Мотор на три гонки? Вряд ли!
Итак, что у нас было? Был один мотор, который должен был проходить дистанцию двух Гран-при подряд, и за его досрочную замену полагался жестокий, на мой взгляд, штраф в 10 мест на стартовой решетке. Количество моторов, которое могла использовать команда, было неограниченным, но, понятно, все старались его минимизировать: 9 на 18 Больших призов плюс один «джокер» на всякий случай.
Когда ФОТА вместе с ФИА решили продлить двигателям жизнь говорилось, «удвоить» считалось, что теперь две гонки подряд плавно перетекут в три (тоже подряд). К этому добавлялось еще одно ограничение на общее количество силовых агрегатов 8.
Сегодня все оказывается совсем не так. Фактически, ограничение только одно те самые 8 моторов на сезон. И используй их, как душе угодно: в Австралии один, в Малайзии второй, в Китае третий и так далее Вплоть до того, что менять двигатель можно будет даже после квалификации, и все это без штрафов! Тяжелые времена настанут тогда, когда пилот использует все свои моторы, например, угробит пару-тройку из них. Вот тогда ему за девятый положен стандартный штраф в виде 10 мест
И знаете, мне такой поворот событий по душе. Во-первых, добавляет еще одно измерение в стратегическое планирование для тех, кто любит тактические и технические мелочи в «Формуле-1». Во-вторых, правило более демократично, поскольку позволяет командам без штрафа манипулировать двигателями, которые из-за предосторожности им хочется поменять, например, перед сложной гонкой, или разбить требовательную связку Италия-Бельгия (в прошлом году многие использовали здесь «джокер»). Это для тех, кто любит спортивную борьбу без вмешательства в нее слишком многих искусственных ограничений.
Теперь займемся, как всегда, легкими арифметическими подсчетами. Гонок, как известно, после отчисления Канады и самоотвода Франции осталось 17. Моторов восемь. Делим Получаем, что в идеальной ситуации, когда все надежно, работает и не ломается, можно использовать семь моторов, которые пойдут в режиме двух Гран-при, и один на три гонки. Это конечно, очень упрощенная схема, потому что вариантов компоновки здесь масса. Например, для предосторожности, можно оставить один двигатель запасным (особенно командам, борющимся за чемпионство), чтобы не было мучительно больно в последних гонках, когда все решается, а у гонщика неожиданно штраф на 10 мест.
Но главное тут другое. О трех этапах, не то что подряд, но даже вообще о трех этапах, при такой схеме не идет речи – все остается почти как в прошлом году. А если бы еще заморозки не было, можно было бы вообще вернуть квалификационные двигатели! Интересно, а не разовьют ли команды эту идею с помощью настроек и «запасных» движков?
Посмотрим, конечно, как это все будет работать на практике, в частности, каким образом будет контролироваться перекидывание моторов туда-сюда. Но предварительный вывод таков: команды мыслят интереснее и свободнее, чем ФИА, и это очень хорошо для «Формулы-1».