Суперфиналы Феттеля и Алонсо. 7 решающих гонок чемпионов

Пока Феттель и Алонсо готовятся к финальной битве за чемпионский титул «Формулы-1», блог «Версификаторные россказни» вспомнил их важнейшие гонки, а также задумался над тем, у кого больше шансов на победу.

Один из них в эти выходные станет трехкратным. Фото: REUTERS/Edgar Su

Гран-при Бразилии 2005 года

Весь сезон Фернандо бережно собирал очки в копилку личного зачета – его «Рено» R25 был не самым быстрым автомобилем в пелотоне, но все же достаточно конкурентоспособным, а главное – надежным. После многолетнего доминирования Михаэля Шумахера стиль испанца казался непривычным: некоторые недовольные болельщики называли пилотаж Алонсо «доезжаловом», а более лояльные вспоминали, что похожим образом титулы выигрывал великий Ален Прост.

Загружаю...

Алонсо зарабатывал максимум очков там, где возможно. За весь сезон он 15 раз финишировал на подиуме и 7 раз – на первом месте. 17-й этап первенства, проходивший в Бразилии, в общем, стал отражением всего года: Хуан-Пабло Монтойя и Кими Райкконен из «Макларена» сделали дубль, но Фернандо финишировал третьим, и набранных очков ему хватило для того, чтобы за две гонки до окончания первенства досрочно стать чемпионом.

Гран-при Японии 2006 года

Формально решающей гонкой в 2006 году тоже стала бразильская, последняя в календаре чемпионата – в случае схода Алонсо (в то, что он финиширует ниже 8-й позиции, верилось с трудом) и первого места Михаэля Шумахера титул ушел бы к немцу из-за большего числа побед за сезон. Однако фактически определяющим стал предыдущий этап в Японии.

Перед гонкой на «Сузуке» Шумахер и Алонсо набрали равное количество очков – по 116, а по ходу самого заезда пелотон уверенно возглавлял гонщик «Феррари». Однако на 37-м круге произошло то, чего прежде с Шумахером практически не случалось – мотор на его «Феррари» испустил дух. Первая позиция утекла к Алонсо, и испанец не упустил возможности оторваться от конкурента на почти неотыгрываемые 10 очков.

Загружаю...

Любопытно, что сход из-за проблем с двигателем в Японии стал первым для Шумахера после Гран-при Франции 2000 года, да и вообще, за предыдущие сезоны количество технических проблем на машине немца можно пересчитать по пальцам одной руки. Однако все в мире стремится к некоему равновесию – начиная с «Сузуки» (и возвращения в «Ф-1» в 2010 году) Шумахер стал одним из самых невезучих гонщиков в пелотоне.

Гран-при Бразилии 2007 года

Практически весь год чемпионат возглавлял новичок первенства Льюис Хэмилтон из «Макларена», но и его напарник Алонсо, перешедший в английскую конюшню из «Рено», был всегда рядом. Казалось бы, о подобном должна мечтать любая команда, но в «Макларене» обстановка была совсем не радужной: раздираемый внутренней борьбой и шпионским скандалом коллектив подходил к решающему этапу сезона в напряжении.

Более того, в предпоследних гонках Алонсо и Хэмилтон по одному разу сошли, и благодаря этим неудачам у преследовавшего их Кими Райкконена появился шанс выиграть титул. Честно говоря, в успех финна верилось в трудом – ему нужно было не просто победить, но еще и надеяться, что Алонсо при этом финиширует ниже второго места, а Хэмилтон – ниже пятого, – но тот год в «Формуле-1» баловал болельщиков неожиданностями…

Загружаю...

Хэмилтон после злоключений на первых кругах всю оставшуюся гонку пытался пробиться к спасительной пятой позиции, а Алонсо ничего не смог поделать с более быстрыми гонщиками «Феррари». Когда же Масса и Райкконен после заключительного пит-стопа поменялись местами, все окончательно стало на свои места – титул завоевал Райкконен.

Впрочем, судя по лицу Фернандо на послегоночной пресс-конференции, вряд ли он сильно расстроился из-за упущенной победы в чемпионате.

Гран-при Бразилии 2009 года

Сезоны-2008 и 2009 Алонсо проводил в потерявшей форму команде «Рено», а в это время в «Формуле-1» засияла звезда Себастьяна Феттеля. Немец выиграл Гран-при Италии 2008 года на «Торо Россо», а затем перешел в «Ред Булл» и включился в спор за чемпионский титул.

