства, пользовании положением. Его кабинет и все, кто вошел во Всемирный совет ФИА, чуть ли не точная копия прежнего состава, естественно, отредактированная с учетом покинувших ряды ради противоположного лагеря и содержащая подвижки вверх по лестнице Ника Кроу, который отныне будет возглавлять Сенат, или Грэма Стокера, выросшего из членов Совета до должности заместителя президента по автоспорту.
Ари Ватанен свою кампанию проводил в атакующем стиле, начав с обвинений в использовании Тодтом самолета ФИА в личных целях и закончив в суде с требованиями проведения честных и прозрачных выборов. Кроме того, ему можно вменить и приписки голосов по крайней мере, накануне выборов его лагерь декларировал поддержку 110 клубов.
Тодт получил поддержку Мосли еще до того, как сам заявил о решении участвовать в выборах
На деле же 135 против 49 при 12 воздержавшихся, а это значит, что голосов за Тодта отдало больше клубов и федераций, чем полтора года назад, когда Генеральная Ассамблея собиралась для оказания вотума доверия Мосли. Тогда 103 голоса удержали Макса в кресле и лишь 55 требовали его отставки. Ватанена, очевидно, поддержал его же кабинет из 22 человек, еще 14 клубов, главы которых вошли бы в его версию Совета по автоспорту и еще 13 членов Федерации. Прямо скажем, негусто. В общей сложности Жан набрал 68,88 процента всех голосов
В интернет опросах, кстати, результаты наблюдались прямо противоположные: от 75 до 82 процентов читателей голосовало за Ари, вот только общественное мнение к реальным выборам не имело никакого отношения.
От Жана Тодта кого-то из болельщиков «Формулы-1» отпугнуло его в прошлом непосредственное участие в работе «Феррари», кого-то его далеко не всегда спортивные приемы борьбы, будь то монетки, прямые приказы из боксов о пропуске лидера или специальные контрактные условия для одного из напарников. Оставшиеся отвернулись после того, как явная поддержка Мосли и его подручных начала наводить на мысль, что француз продолжит политику своего знаменитого предшественника.
Жан талантливый менеджер, но все эти годы, в которые он добивался успехов с «Пежо» и «Феррари», над ним был автоконцерн, который ставил четкие цели. А точнее, одну цель победить. Добиваться ее он и умеет лучше всего, порой любой ценой. Но как тут не вспомнить очень уместную фразу оппонента Ватанена о том, что «Формула-1» (или ФИА, если на то пошло) не должна быть полем боя. Здесь не над кем побеждать, а значит, Тодту предстоит новая роль, к которой, думается, применим отнюдь не весь опыт прошлой работы.
В интернет опросах от 75 до 82 процентов читателей голосовало за Ватанена
В ФИА он впервые встанет во главе огромной всемирной организации, и те цели и задачи, которые раньше он получал сверху, предстоит не только решать, но и формулировать самостоятельно. Может именно отсюда и идет то недоверие, которое высказывают обычные болельщики? Может поэтому, несмотря на заверения лагеря Тодта о его собственном подходе к руководству, несмотря на слова Мосли об уходе от дел, многие сомневаются, что за кулисами не будет стоять и дергать за ниточки, рассказывать, что делать, все тот же старина Макс?
С другой стороны, какие у нас с вами претензии к ФИА и политике ее руководства последних лет? Непоследовательное судейство на Гран-при, необдуманные и насильственные внедрения некоторых изменений в регламенты и гонения отдельных команд и персонажей за различные проступки с произвольным набором выдаваемых штрафов. Припомните что-то еще?
Команда Тодта абсолютно грамотно идентифицировала эти три проблемы (наряду со многими другими) и запланировала для их решения реформы, нужно признать, очень дельные. Специальная группа изучит и даст оценку работы стюардов не только в «Ф-1», но и во всех главных чемпионатах, проводимых под эгидой ФИА, она же разработает тренинги для судей, что должно помочь при принятии ими более грамотных и непротиворечивых решений. В этом сезоне уже была предпринята попытка улучшить судейство и сделать его более прозрачным, однако большого прогресса пока не заметно иногда судьи не замечали требующих рассмотрения инцидентов, иногда уделяли слишком пристальное внимание обычным гоночным коллизиям.
Команда Тодта идентифицировала три главных проблемы и запланировала реформы для их решения
Тодт не собирался принимать слишком деятельное участие в жизни «Формулы-1», чем последнее время так грешил Мосли, и для того, чтобы разбираться с повседневными вопросами жизни чемпионатов, в частности с регламентом, будут назначены специальные комиссары. Чем не должность для Макса, а?! Но шутки в сторону, при грамотном человеке на этом посту, который будет слушать рекомендации Комиссии по «Ф-1» и служить связующим звеном между ФИА и ФОТА, такая комбинация вполне может оказаться плодотворной.
Наконец, третью проблему дисциплинарные нарушения вроде «крэш-», «лже-» и прочих гейтов Тодт собирается перевести в ведение специального Жюри, которое будет проводить расследование, заслушивать аргументы сторон и рекомендовать наказания Совету ФИА. Возможно, выглядит как раздувание штата и усугубление бюрократии, однако снова, при грамотной делегации обязанностей такая структура может помочь систематизировать возникающие скандалы. А в чем еще не откажешь французу так это в умении собирать правильную команду верных людей на нужные места.
Признаюсь, где-то на середине пути к выборам моя поддержка плавно перекочевала от Ватанена к Тодту. Боюсь, на мою долю слишком часто выпадал перевод цитат именно финна, и в какой-то момент многократные повторения слова «перемены» без четких предложений, в чем же они будут заключаться, сформировались в идею о том, что он требует изменений ради самих изменений. «Формуле-1» многие нововведения, даже те, что были продуманы и просчитаны умными инженерами, стоили дорого, а эффекта приносили чуть. Как пример нынешняя аэродинамика. К некоторым технологиям, поклонником которых называет себя Ари, королевские автогонки еще тоже не готовы достаточно посмотреть на поспешное внедрение в этом году KERS. Но в целом, это лишь мое интуитивное предпочтение, основанное на словах, произнесенных до 23 октября 2009 года. Дальше мы будем судить по делам это единственное, что имеет значение. У Жана Тодта есть минимум четыре года, максимум восемь лет.