Молодой Феттель хоть и демонстрировал отличную скорость, но порой действовал не слишком аккуратно. Например, на Гран-при Австралии Себ лишился подиума только из-за того, что не стал уступать дорогу более быстрому Роберту Кубице. Кроме того, его «Ред Булл» RB5 был не слишком хорош на жарких этапах, из-за чего отставание от лидировавшего Дженсона Баттона сокращалось не слишком стремительно.

В результате, за два этапа до окончания чемпионата Феттель занимал третье место в личном зачете и уступал Баттону 16 очков. Требовалось совершить чудо, но все закончилось уже в квалификации к Гран-при Бразилии – из-за меняющейся интенсивности дождя Себастьян не прошел даже во второй сегмент квалификации. Несмотря на то, что в гонке пилот «Ред Булл» пробился на 4-е место, чемпионом стал финишировавший 5-м Баттон.

Загружаю...

Гран-при Абу-Даби 2010 года

В первый год новой системы начисления очков борьба в чемпионате оказалась очень острой: за титул долгое время боролись пять гонщиков, и лишь к последнему этапу сезона в Абу-Даби их число сократилось до трех.

Перед Гран-при Абу-Даби в чемпионате лидировал Фернандо Алонсо, который опережал представителей «Ред Булл» Марка Уэббера и Себастьяна Феттеля на 8 и 15 очков соответственно. Для завоевания титула испанцу не требовалось выигрывать – гонщик «Феррари» мог приехать вторым в случае успеха Уэббера или четвертым при победе Феттеля и стать чемпионом.

После первых кругов Алонсо действительно шел таким, каким ему было нужно – четвертым, впереди Уэббера, – а Феттель возглавлял заезд. Казалось бы, «Феррари» требовалось лишь следить за действиями конкурентов впереди и не совершать лишних телодвижений, однако, заметив, что Марк бросился в боксы, Скудерия допустила роковую ошибку – повторила этот тактический ход «Ред Булл». Мысли у всех были благими – ранний пит-стоп должен был позволить затем ехать еще быстрее за счет более свежей резины, но вместо этого Алонсо застрял в трафике.

Человеком, сдержавшим испанца, оказался россиянин Виталий Петров, но, честно говоря, даже если бы Алонсо сумел сломить сопротивление гонщика «Рено», ему затем потребовалось бы обогнать Роберта Кубицу и Нико Росберга.

Феттель финишировал первым и стал чемпионом, а в «Феррари» после стратегической ошибки последовало несколько важных кадровых перестановок.

Гран-при Японии 2011 года

В год безоговорочного лидерства Себастьяна Феттеля вопрос был не в том, кто станет чемпионом, а в том, когда именно? Немец штамповал одну победу за другой, и уже в начале заключительной выездной серии гонок оказался близок к тому, чтобы лишить конкурентов даже математических шансов на победу.

Загружаю...

Второй титул Себ добыл на «Сузуке», в 15-й из 19-ти гонок чемпионата. Правда, весь заезд пилот «Ред Булл» был сам не свой – несмотря на огромный отрыв в чемпионате, он чувствовал некий дискомфорт, – и в итоге финишировал третьим. Впрочем, этого хватило.

Гран-при Бразилии 2012 года

Феттель – фаворит?

Перед заключительным этапом сезона в чемпионате лидирует Себастьян Феттель – он на 13 очков опережает Фернандо Алонсо. Гонщик «Ред Булл» – фаворит на бумаге: для завоевания титула немцу нужно финишировать хотя бы четвертым (если Алонсо станет первым), шестым – в случае второго места испанца, или девятым – если Фернандо доберется до финиша третьим.

Если учесть, что в последних шести гонках сезона Себ ни разу не финишировал за пределами подиума, его шансы на итоговый успех кажутся выше, тем более что трасса в Интерлагосе хорошо подходит австрийской конюшне, которая выиграла Гран-при Бразилии в 2009, 2010 и 2011 годах.

Однако, во-первых, в этом году преимущество RB8 в гонках не выглядит подавляющим (более того, по гоночному темпу «Ред Булл» иногда уступает конкурентам), а во-вторых, значимость квалификации в Бразилии ниже, чем на предыдущих этапах; «Интерлагос» – один из самых обгонных автодромов в «Формуле-1».

Значимость квалификации в Бразилии ниже, чем на предыдущих этапах

Это значит, что Алонсо даже при старте с 6-го места (его средняя стартовая позиция в этом году) не потеряет шансы на успех. И наоборот – первый ряд ничего не гарантирует Феттелю.

У «Ред Булл» все здорово с прижимной силой – это поможет Феттелю на техничном втором секторе трассы, – но иногда возникают проблемы с максимальной скоростью, недостаток которой может поставить Себастьяна под удар: большинство обгонов в Интерлагосе возникают перед первым поворотом – после длинной стартовой прямой.

Загружаю...

С другой стороны, возможность опередить соперника на этом участке «Интерлагоса» зависит не столько от максимальной скорости, сколько от прохождения поворотов «Мергульо» и «Жунсан». Тут-то и понадобится прижимная сила. В общем, вопрос обгонов – это вопрос поиска оптимального баланса, то есть, все упирается в работу инженеров и гонщиков на тренировках.

Другая важная вещь – шины. В Сан-Паулу «Пирелли» привезет средний и жесткий составы шин – вновь консервативный выбор, но более оправданный, чем в США, ведь износ шин на трассе в Интерлагосе заметно выше. В то же время такой выбор шинников предполагает более быстрый прогрев покрышек на RB8, чем на F2012 – небольшое, но все-таки подспорье для Феттеля.

Непредвиденные факторы

Однако скорость – это не все в «Формуле-1», ведь до финиша еще важно доехать. Поломка генератора на машине Уэббера в США стала напоминанием об одной из уязвимостей RB8, в то время как «Феррари» по традиции работает с танком (который весь год учится ехать быстро). В Интерлагосе «быки» будут пользоваться новой версией генератора (от которой команда отказалась в США, за что и поплатилась сходом Марка), но это вряд ли развеет все страхи Кристиана Хорнера.

Кроме того, влияние на ход Гран-при Бразилии может оказать погода – высока вероятность дождя, который если и не сделает Алонсо фаворитом, то как минимум уравняет шансы претендентов на титул.

Также не стоит забывать и о том, что кроме «Феррари» и «Ред Булл» в Интерлагосе будут гоняться и другие команды, в частности, набравший ход «Макларен». С одной стороны, быстрые конкуренты могут серьезно надавить на Себастьяна (который не всегда выглядит психологически устойчивым), но в то же время именно они могут помешать Фернандо добраться до первого места.

Загружаю...

Кто больше достоин титула?

Вряд ли кто-то поспорит с тем, что Алонсо в этом году обладал не самой лучшей машиной в пелотоне, и все же он по-прежнему претендует на победу в чемпионате. Отличные выступления в первой части сезона, особенно в Сепанге и Валенсии, говорят о том, что испанец заслужил чемпионский титул.

В то же время победа в «Формуле-1» – это достижение не одного пилота, а всей команды. Поэтому итоговый успех Феттеля и «Ред Булл», особенно после впечатляющей серии из четырех побед, не будет незаслуженным.

Так или иначе, но победит сильнейший.

Популярные комментарии
BananaZZZ
Вперед, Себ! Это твоя эпоха, ты заслужил!
uksus
Гонщик «Ред Булл» – фаворит на бумаге __________________ Что ж Вы, Дмитрий, такие страхи для Феттеля расписали Фернандо нужно обязательно приехать на подиум, а вот Феттелю это совсем не обязательно Возьмем бумагу и распишем претендентов на подиум: Вебберу сменят картонный КЕРС на настоящий, расскажут особенности старта на самовозе, обьявят его первым номером в команде и разработают тактику для победы в гонке Хемильтон обладает быстрым болидом, на кураже и с большим желанием завершить шестилетний этап карьеры в Макларен только победой Баттон обладает быстрым болидом и явно не хочет уступать Льюису Кими с хорошим болидом явный претендент финишировать на подиуме с целью удержать 3 позицию в ЛЗ Запишем и Феттеля в эту компанию Так вот пусть сначала Алонсо на подиум прорвется, а уж потом Феттель начнет переживать
Iva_Nova
Кто больше достоин титула? ------------ очевидно, что оба претендента :)
Еще 43 комментария
46 комментариев Написать комментарий